Формирование общеучебных интеллектуальных умений средствами игры с детьми подготовительной группы ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


Знаете ли вы себя?

Интересную игру можно организовать с детьми, взяв за основу одно из упражнений И.Г. Пестолоцци, включенное в “Книгу матерей” (1803). В этой игре педагог предлагает детям, глядя друг на друга, ответить на вопросы о строении человеческого тела. Каждый верный ответ поощряется фишкой, а в выигрыше оказывается тот, кто даст большее количество верных ответов и, соответственно, соберет фишек больше, чем у остальных игроков.

Примерные вопросы педагога:

  • что в человеческом теле встречается всего один раз? (Тело имеет одну голову, одну шею, один живот. Голова имеет одно темя, один затылок, одно лицо…);
  • что в человеческом теле встречается два раза? (Голова имеет два виска, два уха…);
  • что встречается у человека четыре раза? (Голова имеет четыре века, четыре ряда ресниц, на ногах и руках по четыре больших(указательных и т.д.) пальца…);
  • что у человека встречается десять раз? (Руки и ноги имеют по десять пальцев);
  • что встречается у человека двадцать раз? (Двадцать пальцев на руках и ногах, двадцать ногтей);
  • что встречается в человеческом теле двадцать четыре раза? (Скелет имеет двадцать четыре ребра);
  • что встречается в человеческом теле тридцать два раза? (У человека тридцать два зуба);
  • какие части тела округлые или приближаются к этому? (Глазные яблоки, зрачки, голова…);
  • какие части острые или заострены? (Ресницы, коронки зубов и их корни, язык можно заострить…);
  • какие части тела изогнуты или представляют свод? (Челюсти, брови, лоб, затылок…);
  • какие части тела белы? Черны? Красны? Желты? Блестят? Тверды? Мягки? Растягиваются? Подвижны и элостичны? Сгибаются в суставах? и т.д.

Найди в мешочке

В принесенном педагогом “чудесном” мешочке находятся некоторое количество предметов, которые можно объединить в группы (например, игрушечные машинки, муляжи фруктов, овощей и др.). Дети по очереди достают из мешочка предметы и объединяют их в группы – подходящие к подходящим. Для того, чтобы это было сделано правильно, в начале игры необходимо несколько предметов по очереди достать, положить на стол и внимательно рассмотреть с детьми, наметив тем самым возможные принципы объединения их в группы. Задача взрослого: корректировать (но не прямым вмешательством, а с помощью наводящих вопросов) действия игроков с тем, чтобы группы были сформированы с опорой на существенные признаки предметов.

Бегите ко мне!

Дети становятся в круг. Педагог раздает им различные предметы, дидактические пособия или небольшие игрушки (овощи, фрукты, грибы, звери, птицы, рыбы и т.д.), после чего предлогает разойтись в разные стороны. По команде педагога, например: “У кого звери – беги ко мне!” - часть детей спешит к нему.

После того, как будет уточнено, все ли дети правильно выполнили команду, задание меняется6 “У кого грибы – бегите ко мне1” - и т.д. Чтобы игра была более эмоциональной и интересной, можно предложить игрокам выполнять команду педагога(приблизиться к нему) так, как это сделал бы его персонаж (медведь, заяц, гусеница и др.). В конце игры обязательно подводится итог – какая команда была самой внимательной (птицы, животные, насекомые или другие обители леса).

Радуга

На большом плакате (фланелеграфе) изображена радуга. Перед началом игры педагог уточняет знание детьми названий цветов радуги, раздает им картинки с черно-белым изображением предметов и говорит: “У каждого из цветов радуги есть свои любимые предметы, которые почти всегда или всегда имеют этот цвет. Угадай-ка, какие из цветов радуги любят ваши картинки”.

Дети по очереди называют свои картинки и определяют, для какого из цветов радуги они являются самыми любимыми (помидор – красный, апельсин – оранжевый, лимон – желтый, лист растения – зеленый, небо – голубое, незабудки – синие, сливы – фиолетовые и т.д.). Выигрывает тот, кто не допустил в ответах ни одной ошибки.

Подбери нужную карточку

Перед началом игры на доске рисуется большой прямоугольник, который разбивается на 6-8 клеток. В клетках – изображения чисел. Другой игровой материал – карточки с изображением разного количества предметов (грибов, звездочек, флажков, яблок и др.) – расположен на столе у педагога.

От каждой комнаты детей (или от каждого ряда детей, сидящих за партами) выходят по одному ребенку и тянут карточки с изображением предметов, которые они должны прикрепить на ту клетку прямоугольника, где находится соответствующая числовая фигура. Выигрывает та команда, игроки которой справились с задание правильнее и быстрее.

Цвета времени

Педагог называет определенное время года и часть суток (например, сумерки зимой в деревне),а дети – игроки двух команд должны правильно поднять цветные карточки с цветами, которые свойственны названному объекту. Педагог последовательно выслушивает детей, защищающих свой цвет. Выигрывает та команда, которая более полно и точно определила цвета названных объектов.

Что за шум?

Для этой игры понадобится коллекция самых разнообразных шумов. Например, звонок телефона, шипение кипящего чайника, звон бьющегося стекла, звук льющейся из крана воды, звук пишущего мела на доске и др. Лучше, если это будет магнитофонная записи. Если такой записи нет, можно попробовать их “озвучить” голосом или провести подручными средствами.

Правила игры очень простые. Ведущий демонстрирует детям шум, они должны его отгадать. Если шумы “озвучиваются” голосом или подручными средствами, можно устроить соревнование, кто точнее их произведет и угадает.

Ну-ка, прислушайся!

Один из игроков заходит за ширму и с помощью находящихся там предметов производит какой – либо звук: бросает предметы на пол, ударяет по предмету, трет один предмет о другой и т.д. Остальные игроки должны определить, с помощью каких предметов он произвел звук. Если предмет указан правильно, игрок выходит из-за ширмы и на виду у всех производит тот же звук, а отгадавший становится ведущим.

Определи по звуку

Для игры потребуется… 3-5 стаканов или какая-то другая емкость, в которою наливают воду. Уровень воды в каждой емкости различен: четверть, половина, больше половины, полная (или просто пустая, без воды). Взрослый – организатор игры несколько раз стучит по емкостям, демонстрируя, как звучит каждая из них. Затем выбирается водящий – ребенок, которые отворачивается, а взрослый или кто-то из детей в это время стучит по той или иной емкости стучали. При правильном ответе меняется водящий и игра продолжается. Выигрывает тот, кто даст в игре больше всех правильных ответов.

Съедобное – несъедобное

Игроки стоят по кругу, в центре круга – ведущий. Ведущий, называя какой – либо предмет, бросает мяч одному из детей. Если предмет съедобный, то ребенок ловит мяч, если нет – его ловить не нужно. Допустивший ошибку ребенок платит фант, например, без подготовки называет пять съедобных (или несъедобных) предметов. Это дает ему возможность остаться в кругу игроков.

Выигрывает тот игрок, кто ни разу не ошибся в ходе игры.

Поиск по признакам

Педагог задает детям сразу два признака, например, “легкий и резиновый”. Они должны назвать как можно больше предметов, обладающих этими признаками. Могут быть названы такие предметы, обладающие этими признаками, как, “резиновые сапоги”, “камера от колеса” и др. Выигрывает тот, кто назовет большее количество вариантов.

Игровые задание можно усложнить, если увеличить количество задаваемых признаков (до трех или четырех). Например, попросить игроков назвать предметы “светлые, которые издают звуки и передвигаются” (белые мыши, кошки, самолеты, автомобили и др.).

Какое время года?

Перед каждым игроком на столе лежат картинки с изображением времен года. Педагог читает небольшой отрывок – описание того или иного времени года в стихах или прозе. “Кто знает, когда это бывает?” - спрашивает он после каждого отрывка. Дети должны показать ту или иную картинку, отгадав время года по его описанию. Тот, кто ни разу не ошибся в ответах, выигрывает.

Как мой садик свеж и зелен!
Распустилась в нем сирень
От черемухи душистой
И от лип кудрявых тень.
А. Н. Плещеев

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце,
Снег лежит.
А. С. Пушкин.

Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
А.К. Толстой

Буря мглою небо кроет
Вихри снежные крутя:
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя.
А. С. Пушкин

Нивы сжаты. Рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
С.А. Есенин

 Бушует полая вода,
Шумит и глухо, и протяжно.
Грачей пролетные стада
Кричат и весело, и важно.
И.А. Бунин

Лишнее слово

Ведущий игры – педагог называет три, четыре или пять слов, одно из которых не подходит к другим, являясь лишним. Задача игроков – как можно скорее и правильнее назвать лишнее слово. Лишние слова можно искать как среди существительных, так и среди прилагательных, глаголов, наречий.

  • Кукла, песок, юла, ведерко, мяч
  • Стул, шкаф, ковер, кресло, диван
  • Пальто, шапка, шарф, сапоги, куртка
  • Слива, яблоко, помидор, абрикос, груша
  • Волк, собака, рысь, лиса, заяц
  • Лошадь, корова, олень, баран, свинья
  • Роза, тюльпан, фасоль, василек, мак
  • Автобус, трамвай, комбайн, велосипед, мотоцикл
  • Зима, апрель, весна, лето, осень
  • Мама, подруга, папа, сын, бабушка
  • Море, озеро, река, мост, пруд
  • Круг, квадрат, карандаш, треугольник, прямоугольник
  • Николай, Саша, Иванов, Миша, Петр
  • Москва, Новгород, площадь, Петербург, Псков
  • Топор, молоток, ложка, пила, клещи
  • Сыр, булка, сметана, масло, творог
  • Бутылка, банка, сковородка, кувшин, стакан
  • Дом, сарай, изба, хижина, здание
  • Береза, сосна, дерево, дуб, ель
  • Книга, альбом, блокнот, краски, тетрадь
  • Кисточка, карандаш, лист, краски, картина
  • Торт, портфель, сумка, рюкзак, чемодан
  • Месяц, год, день, небо, час
  • Гнездо, кора, муравейник, курятник, берлога
  • Минута, секунда, час, вечер, сутки
  • Грабеж, поджог, кража, нападение, землетрясение
  • Грустный, печальный, унылый, глубокий
  • Храбрый, звонкий, смелый, отважный
  • Желтый, красный, сильный, зеленый
  • Слабый, ломкий, долгий, хрупкий
  • Крепкий, далекий, прочный, надежный
  • Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий
  • Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный
  • Глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий
  • Пришел, явился, смотрел
  • Налил, насорил, вылил
  • Подбежал, вошел, подошел
  • Ненавидеть, презирать, наказывать
  • Думать, ехать, размышлять, соображать
  • Выбежал, вошел, вылетел, выскочил

“Лишние” слова искать гораздо труднее, если они будут даны в словосочетаниях:

  • Красный тюльпан, белая лилия, белая фасоль, белая ромашка, синяя фиалка
  • Холодная река, глубокое озеро, теплое море, большой мост, большой пруд
  • Говорящая кукла, желтая скакалка, желтый песок, желтый мяч, полосатая юла
  • Квадратный стол, старый ковер, старое кресло, железная кровать, деревянная табуретка
  • Цветущий тополь, белая береза, цветущий тополь, душистая липа, молодая осина
  • Белая курица, поющий петух, белый орел, белый гусь, шипящий индюк
  • Брат Саша, школьник Витя, спортсмен Статик, школьник Петров, отличник Коля
  • Веселый марш, быстрая полька, грустная песня, новое пианино, новая симфония
  • Золотое кольцо, серебряная цепочка, сережки с бирюзой, серебряная ложка, золотая брошь
  • Золотая осень, ранняя весна, холодная зима, холодный январь, жаркое лето
  • Ткацкая фабрика, сельский учитель, строитель метро, зубной врач, водитель автобуса.
  • Московское метро, сверхзвуковой самолет, поезд “Красная стрела”, туристический автобус, ночной пассажир.
  • Красный ситец, дорогая шерсть, пуховая подушка, расшитый пододеяльник, чистая наволочка.