Интегрированный урок по математике и биологии "Путешествие в зоопарк"

Разделы: Математика


Цель урока: повторить в познавательно-занимательной форме основные темы 5 класса: “Решение задач на уравнения”, “Задачи на движения”, “Задачи на части”, “Проценты”, “Куб и квадрат числа”, “Действия с натуральными числами и обыкновенными дробями”.

Оборудование: мультимедийный проектор.

Демонстрационный и раздаточный материал:

  • DVD фильм “Мадагаскар”,
  • презентация “Путешествие в зоопарк”, “Билет в зоопарк”,
  • карточки-задания,
  • пустые листочки с номерами клеток.

Урок помогают провести юннаты-зоологи(2 ученика 10 класса).

Ход урока

I. Вступление

Учитель. Здравствуйте ребята. Вы любите путешествовать? (Да!) Сегодня я предлагаю

отправиться в удивительное путешествие, не выходя из класса. Пункт нашего

назначения зашифрован в кроссворде.

  1. Часть прямой, соединяющая две точки.
  2. Одна сотая часть.
  3. Число, состоящее из числителя и знаменателя.
  4. Инструмент для измерения углов.
  5. Прямоугольник, у которого все стороны равны.
  6. Часть плоскости, которая лежит внутри окружности (вместе с окружностью).
  7. Единица измерения площади.

(Устная работа с использованием мультимедийного проектора. Приложение 1).

В путешествие мы отправляемся всем классом. Много нового и интересного об обитателях

зоопарка вы узнаете, применяя математические знания.

II. Актуализация опорных знаний.

1) Для того, чтобы пройти в зоопарк надо приобрести билеты.

(Раздаются билеты, карточки-задания и пустые листочки с номерами клеток. В это время (1-2минуты) демонстрируется фрагмент фильма “Мадагаскар”).

Учитель. Цена билета зашифрована, чтобы купить билет, необходимо выполнить задание.

(Приложение 2, слайд 1).

 Учитель. Запишите цену в квадратик на билете. Тело бобра достигает в длину 10 дм, а сколько это в метрах? Очень ценится мех и кожа бобра. Из жира бобра изготовляют лекарства.

Все сообщения со слайдов читаются учениками или рассказываются юннатами. После выполнения письменных заданий проецируется правильное решение, можно проецировать работу любого ученика, кто сделал самым первым.

Мы приближаемся к вольерам с хищниками.

Леопард

2) Из крупных кошек леопард – самый маленький. Он редко весит больше … килограммов.

У леопардов не принято приглашать гостей к обеду. Уж лучше затащить добычу на дерево – там она будет в целости и сохранности. Леопард может забраться на дерево, держа в зубах тушу весом более … килограммов. Ну, а, потом он перекинет её через ветку и спокойно отдохнёт – ведь он знает, что обед дожидается его неподалёку.

Скорость леопард развивает до … км/ч. (Приложение 2, слайд 2)

Задание №1. Решите уравнение – и вы узнаете вес леопарда.

1,2 Х + 5,2 = 53,2.

Запишите корень уравнения в первый пропуск.

Задание №2. Узнайте массу добычи леопарда (в килограммах).

Задание №3. Чтобы пробежать расстояние в190 км/ч за своей добычей, леопард тратит 2 часа.

Найдите скорость леопарда.

(Приложение 2, слайд 3)

Тигр и шимпанзе

3) Загадочный, храбрый, свирепый – так можно описать тигра, самую крупную из всех кошек. В различных областях Азии обитают 7 их видов. Длина самого крупного – сибирского – может превышать … метра, а весит он иногда больше … килограммов. Его редко можно увидеть, потому что этот красавец, могучий и страшный, охотится ночами в одиночестве и безмолвии.

Image2422.jpg (6449 bytes)
Вместо точек поставьте ответ первой задачи, а затем второй.

Задача №1.

Олень пробегает за 2 часа 144 км, а шимпанзе за 3 часа пробегает 108 км. Во сколько раз скорость оленя больше скорости шимпанзе?

Задача №2.

Вес шимпанзе 80 кг, что составляет 4/15 веса тигра. Найдите вес тигра в килограммах. Сколько это центнеров?

(Приложение 2, слайд 4)

Image2423.jpg (5981 bytes)

4) Чтобы узнать название животного в следующей клетке, надо решить уравнения и пример.

1.( 52 + 32 ) : 17 15 (р) 101(е) 20 с)
2.Х * 32 = 32032 12(о) 11(ы) 145(в)
3.(Х – 65) * 5 = 400 2 (л) 1 (г) 17(ь) (Приложение 2, слайд 5)

Релаксационная минутка. Фрагмент фильма “Мадагаскар” - выступление льва. 1-2 минуты.

Лев

Прайд – это звучит гордо.

Львы – единственные кошки, живущие группами – прайдами, насчитывающими до … животных. Это несколько львиц с детёнышами и … - …. взрослых льва.

2. Как известно, лев – царь зверей, и это звание заслужено. Весит лев до … килограммов. Царский вес и у львицы – до … килограммов.

3. Львы охотятся, едят и спят. Больше всего они спят. Говорят, что во всей Африке львы – самые ленивые животные. После удачной охоты, плотно набив желудки, львы могут … - … часов дремать в тени.

4. За один обед самец может проглотить … килограммов мяса, а потом поститься всю следующую неделю. (Приложение 2, слайд 6)

Image2424.jpg (6195 bytes)
Задание №1.

Сократите дробь 16/64. Числитель запишите в первый пропуск, а знаменатель во второй пропуск.

Задание №2.

Широко распространена в теплых водах океанов зелёная, или суповая, черепаха. Её длина достигает 1 м, а масса – 400кг.Они такой величины , что дети могут кататься, сидя у них на панцире.

Вес льва составляет 5/8 веса черепахи. Найдите вес льва. Вес львицы составляет 3/5 от веса льва. Найдите вес львицы.

Задание №3.

Найдите значение выражения

а) ( 72 - 52) : 2 + 6 ;

б) (34 - 25 ) : 7 + 13.

Задание №4.

Обед льва весит 1/10 веса черепахи. Сколько съедает лев за обедом?

(Приложение 2, слайд 7)

Слон

5). Среди животных много рекордсменов. Наш следующий герой – самое крупное

наземное животное. Вы догадались, о ком идёт речь?

Это наземное животное – африканский слон.

Задание №1.Узнайте высоту и длину тела (в сантиметрах) африканского слона и массу в килограммах.

Рис.9

Высота Длина
Задание №2.

Слониха весит в 10 раз больше новорожденного слонёнка. Вместе они весят 6600 кг. Найдите вес слонихи и вес слонёнка.

На сколько килограммов масса взрослого слона больше массы новорождённого слонёнка?

Рис.10

(Приложение 2, слайд 8)

Жираф

6) Рядом со слоном в жаркой Африке обитает жираф.

Жираф – самое высокое в мире животное.

Это млекопитающее достигает высоты … метров. Жираф обитает в Африке и питается листьями акации, которые срывает с ветвей с помощью длинного языка, достигающего в длину … см.

(Приложение 2, слайд 9)

Задание №1.

Высота жирафа составляет высоты африканского слона. Найдите высоту жирафа.

Задание №2.

Длина языка жирафа составляет 50% длины тела бобра. Какова длина языка жирафа? Листья акации находятся на высоте 5,8м. НЕ останется ли голодным жираф?

(Приложение 2, слайд 10)

img3.jpg (12058 bytes)

Рис.11

img2.jpg (9408 bytes)

Кенгуру

7) Кенгуру - самые крупные из сумчатых животных, некоторые особи достигают в высоту … м.

Рыжие кенгуру передвигаются прыжками. Длина одного прыжка может достигать …м.

Благодаря своим сильным задним ногам животное развивает скорость до … км/ч.

Малыш кенгуру появляется на свет слепым и беспомощным, размером всего лишь … см. Сразу после рождения детеныш забирается в материнскую сумку, где кормится молоком и растет. (Приложение 2, слайд 11)

Задание №1.

Длина прыжка кенгуру в 4 раза больше её высоты, вместе они составляют 10м. Найдите длину прыжка и высоту кенгуру.

Задание №2.Скорость шимпанзе 36 км/ч, что составляет 90% скорости кенгуру. Найдите скорость кенгуру.

Задание№3. Рост новорожденного детёныша равен росту Дюймовочки в одноименной сказке Х.-К. Андерсена. Узнайте рост детеныша.

(Приложение 2, слайд 12)

Рис.13

8) Угадайте следующее животное. (Приложение 2, слайд 13)

Рис.14 рис.15

Пингвин

Императорские пингвины с птенцом. От жестких морозов их защищает очень густое оперение и толстый жировой слой. Кроме того, того чтобы сохранить тепло, они сбиваются в большие группы (до … особей). Обычно птенцов высаживает самка, а у этих птиц яйца высиживает самец.

Задание №1.Решите уравнение

0,0202Х – 47,3 = 53,7 (Приложение 2, слайд 14)

III. Подведение итогов. (Приложение 2, слайд 15)

Подошло к концу наше путешествие по зоопарку. Мы узнали много нового и интересного о жизни животных, и их повадках. Вы показали знания не только математики, но и зоологии.

Наши юннаты-зоологи проверили выполненные вами задания. В билете ставим оценку.

IV. Домашнее задание.

У каждого из вас есть любимое животное. На следующем уроке мы узнаем, что это за животное. Придумайте задание, в котором будет зашифровано его название и сообщите интересные факты из жизни этого животного.

P.S В этот день после уроков можно организовать просмотр фильма “Мадагаскар”.

V. Литература

  1. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений – 10-е изд., стереотип.- М.: Мнемозина, 2002.
  2. Перьков О.И., Сазонова Л.И. Упражнения для учащихся V- VI классов //
  3. Математика в школе,1997, №1.
  4. Большая иллюстрированная энциклопедия школьника.-Kingfisher Publications Plc- Перевод на русский язык, изд. “Махагон”, 2000.
  5. Шарова И.Х., Шаталова С.П., Макаров К.В. Зоология: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2003.
  6. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 кл. Учеб. для образоват. Учеб. заведений.- М.: Дрофа,1996.