Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении

Разделы: Биология, Общепедагогические технологии


В последнее время основными приоритетами образовательной политики становятся: достижение социальной компетентности обучающихся, гарантия прав граждан на качественное образование, формирование ключевых компетенций, обеспечение компьютерной грамотности. И каждый из нас уже не понаслышке знаком с:

  • профилизацией средней школы;
  • компетентносным подходом;
  • приоритетом развивающих и социализирующих целей над узкопредметными целями школьных курсов.

Несколько лет я веду не только базовые и профильные курсы по предмету, но и элективный курс “Школа юного исследователя”, программа которого разработана на основе программы факультативного курса “Введение в научно-исследовательскую деятельность” (З. И. Сбитневой).

Цель курса: формирование творческой личности, обладающей элементарными навыками самостоятельной научно-исследовательской работы.

Задачи:

  • Формирование представлений о роли и ценности познания.
  • Формирование знаний о структуре, этапах, содержании УИД
  • Развитие умений работать с разными источниками информации.

Основные разделы:

  • “Мой учебный успех”;
  • Термины и понятия курса.
  • Программа исследования (этапы научно-исследовательской работы);
  • Виды творческих работ;
  • Некоторые особенности их проведения и оформления;
  • Практические занятия по отработке элементарных навыков исследователя.

Обучение проводиться в два этапа. Первый этап – теоретические основы курса, второй – практические занятия. Курс заканчивается семинаром или конференцией, на которой часть учащихся выступает с докладами, защищает рефераты, отчеты по НИР.

Кроме этого, учебно-исследовательская деятельность школьников используется на уроках биологии и экологии и во внеурочной деятельности.

Учебно-исследовательская деятельность школьников на уроке: проведение учебного эксперимента, выполнение домашнего задания исследовательского типа, применение исследовательского метода во время традиционных и нетрадиционных уроков.

Во внеурочной деятельности: написание выпускной экзаменационной работы, исследовательская практика, на факультативных занятиях, участие в олимпиадах и конкурсах, в процессе работы над проектом.

Под учебно-исследовательской деятельностью школьника понимают процесс решения им научных и личностных проблем, имеющий своей целью построение субъективно нового знания[2]. Руководитель консультирует, советует, направляет, наталкивает на возможные выводы. Учащиеся проходят основные этапы исследования:

  1. Выявление и постановка проблемы исследования;
  2. Формулирование гипотезы;
  3. Планирование и разработка ИД;
  4. Сбор данных, их анализ и синтез;
  5. Сопоставление данных и умозаключений, их проверка;
  6. Подготовка и оформление;
  7. Выступление с подготовленным сообщением;
  8. Переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы;
  9. Построение выводов и заключений[3]

Например, проект “Многоликая вода”, который можно увидеть в приложении. Участие в предметной проектной деятельности позволяет формировать способности: брать ответственность на себя, совместно принимать решение, извлекать пользу из опыта, уметь решать проблемы, самостоятельно заниматься своим обучением. Можно отметить те исследовательские проекты, в которых участвовали учащиеся разных возрастов и уровней компетенций (“Многоликая вода”, “Белки”, “Экологическая характеристика Верх-Исетского района” и другие).

Полученный личный опыт убеждает, что при формировании рабочих групп нельзя руководствоваться только субъективным мнением, необходимо проводить и психолого-педагогичекую диагностику. Используя методику Якиманской, мы выявляли оценку учащихся своей творческой деятельности, готовность к самостоятельному исследованию, желание и умение сотрудничать и т. д. На основе полученных данных формировались группы, в которых были учащиеся, как с высоким, так и с низким уровнем развития компетентности. Групповая исследовательская деятельность позволяет наиболее эффективно формировать основные социальные компетентности.

Использование учебно-исследовательской деятельности школьников – это гарантия движения, динамики, роста, гибкости педагога и образовательной системы в целом. А, главное, создаёт благоприятные условия для решения многочисленных педагогических проблем и помогает адаптироваться к современным условиям жизни.

Приложение

Используемая литература.

  1. Сбитнева З. И.. Программа факультативного курса “Введение в научно-исследовательскую деятельность”.
  2. Степанова М. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении. С-П.: Каро, 2005.
  3. Учебные проекты с использованием Microsoft Office. М.: Бином, 2006.