Интегрированный урок русского языка и музыки. Тема: Сочинение-миниатюра "Прекрасная музыка снега"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Привлечь внимание к красоте зимних явлений.
  2. Способствовать желанию увидеть и услышать в музыке образ.
  3. Формировать умение строить речь в определенной композиционной форме и под впечатлением увиденного и услышанного написать сочинение – миниатюру.

Оборудование:

  • аудиозапись П.И Чайковского “Вальс снежных хлопьев”;
  • видеопроектор, картины зимнего леса.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие гостей.

Вступительная беседа.

Сегодня у всех нас приподнятое, праздничное настроение. Улыбнемся друг другу и начнем наш урок.

- Лидия Васильевна, а какое время года Вам больше нравится?

- Раиса Семеновна, я Вам отвечу словами одной известной песни:

У природы нет плохой погоды
Всякая погода благодать.
Дождь ли, снег –
Любое время года
Надо благодарно принимать.

- Да, я с Вами совершенно согласна – каждое время года прекрасно по–своему.

Какое время года наступило, дети ?

Дети: Зима.

Учитель: Скажите, что вы представляете при слове “Зима”.

Дети: Холод. Стужа, Теплая одежда. Много снега. Сугробы. Катание на лыжах и на санках.

Учитель: А любите ли вы зиму? За что ?

Дети: Да, мы любим белый снег. Можно кататься с горки. Катаемся на лыжах, на коньках. Лепим снежные фигуры.

Учитель: У нас в Якутии зима длится 6-7 месяцев. Она у нас сурова, иногда температура доходит до -50, -55 градусов.

Но мы ее любим, любим зимние игры, забавы.

Где еще увидишь сразу
Столько снега и добра!
И рубины, и алмазы,
И сугробы серебра.
Да, зима у нас сурова,
Но – какая красота!

II. Постановка целей.

Сегодня на уроке мы окунемся в мир красок и звуков снега, будем слушать его музыку, под ее впечатлением в конце нашей встречи напишем творческую работу – мини-сочинение о музыке снега. Нам будут помогать яркое образное слово поэта, чуткий слух музыканта.

III. Работа по теме. (включаются картины зимы через видеопроектор)

1) Учитель: Вначале поприветствуем зимушку – зиму (дети хором исполняют песню “Здравствуй, гостья – зима!”)

Учитель: Снег служит символом зимы.

Споем “Снежную песенку” (поет группа детей)

Учитель: Есть много песен о снеге у разных народов. Споем якутскую песню “Хаар, Хаар хаачыргыыр”

Учитель: Я спою вам французскую песню о снеге “Tombe la neige”

- Как же ласково звучит слово “снег”:

По-русски - снежок, по-якутски – хаарчаан, по-французски – “ля нэж”

А вы знаете, что поэзия – это музыка слов. Настоящие поэты умеют выразить то, что чувствуют, переживают через стихи.

2) Учитель: Какие стихи о снеге вы знаете? ( Дети читают знакомые стихи о снеге) Какой снег в этих стихотворениях?

Дети: Пушистый, белый, мягкий, холодный, мягкий, рыхлый, первый, тихий, робкий.

Учитель: А почему снег тихий, робкий? Какой прием использовал поэт?

Дети: Олицетворение. Снежинки падают медленно, они маленькие, тихие, спокойные. А робкие потому, что быстро растают.

Учитель: Какие еще интересные слова и выражения вы заметили?

Дети: Идет сказочный снег. Он укутал всю землю белым покрывалом. Поднимает настроение.

Учитель: Что делает нашу речь более выразительной?

Дети: Сравнение, описание действий предметов.

Учитель: Например?

Дети: Пушистый ковер, пуховой платок, белое одеяло…

Учитель: А от чего зависит состояние вид снега?

Дети: От времени года, от погоды.

3)

Учитель: А теперь посмотрели на снег глазами художника. Какими красками вы будете пользоваться?

Дети: Белым, голубым.

Учитель: Мы привыкли видеть зимой только белый цвет. Как вы думаете, цвет снега изменяется утром, днем, вечером?

Дети: Наверное, нет. Он ведь белый.

Учитель: Посмотрите, пожалуйста, на эти картины великих художников в разное время дня.(через видеопроектор показываются картины Грабаря “Февральская лазурь”)

Учитель: Оказывается, снег бывает разным

Дети: Да, утром и вечером, когда солнце восходит и заходит, снег оказывается бывает лиловым и розовым. Днем – при солнце, он бывает блестящим и искрящимся. И бывает голубым – когда небо чистое, без облаков. (слова на доске дополняются)

Учитель: А теперь вспомним стихотворение С. Есенина “Пороша” недавно мы его учили наизусть (читает один из учеников)

Учитель: Когда у Есенина возникли эти строки?

Дети: Вероятно, он был в пути.

Учитель: Чем был поражен?

Дети: Он представил себя в сказочном зимнем лесу.

Учитель: Да, поэт во время длинной, скучной дороги представлял образы. Какие образы возникли?

Дети: Сосна в виде сгорбленной старушки, дорога как длинная лента.

4) Учитель: Как вы думаете, возникают ли образы, когда слушаешь музыку?

Дети: Наверное, да.

Учитель: Многие композиторы сочиняли музыку под впечатлением красоты природы. И о зиме, о снеге была создана музыка, которая передавал ее приметы. А вы слышали звуки зимы?

Дети: Да, это скрип снега под ногами, скрип полозьев саней, завывание ветры…

Учитель: А звучит ли снег?

Дети:

Покрывая всю землю, с утра
Хлопья снега падают с неба.
Сочинила зима сама
Еле слышная музыка снега

Учитель: Какая она “еле слышная музыка снега”?

Дети: Потому что он идет спокойно, идет робко, невесомо, тихо.

Учитель: Представьте, что идет первый снег. Какую музыку вы подобрали бы? Какой характер у этой музыки? Марш или танец?

Дети: Радостный, но спокойный. Наверное, танец. Танец – вальс.

Учитель: Я с вами согласна. Когда идет снег, хочется танцевать, кружиться. Сейчас вы послушаете музыку П.И Чайковского. Он называется “Вальс снежных хлопьев” из балета “Щелкунчик”. Слушайте и представляйте, как идет снег. Какой образ снега? (включается аудиозапись)

5) Беседа после прослушивания:

Учитель: Как снег падал? Какое настроение у вас вызвала музыка? Какой образ снега появился в вашем воображении?

Дети:

1 часть. Передает ощущение снегопада. Он идет спокойно, радостно, как будто под музыку ветра танцуют снежинки.

2 часть. Вдруг поднимается сильный ветер. Зимняя вьюга сильно кружит снежные хлопья и уносит в снежную даль. Звук громкий, высокий, тревожный.

3 часть. Ветер постепенно затихает. Звук постепенно становится спокойным, потом затихает.

Учитель: Какое настроение вызвала музыка?

Дети: Возникло какое – то приподнятое настроение.

Учитель: Да, у нас возникло такое приподнятое чувство, которое хочется выразить словами. Мы по – новому ощутили снег, появился образ снега.

6) Составим план, чтобы более стройно, логично, красиво организовать появившийся образ.

I. Начало.

“Первый снег!”

II. Основная часть.

“Вальс снежинок”

III. Концовка.

“Что за чудо – снег!”

IV. Письмо сочинения-миниатюры.

Чтение получившихся работ.

Итог урока.

Учитель: Как быстро пролетело время.

Дети: Потому что мы услышали прекрасную музыку снега и даже составили сборник впечатлений.

Учитель: Все вместе споем прекрасную песню

“Снег кружится, летает, летает
И поземкою кружа…”

(все поют)

Учитель: Завершая наш необычный урок, мы хотим, чтобы музыка снега звучала в вашей душе и прибавляла вам бодрости, здоровья и бодрого настроения.