Групповые технологии на обобщающем уроке по природоведению в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Цель: Обобщить знания о природных зонах нашей Родины.

Оборудование:

  • карта природных зон;
  • кроссворд;
  • карточки с названием природных зон;
  • планы работ для каждой группы;
  • картинки с изображением неживой природы, растительности, животных природных зон для составления экологической цепочки;
  • заготовки запрещающих дорожных знаков;
  • карандаши простые и цветные, фломастеры;
  • плакат со словами М. Пришвина;
  • диск с песней М. Пляцковского “Не дразните собак!”

Ход урока

Учащиеся в классе сидят группами.

I. Объявление темы урока.

II. Проверка домашнего задания.

Учащиеся разделились на 6 групп, соответственно количеству изучаемых природных зон. Каждая группа выпустила стенгазету, в которых отразила все свои знания об одной из природных зонах России.

III. Сегодня мы будем путешествовать по природным зонам, и не просто путешествовать, а наблюдать разнообразие природы, сравнивать и устанавливать взаимосвязи. В конце урока подведем итог.

В ходе путешествия должны заполнить этот кроссворд.

(карточки: Арктика, тундра, тайга, степь, пустыня, субтропики)

Просторы нашей страны тянутся с запада на восток и с севера на юг на тысячи километров. На такой большой территории не может быть природа одинаковой. Почему?

Сколько природных зон мы изучили?

У вас на столах есть план работы. Ознакомьтесь с ним.

План работы:

1. Узнай свою природную зону.

Покажи на карте.

Расскажи об особенностях неживой природы.

2. Установи влияние неживой природы на растительность.

3. Составь экологическую цепочку.

4. Расскажи о взаимосвязях.

Расскажи о занятиях населения и охране природы.

5. (У каждой группы свой вопрос:

1 гр. – Чем объясняется изменение природы той или иной природной зоне. Доказать.

2 гр. – Сравнить неживую природу зон.

3 гр. – Сравнить растительность природных зон.

4 гр. – В какой природной зоне находится наш город? Доказать.

5 гр. – Сравнить животный мир природных зон.

6 гр. – Какое значение имеет природа в жизни человека?

Каково влияние человека на природу?

Обдумайте ответы и определите, кто на какой вопрос будет отвечать.

1. Прочитайте первый пункт плана. Надо угадать, о какой природной зоне идет речь. Та группа, которая готовила материал по угаданной теме, поднимает сигнальную карточку.

а) “Эта природная зона наиболее удалена от экватора” (зона арктических пустынь)

В кроссворде назовем ее одним словом “Арктика”.

Учащиеся заполняют кроссворд, показывают на карте и рассказывают об особенностях неживой природы.

- А, вы, знаете, что в “Книгу рекордов Гиннеса” занесен самый высокий айсберг, высота которого достигала 167 метров.

б) О какой природной зоне идет речь:

“Это безлюдная заболоченная равнина на севере нашей страны. Природа здесь сурова. На ней зафиксирована и занесена в “Книгу рекордов Гиннеса” вечная мерзлота глубиной более 1370 м у северных берегов реки Вилюй” (зона тундры).

Занесем в кроссворд слово “тундра”.

Учащиеся показывают и рассказывают об особенностях неживой природы тундры.

- А вот река Вилюй, где обнаружена эта мерзлота (показ. на карте)

в) Послушайте, куда же мы сейчас попали?

Дети слушают записанные голоса птиц: жаворонка, дятла, дрозда и т.д.

- В какую природную зону мы попали? (зона лесов)

- Как догадались?

Леса бывают разные. В кроссворде зашифровано слово, обозначающее густой лес. (тайга)

Учащиеся показывают и рассказывают об особенностях неживой природы зоны лесов.

г) На одном из уроков литературы мы читали произведение, отрывок из которого вы сейчас услышите. О какой природной зоне говорится и кто автор?

“Какая ширь, раздолье! Ни холмов, ни леса. Куда ни глянь – до самого края неба простирается гладкая равнина. И кажется: нет ей конца, нет предела!.. А сколько цветов! И какие разнообразные: и гвоздики, и лиловые метелки шалфея, и золотые подмаренники, и много, много других…” (зона степей)

В кроссворд заносим слово …

Учащиеся показывают и рассказывают об особенностях неживой природы зоны степей.

д) “А это удивительная страна: реки без устьев, деревья без листьев, сухие дожди, не смачивающие поверхность, озера без стока. Здесь можно испечь яйцо без огня” (зона пустынь)

- Какое слово занесем в кроссворд

- Как это можно без огня испечь яйцо?

Учащиеся показывают и рассказывают об особенностях неживой природы зоны пустынь.

е) “На территории нашей страны это самая маленькая природная зона. Там много солнца и воды. Есть ботанические сады с диковинными растениями. Эту природную зону называют – здравницей” (зона субтропических лесов)

- Какое слово в кроссворде?

Коротко это слово назовем “субтропики”.

Учащиеся показывают и рассказывают об особенностях неживой природы зоны субтропических лесов.

Вот мы и заполнили кроссворд, а также вспомнили особенности неживой природы зон нашей Родины.

- От чего зависит климат природных зон? (от удаленности от экватора, от положения солнца над линией горизонта).

- Что зависит от климата?

В природе все взаимосвязано. От климата зависит богатство растительного мира. От климата и растительного мира зависит разнообразие животного мира.

Климат – растительность – животный мир - взаимосвязаны. Эти связи называются “экологическими”

2. Прочитайте второй и третий пункт плана. Обсудите, кто будет отвечать. Пока вы будете отвечать на второй вопрос, один участник из группы пойдет составлять экологическую цепочку (3 пункт плана): из множества картинок (беспорядочно лежат на столе), надо выбрать соответствующие вашей природной зоне. На доске:

На второй пункт плана отвечайте кратко, но старайтесь не пропустить главное. Ведь “краткость – сестра талантов” (по одному ученику из группы отвечают на второй пункт плана).

3. Используя сигнальные карточки, проверьте правильность составленных экологических цепочек, (каждый ученик дает пояснение своей цепочки).

- Чем обусловлены эти экологические цепочки? (питанием)

- К чему может привести гибель одного природного фактора, одного звена этой цепочки? (гибель другого фактора) Приведите примеры.

- Кто чаще всего становится виновником таких трагедий? (человек)

- Что же делать?

4. Мы плавно перешли к 4-му пункту плана. Прочитайте, обсудите. (заслушивание ответов учащихся)

Природа – это единое целое, где взаимодействуют живая природа с неживой и живой природой. Природу надо беречь. Не восстановить того, что уже исчезло.

- У вас на столах заготовки знаков круглой формы с красным ободком перечеркнут красной полосой.

- К какой группе дорожных знаков относится? (запрещающие)

- Нарисуйте запрещающий знак, который бы вы установили в той природной зоне, которую представляете. (Дети рисуют, обосновывают и прикрепляют готовые знаки на свои стенгазеты.)

 

5. Мы подошли к последнему и самому главному пункту плана.

Природные зоны не отгорожены одна от другой стеной. Нет резких границ. Они плавно переходят друг в друга. Последнее задание у всех групп разное. Выполняя его, мы обобщим все изученное. Прочитайте задание, обдумайте ответ. (группы учащиеся обсуждают 5-ые вопросы своего плана, дают ответы)

IV. Итак, мы увидели, насколько богата и разнообразна природа зон. В старших классах вы рассмотрите это разнообразие на всем Земном шаре. Но, несмотря на такое разнообразие, все в ней взаимосвязано. И человек ее частица. Природа это единое целое.

- Для чего человеку нужно изучать природу?

Прекрасные слова сказал М. Пришвин (на плакате): “Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”.

- Какую главную мысль содержат эти строки?

Так давайте же относиться к природе бережно. Хочется закончить урок песней на стихи М. Пляцковского “Не дразните собак!” (звучит песня, дети подпевают)