"Деловая игра как технология формирования и развития профессиональных компетенций"

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Краткий терминологический словарь гуманитарных дисциплин, изданный СГУ, предлагает следующее определение понятия деловая игра: “это ролевое воссоздание предметного и социального содержания той или иной деятельности, моделирование систем отношений, характерных для данного вида практики”. Указывается, что деловая игра позволяет достигать дидактические и воспитательные цели. К видам деловых игр авторы словаря относят ролевые игры, мозговой штурм. Таким образом, деловая игра рассматривается как образовательная технология.

В литературе встречается множество различных вариаций деловых игр: аварийные, технологические, хозяйственные, управленческие, производственные, организационные игры. В 1979 г. возникли и получили распространение организационно-деятельностные игры (Г.П. Щедровицкий), в 1981 г. - инновационные игры (В.С. Дудченко). В то же время получили распространение организационно-мыслительные игры (О.С. Анисимов), направленные на развитие мышления участников. Применение деловой игры в обучении школьников подробно обосновали такие видные исследователи, как С.А. Шмаков, М.В. Кларин и др. Опубликовано значительное число конкретных разработок деловых игр по экономическим дисциплинам, истории, праву.

Универсальность деловой игры определяется ее базовыми характеристиками: деловое общение; продуктивная, творческая деятельность; интеллектуальная конкуренция. Технология деловой игры является универсальной образовательной инновацией, которая имеет широкие возможности для применения в качестве технологии проведения занятий, воспитательной технологии, технологии работы с одаренными учащимися, технологии научно-исследовательской работы, технологии коллективного принятия решений, технологии представления педагогического опыта и повышения квалификации преподавателей.

“Общая характеристика социальной политики государства”

Деловая игра

Данная игра проводится в рамках дисциплины “Система государственного управления”, а также “Социальное управление”, может проводиться как интегрированное занятие, в рамках внеклассной работы. В рамках лекционного материала студентам дается характеристика системы управления социальной сферой, компетенция министерств на федеральном и региональном уровне. Характеризуются основные направления реформирования отдельных сфер социальной политики. Показывается процесс разработки государственной политики, условия эффективности процесса реформирования. Ко времени проведения данной игры у студентов должны быть сформированы первичные навыки социального проектирования. Данная игра носит характер управленческой и одновременно исследовательской. Рекомендуется проведение в форме открытого занятия, профессиональных фестивалей, конкурсов, декад. Работы студентов в процессе подготовки к игре могут быть продолжены в качестве научно-исследовательских работ для участия в научно-практических конференциях. Игра сочетает в себе требования к деловой игре и социальному проектированию

Студент должен:

Знать:

  • структура социальной сферы
  • характеристика государственной политики в социальной сфере на современном этапе

Цели игры:

  • систематизация знаний о системе управления социальной сферой,
  • формирование умений анализировать сущность реформирования рассматриваемого направления государственной политики России.

Задачи:

  • Развитие умений анализировать и вести дискуссию
  • формирование гражданской позиции
  • актуализация знаний в сфере управления социальной политикой.

Формируемые компетенции: инновационно-исследовательская, планирующая.

Ожидаемые результаты:

Развитие навыков социального проектирования, систематизация знаний в сфере государственной политики.

Общие рекомендации для подготовки:

Перед игрой студенты разбиваются на группы, каждый получает свою роль и знакомится с правилами проведения игры, заданием. Для каждого игрока предусматривается четкая инструкция. Для подготовки к деловой игре студентам предоставляется список основной и дополнительной литературы, основных источников в виде законодательных актов. Перед непосредственным проведением игры необходимо провести консультацию с каждой группой участников по вопросам структуры выступления, проведения исследования и представления материала. Каждый игрок должен иметь соответствующий бейджик с наименованием должности и представляемого министерства, средств массовой информации.

Данная игра имитирует открытое совещание членов правительства по вопросам эффективности социального реформирования в России. На данном совещании присутствуют не только министры и их заместители, но и средства массовой информации, которые представляют интересы общества и должны будут после данного совещания донести до них результаты открытого обсуждения в идее студенческой газеты.

Каждая группа должна начинать свое выступление с определения той сферы общественного развития, которую она представляет, и ее значение. Компетенция министерства. Основные нормативно-правовые акты, регулирующие данную сферу. Основные направления реформы. В сфере образования необходимо рассказать о Национальном проекте “Образование”. В сфере жилищной политики об ипотечном кредитовании и поддержке молодых семей с помощью различного рода жилищных программ. В сфере здравоохранения также следует раскрыть основные направления, мероприятия национального проекта.

Основу выступления каждого министерства представляет мини-исследование по одной из предложенных тем. Для каждого министерства перечень тем свой. В должностной инструкции, разработанной для каждой группы участников, описываются основные вопросы, подлежащие раскрытию в рамках выбранной темы.

Группы, представляющие министерства должны строить свои выступления с позиции государственных органов. Их цель – убедить общество в эффективности проводимых реформ, делать акцент на положительной динамике происходящих изменений. При этом члены правительства должны объективно оценивать свою собственную деятельность и деятельность своих коллег. Поэтому допускается аргументированная критика, в том числе со стороны других министерств. Члены правительства, отмечая проблемы в исследуемой сфере, должны не только констатировать факт, но и предлагать пути решения данных проблем.

Средства массовой информации, представители общественности готовят выступление о социальных проблемах в сфере образования, здравоохранения, жилищной обеспеченности. Начать выступление можно рекомендовать с характеристики понятия “социальное государство”. Следует привести статистические данные, провести опрос граждан, таким образом, позиция группы будет не только аргументированной, но и убедительной. Возможно рассмотрение зарубежного опыта формирования социальной политики государства.

Для подготовки участникам отдельной подгруппы следует сразу распределить полномочия и порядок выступления.

Перед началом игры преподавателю необходимо подготовить проспект, в нескольких экземплярах для участников и гостей, приглашенных на игру.

Примерный состав участников игры:

  1. Ведущий (преподаватель).
  2. Председатель правительства. (Приложение 1)
  3. Средства массовой информации, представители общественности (7-8 человек). (Приложение 2)
  4. Министерство образования и науки (7-8 человек). (Приложение 3)
  5. Министерство здравоохранения и социального развития (7-8 человек). (Приложение 4)
  6. Министерство регионального развития (7-8 человек). (Приложение 5)
  7. Эксперты (студенты других групп, приглашенные преподаватели).

Тематика мини-исследований:

  1. Министерство социального развития и здравоохранения.

а) социальная поддержка детей-сирот;

б) кадровая политика в сфере здравоохранения;

в) формы поддержки материнства и детства.

  1. Министерство образования и науки.

а) молодежная политика

б) реформирование профессионального образования

в) развитие физической культуры и спорта

  1. Министерство регионального развития

а) государственное ипотечное кредитование;

б) сертификат, как форма решения жилищного вопроса военнослужащих

Сценарий игры

Ведущий: Добрый день, я приветствую вас на Деловой игре “Социальная политика”. Целью проведения данного мероприятия является: формирование определения путей и способов совершенствования социального управления, как части государственной политической системы, для выработки оптимальных решений в игровой обстановке.

  1. (Представляет участников игры).
  2. Выступление председателя правительства. 5-7 мин.
  3. Председатель Правительства: Добрый День! Приветствую вас, уважаемые члены правительства и представители прессы на открытом совещании по вопросам социальных реформ в Российской Федерации. Сегодня мы должны совместно проанализировать эффективность проводимых реформ, выявить те проблемы, которые возникают в социальной сфере, и разработать пути их решения (далее председатель правительства представляет свой доклад согласно инструкции). Теперь мы выслушаем членов министерств, которые выступят с докладами о результатах своей работы. Первым мы заслушиваем министерство здравоохранения и социального развития.

  4. Выступление группы Министерства здравоохранения и социального развития – до 15 мин.
  5. Председатель Правительства: спасибо за выступление, пожалуйста, вопросы по данному выступлению (задаются вопросы). Для обсуждения итогов работы приглашается министерство образования и науки.
  6. Выступление группы Министерства образования и науки – до 15 мин.
  7. Председатель Правительства: спасибо за выступление, пожалуйста, вопросы по данному выступлению (задаются вопросы). Последнее министерство, доклад которого мы сегодня заслушаем – министерство регионального развития.
  8. Выступление группы Министерства регионального развития – до 15 мин.
  9. Председатель Правительства: спасибо за выступление, пожалуйста, вопросы по данному выступлению (задаются вопросы). Так как наше совещание открытое, то я предоставляю слово средствам массовой информации, которые также могут дать свои рекомендации правительству РФ.
  10. Выступление представителей средств массовой информации, общественности – до 15 мин.
  11. Ведущий: уважаемые члены Правительства, я прошу обратить внимание вас на письменное обращение Президента, пришедшее в адрес всех присутствующих на данном открытом совещании. (На экране представлено обращение, зачитывается ведущим):

Уважаемые члены правительства и представители прессы, с целью повышения эффективности работы правительства Российской Федерации, прошу по итогам данной встречи выработать совместные предложения по вопросам повышения эффективности взаимодействия министерств между собой, а также с прессой, которая является посредником между властью и обществом. Для этого предлагаю каждому министерству разработать предложения в адрес других министерств и прессы. Средствам массовой информации предлагаю разработать предложения в адрес правительства по поводу взаимодействия власти и СМИ. На совместном совещании утвердить лучшие предложения.

  1. Ведущий: 5 минут дается каждому министерству и СМИ для выработки данных предложений, затем они должны будут вынесены на всеобщее обсуждение.
  2. Совещание каждой группы. Разработка предложений. – 5 мин.
  3. Внесение предложений каждой группой. – 5 мин.
  4. Совместное совещание всех групп. Выбор и формулировка лучших предложений.
  5. Председатель правительства зачитывает предложения.
  6. Подведение итогов. Рефлексия (каждая группа высказывает свое мнение). Оценка экспертов.

Критерии оценки

       

3

2

1

Активность студентов Активное участие принимали не только в выступлении, но и задавали вопросы другим участникам Проявили среднюю заинтересованность в выступлении не участвовали в дискуссии, не задавали вопросы другим участникам
Аргументированность высказываний и новаторство предложений, практическая значимость исследования Проявили высокий уровень знания исследуемой проблемы, использовали статистические данные, провели собственное социологическое исследование, разработали предложения Использовали статистические данные, сформулировали проблемы; не совсем четко отвечали на вопросы, но с теоретическим материалом ознакомлены, разработали собственные предложения Не провели социологического исследования, выводы сформулированы только на основе теоретического анализа, затруднялись в ответах на вопросы
Соблюдение регламента Соблюден полностью Частично превысили установленное время Значительно превысили регламент
Построение речи Эмоциональная, лаконичная, с использованием категориального аппарата Не эмоциональная речь, частичное использование “слов-паразитов” Отсутствие эмоциональной окраски выступления, постоянное употребление “слов-паразитов”, паузы.
Внешний вид Деловой стиль Присутствуют

элементы небрежности

Одежда не соответствуют деловому стилю (джинсы, спортивная одежда)

Соответствие баллов пятибалльной системе оценки результатов

20 – 17 баллов

5 (отлично)

16 – 13 баллов

4 (хорошо)

12 - 9 баллов

3 (удовлетворительно)

Таблица компетенций:

Ф.И.О. студента

Инновационно-исследовательская компетенция

Планирующая компетенция

0

1

2

0

1

2

1.            

“0” - не сформирована, “1” - частично сформирована, “2” - сформирована

Информационно-исследовательская деятельность.

Анализ и диагностика имеющейся управленческой ситуации (объекта управления) для обоснования последующего принятия решения. Ответственность за принятые решения, нетрадиционное мышление. Аналитические выводы.

Планирующая компетенция.

Распределение времени на выполнение заданий, определение последовательности их выполнения, целеполагание.

Приложение 6