Современный урок. Анализ и самоанализ. (из опыта методической работы)

Разделы: Администрирование школы


Исходя из анализа ситуации, сложившейся в нашей школе на этапе развития экспериментальной работы “Деятельностный подход в организации учебно-воспитательного процесса” была сформулирована методическая тема школы “Современный урок. Анализ и самоанализ”. Вопрос качества, а значит, современности урока волновало всех: администрацию школы, учителей, родителей. Все понимали, что современный урок соответствующий современным требованиям подготовки конкурентоспособного выпускника с оптимальным уровнем качества образовательной подготовки, владеющего ключевыми компетенциями и имеющего способность к социализации в иных, отличных от школьной образовательной среды, условиях, направлен на выполнение социального заказа общества.

Основная методическая тема была разбита на 3 подтемы, которые последовательно отрабатывались на различных уровнях методической работы, от самообразования учителей до педсоветов, методических семинаров, курсов, педчтений. I подтема “Современный урок. Деятельность учителя на уроке”. Главной целью было: осмысление педагогами собственной деятельности.

В результате этой работы был проведен педсовет, где были сформулированы принципы, которыми руководствуется учитель при планировании и организации своей работы. Основные принципы: безукоризненная готовность к каждому уроку с учетом новейших достижений психологической и передовой педагогической наук, и главное реализация деятельностного подхода на уроке, создание условий для активизации познавательной деятельности учащихся, развитие их инициативы, творчества и общения ученика с учениками и с учителем. Ученик становится на уроке не объектом, а субъектом.

II подтема “Современный урок. Методические требования к уроку”.

Основной целью было: глубже ознакомить учителей с требованиями, принципами, условиями организации современного урока. Работая над вопросом, что влияет на “современность” урока: мастерство и профессионализм, выбранная педтехнология…мы пришли к решению – внедрить новые педагогические технологии и методики в системе работы учителя. В результате этой работы в школе образовались творческие группы, работающие по трем основным направлениям в методике преподавания:

1 направление: совершенствование традиционной методики, которое идет через построение работы учителя на принципах обновленной традиционной технологии “ Школа-2100”, УМК “Гармония”.

2 направление: построение работы на принципах развивающего обучения образовательной системы Л.В.Занкова: это высокий уровень усвоения теории, обучение на высоком уровне сложности, максимальное привлечение учащихся к процессу обучения, систематическая работа по развитию всех учащихся.

3 направление: изучение и адаптация методики развивающего обучения Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова.

III подтема: Анализ и самоанализ урока.

Умение грамотно анализировать урок со всех сторон очень важно. Анализ и самоанализ позволяют увидеть учителю урок со всех сторон, формируют творческое отношение к педагогическому труду, развивают прогностические умения, совершенствуют качество преподавания, формируют отношения сотрудничества с учащимися.

Работа по данной теме велась через методсеминары, самообразование учителей, через организацию взаимопосещения и конкурсов, фестивалей открытых уроков с последующими анализами, через внутришкольный контроль. Были проведены педсоветы на темы “Формы анализа и самоанализа урока”, “Технология анализа”. Это тема очень сложная, много проблем. Мы сейчас не можем полностью говорить о том, что все учителя научились сделать качественный самоанализ и анализ уроков, но продвижения и рост учителей в этом плане заметен.

В целом в результате такой организации методической работы над темой мы получили следующие положительные результаты:

– повысилось качество методики преподавания предметов, что отразилось на повышении качества успеваемости;

– заметно изменяется соотношение функций учителя и учащихся в учебном процессе. Учителя максимально стараются строить уроки на основе сотрудничества, ученик стал субъектом поисково-исследовательской деятельности;

– разнообразились типы уроков, на уроках начинают использоваться новые информационные технологии;

– учителя активно и смело стали участвовать в конкурсах, дают открытые уроки на уровне улуса, республики.

Я хочу с гордостью назвать имена наших учителей, работающих по системе РО Л.В.Занкова, чьи уроки были названы одними из 10-и лучших уроков в республике. Это Андреева Анна Анатольевна, Парфенова Римма Васильевна, Сидорова Ульяна Николаевна, Андреева Августа Афанасьевна.

В перспективе мы должны продолжить работу над проблемой анализа и самоанализа современного урока, изучить, использовать и внедрить в работе учителей востребованные новые педагогические технологии, в том числе в первую очередь информационные, здоровьесберегающие технологии.

Методическая работа в школе это определенная политика, которая помогает учителю постоянно, последовательно подниматься вверх по ступенькам педагогического мастерства.