Технология создания школьного сайта

Разделы: Информатика


Количество часов в неделю: 2 ч в неделю, всего 68 учебных часов.

Образовательная область: „Информатика“.

Профиль: физико-математический

Цель курса: научить учащихся:

  • обработке графической информации с помощью Adobe Photoshop CS 9.0
  • созданию анимированных картинок с помощью Adobe ImageReady CS 9.0
  • дать понимание принципов построения и хранения изображений;
  • изучить форматы графических файлов и целесообразность их использования при работе с различными графическими программами;
  • рассмотреть применение основ компьютерной графики в различных графических программах;
  • научить учащихся создавать и редактировать собственные изображения, используя инструменты графических программ;
  • научить выполнять обмен графическими данными между различными программами.
  • научить учащихся ориентироваться и продуктивно действовать в информационном Интернет-пространстве, используя для достижения своих целей создаваемые веб-ресурсы;
  • сформировать у них целостное представление об информационной картине мира средствами “Всемирной паутины”. Научить способам представления информации в сети Интернета;
  • познакомить со способами научно-технического мышления и деятельности, направленными на самостоятельное творческое познание и исследование информационной части сетевого пространства;
  • реализовать коммуникативные, технические и эвристические способности учащихся в ходе проектирования и конструирования сайтов;
  • сформировать элементы информационной и телекоммуникационной компетенций по отношению к знаниям, умениям и опыту конструирования веб-сайтов.

Задачи курса:

  • познакомить с видами веб-сайтов, их функциональными, структурными и технологическими особенностями;
  • сформировать навыки элементарного проектирования, конструирования, размещения и сопровождения веб-сайта;
  • дать первичные навыки программирования на языках HTML, Dynamic HTML, CSS; познакомить с основами веб-дизайна;
  • сформировать навыки работы в коллективе с комплексными веб-проектами;
  • создать и разместить в сети Интернета собственный веб-сайт по выбранной тематике.

Методы обучения:

Основная методическая установка курса — обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по практическому конструированию сайтов.

Большинство заданий выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.

Кроме индивидуальной, применяется и групповая работа. На определенных этапах обучения учащиеся объединяются в группы, т.е. используется проектный метод обучения. Выполнение проектов завершается защитой.

Метод проектов.

Основным методом обучения в данном элективном курсе является метод проектов. Проектная деятельность позволяет развить исследовательские и творческие способности учащихся. Роль учителя состоит в кратком по времени объяснении нового материала и постановке задачи, а затем консультировании учащихся в процессе выполнения практического задания.

Компьютерный практикум.

Разработка каждого проекта реализуется в форме выполнения практической работы на компьютере (компьютерный практикум).

Контроль знаний и умений.

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий. Итоговый контроль реализуется в форме защиты итоговых проектов.

Формы организации учебных занятий

Основной тип занятий — практикум. Большинство заданий курса выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств. Доступ в Интернет желателен, но не обязателен. Все работы ученики могут осуществлять и без подключения к сети. Подключение к Интернету потребуется только в случае размещения в Интернете ученических проектов – созданных ими сайтов. Но это они могут выполнить индивидуально, не в рамках школьного курса.

Единицей учебного процесса является блок уроков (глава). Каждый такой блок охватывает изучение отдельной информационной технологии или ее части. В предлагаемой программе количество часов на изучение материала определено для блоков уроков, связанных с изучением основной темы. Внутри блоков разбивка по времени изучения производится учителем самостоятельно. С учетом регулярного повторения ранее изученных тем темп изучения отдельных разделов блока определяется субъективными и объективными факторами.

Каждая тема курса начинается с постановки задачи — характеристики образовательного продукта, который предстоит создать ученикам. С этой целью учитель проводит веб-экскурсию, мультимедийную презентацию, комментированный обзор сайтов или демонстрацию слайдов.

Изучение нового материала носит сопровождающий характер. Ученики изучают его с целью создания запланированного продукта — графического файла, эскиза веб-страницы, элемента сайта и т.п.

Далее проводится тренинг по отработке умений выполнять технические задачи, соответствующие минимальному уровню планируемых результатов обучения. Тренинг в конечном итоге переходит в комплексную творческую работу по созданию учениками определенного образовательного продукта, например веб-сайта.

В ходе обучения учащимся периодически предлагаются короткие (5— 10 мин) контрольные работы на проверку освоения изученных способов действий. Проводятся краткие срезовые работы по определению уровня знаний учеников по данной теме. Выполнение контрольных работ способствует быстрой мобилизации и переключению внимания на осмысливание материала изучаемой темы. Кроме того, такая деятельность ведет к закреплению знаний и служит регулярным индикатором успешности образовательного процесса.

Регулярное повторение способствует закреплению изученного материала. Возвращение к ранее изученным темам и использование их при изучении новых тем способствуют устранению весьма распространенного недостатка — формализма в знаниях учащихся — и формируют научное мировоззрение учеников.

Индивидуальная учебная деятельность сочетается с проектными формами работы по созданию сайта. Выполнение проектов завершается их защитой и рефлексивной оценкой.

Планируемые результаты курса

В рамках данного курса учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности:

  • знают принципы и структуру устройства “Всемирной паутины”, формы представления и управления информацией в сети Интернета;
  • умеют найти, сохранить и систематизировать необходимую информацию из сети с помощью имеющихся технологий и программного обеспечения; владеют браузерами IE, NN, Opera;
  • умеют спроектировать, изготовить и разместить в сети веб-сайт объемом 5—10 страниц на заданную тему;
  • умеют программировать на языках HTML, Dynamic HTML, CSS на уровне создания не менее 3—5 соответствующих элементов сайта;
  • владеют способами работы с изученными программами (редакторы сайтов);
  • знают и умеют применять при создании веб-страницы основные принципы веб-дизайна;
  • владеют необходимыми способами проектирования, создания, размещения и обновления веб-сайта;
  • знают виды веб-сайтов, способны произвести анализ и сформулировать собственную позицию по отношению к их структуре, содержанию, дизайну и функциональности;
  • владеют приемами организации и самоорганизации работы по созданию сайта;
  • имеют положительный опыт коллективного сотрудничества при конструировании сложных веб-сайтов;
  • имеют опыт коллективной разработки и публичной защиты созданного сайта;
  • способны осуществлять рефлексивную деятельность, оценивать свои результаты, корректировать дальнейшую деятельность по сайтостроительству.

Способы оценивания уровня достижений учащихся

Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты учеников (созданные веб-страницы, сайты и т.п.), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса.

Основой для оценивания деятельности учеников являются результаты анализа его продукции и деятельности по ее созданию. Оценка имеет различные способы выражения — устные суждения педагога, письменные качественные характеристики.

Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения учеником минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах курса. Оцениванию подлежат также те направления и результаты деятельности учеников, которые определены в рабочей программе учителя и в индивидуальных образовательных программах учеников.

Ученик выступает полноправным субъектом оценивания. Одна из задач педагога — обучение детей навыкам самооценки. С этой целью учитель выделяет и поясняет критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей образовательного продукта — создаваемого сайта.

Проверка достигаемых учениками образовательных результатов производится в следующих формах:

  • текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий;
  • взаимооценка учащимися работ друг друга или работ, выполненных в группах;
  • публичная защита выполненных учащимися творческих работ (индивидуальных и групповых);
  • текущая диагностика и оценка учителем деятельности школьников;
  • итоговая оценка индивидуальной деятельности учащихся учителем, выполняемая в форме образовательной характеристики.

Предметом контроля и оценки являются внешние образовательные продукты учеников. Качество ученической продукции оценивается следующими способами:

  • по количеству авторских творческих элементов в сайте;
  • по степени его оригинальности;
  • по относительной новизне сайта для ученика или его одноклассников;
  • по емкости и лаконичности созданного сайта, его интерактивности;
  • по практической пользе сайта и удобству его использования.

Уровень развития у учащихся личностных качеств определяется на основе сравнения результатов их диагностики в начале и конце курса. С помощью методики, включающей наблюдение, тестирование, анализ образовательной продукции учеников, учитель оценивает уровень развития личностных качеств учеников по параметрам, сгруппированным в определенные блоки: технические качества, дизайнерские, коммуникативные, креативные, когнитивные, оргдеятельностные, рефлексивные.

Итоговый контроль проводится в конце всего курса в форме защиты творческих работ. Данный тип контроля предполагает комплексную проверку образовательных результатов по всем заявленным целям и направлениям курса. Формой итоговой оценки каждого ученика выступает образовательная характеристика, в которой указывается уровень освоения им каждой из целей курса и каждого из направлений индивидуальной программы ученика по курсу.

Приложение