Открытый урок литературного чтения в 1-м классе по теме "Закрепление изученных букв" (по программе "Школа России")

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Закрепить все раннее изученные буквы.
  2. Продолжить работу по определению звуков в словах.
  3. Развивать навык чтения.
  4. Развивать активный словарь учащихся.
  5. Воспитывать бережное отношение к природе.

Ход урока

1. Организационный момент.

А) Цветовая таблица.

Ребята, как и на прошлых уроках, сегодня с помощью шкалы самооценки вы будете самостоятельно оценивать свою работу на уроке. Для этого вам понадобятся 3 цветных карандаша.

1 2 3 4

А в конце урока мы сравним и посмотрим, совпадут ли наши результаты.

Давайте вспомним с помощью цветовой таблицы значение цвета.

Задание выполнено отлично
При выполнении задания допущены единичные ошибки.
При выполнении задания допущено много ошибок.

Б) Эмоциональный настрой.

Сегодня у нас необычный урок. Я предлагаю сейчас всем вместе отправится на прогулку.

А вот куда вы должны догадаться сами, прослушав стихотворение, которое нам прочитает Аня.

“Здравствуй лес, дремучий лес
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!”

Кто догадался, куда мы отправимся на прогулку? (в лес) (на доску прикрепляется картинка леса)

Какое время года наступило? (весна)

Какие изменения происходят весной в живой и неживой природе?

У нас на Севере весна еще не заметна, но я предлагаю прогуляться по весеннему лесу. На прогулку вместе с нами отправится Лесовичок.

2. Сообщение темы урока.

Как раз сегодня во время прогулки мы с вами повторим все изученные буквы, продолжим работу по определению звуков в словах, будем продолжать учиться читать. “Лесовичок” приготовил много интересных заданий. И перед тем как войти в лес вспомним то, что мы уже знаем.

3. Повторение. Речь – предложение – слово – слог – звук

Что такое речь?

Из чего состоит наша речь?

Что такое предложение?

На что делятся слова?

Какие бывают слоги?

Из чего состоят слоги?

На какие группы можно разделить звуки?

Работа со шкалой самооценки.

Ученики самостоятельно оценивают задание, которое выполняли с помощью цветовой таблицы.

4. Работа с лентой букв

Прочитайте буквы, которые обозначают глухие согласные звуки.

Прочитайте буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки.

Прочитайте буквы, которые обозначают гласные звуки.

Какие из них являются показателем мягкости.

Назовите буквы, которые не имеют звука?

5. Работа в парах.

- Сейчас мы с вами будем работать в парах. Перед вами первое задание, которое приготовил Лесовичок. Выполнив, его мы узнаем, кто живет в лесу?

В первом овале зачеркните буквы, которые обозначают глухие согласные звуки.

Во втором овала зачеркните, все гласные, которые обозначают мягкость предшествующего согласного.

Из оставшихся букв в каждом овале составьте слова.

Какие буквы зачеркнули в первом овале?

Какие буквы зачеркнули во втором овале?

Какие слова составили? (медведь, волк) (на доске вывешиваются картинки)

Как одним словом можно назвать? (животные)

Работа со шкалой самооценки.

Ученики самостоятельно оценивают задание, которое выполняли с помощью цветовой таблицы.

6. Работа с подвижным наборным полотном.

(При работе используется подвижное наборное полотно. Правила работы: держа в руках подвижное наборное полотно, учитель плавно передвигает его. Каждый раз необходимо менять дидактический материал. Работа с подвижным наборным полотном приносит дополнительную активность для всех групп глазных мышц и привлекает внимание ребенка).

- А вот какие еще животные живут в лесу вы узнаете, прочитав слова на держалке.

Лиса, белка, лось, куница (на доске вывешиваются картинки).

Как вы думаете, какое слово лишнее? (лось)

Почему? (в этом слове букв больше, чем звуков)

7. Дифференцированная работа.

- Сейчас мы будем работать со словом лось.

Ребята, у которых на парте лежат красные кружочки, выполняют звукобуквенный анализ слова ось, составляя схему, с помощью карточек.

Ребята, у которых на партах лежит синий кружок, будут работать с деформированным предложением.

лоси по Гордо идут лесу

Вариант ответа: Гордо лоси идут по лесу.

Проверка: 1 человек вслух проговаривает звукобуквенный анализ слова лось.

Несколько учеников читают составленные предложения.

Работа со шкалой самооценки.

Ученики самостоятельно оценивают задание, которое выполняли с помощью цветовой таблицы.

8. Минутка отдыха.

Сейчас мы с вами отдохнем. Закройте глазки. Представьте, что мы стоим на лесной полянке, залитой солнечным светом. Сквозь землю пробивается первая зеленая травка. На деревьях распускаются листочки. А сейчас вслушайтесь в звуки, которые звучат в лесу.

(играет аудиозапись - голоса птиц)

Что услышали?

Какие чувства испытали?

9. Работа со зрительными метками.

(При работе используются зрительные метки. Учебный материал располагается на стенах классной комнаты – это зрительные метки. На них написаны слова. По моей просьбе дети встают и выполняют задание).

К нам на урок прилетели птицы, но все они спрятались на зрительных метках. (во, клест, со, дя, ро, ло, тел, бей, вей, слова разбиты на слоги)

Найдите птицу, в названии которой три слога. (воробей, соловей)

Птицу, в названии которой один слог. (клест)

Птицу, в названии которой два слога? (дятел)

(на доску вывешиваются названия птиц: воробей, клест, соловей, дятел)

Какое слово лишнее? (воробей)

Почему?

10. Работа по учебнику. (Азбука. В.Г. Горецкий. с. 184)

Сейчас мы прочитаем стихотворение об одном веселом воробье.

Прочитайте название стихотворения.

Перед тем, как начать читать стихотворение мы ответим на вопрос на этой же странице. (Кто автор стихотворения)

Самуил Яковлевич Маршак.

Самуил Яковлевич Маршак – детский писатель. Родился в Воронеже. Первые стихи напечатал в 20 лет. Работал редактором в детском журнале “Новый Робинзон”. Самуил Яковлевич Маршак написал такие стихотворения как “Кот и лодыри”, “Праздник леса”, “Двенадцать месяцев”, “Багаж”. Перевел с английского языка “Английскую народную песенку”, стихотворение “Дом который построил Джек”.

После чтения стихотворения учителем, проводится беседа с выборочным чтением.

11. Минутка отдыха.

Упражнения на дыхание.

12. Работа с экологическим панно.

(Экологическое панно, расположено на одной из стен класса, изображает уходящую в бесконечность и насыщенную природными рукотворными зрительными стимулами местность, на которой с помощью специальных картинок и карточек разворачиваются сюжеты урока. Экологическое панно является съемным, изготавливается из хлопчатобумажного полотна, не имеет рамки, его размеры: ширина – 2м30см, длина 2м и меняется с наступлением каждого времени года).

Из стихотворения мы узнали, чем питается воробей, а кто из вас знает, чем питаются птицы, которые живут в лесу.

Да зимой птицам приходится трудно. Ведь корма для них очень мало. Но уже совсем скоро весеннее солнышко пригреет землю. Начнет пробиваться первая травка, а потом появятся первые цветы. А вот какие вы должны прочитать сами. Давайте подойдем к экологическому панно

Пока мы с вами выполняли задания, Лесовичок тут немного поиграл со словами и перепутал все буквы местами.

Давайте расставим все буквы на свои места и прочитаем название цветов, которые уже очень скоро распустятся в нашем лесу. (ландыш, колокольчик, подснежник, медуница)

(учащиеся отгадывают слова и получают карточку на доске появляются картинки)

Работа со шкалой самооценки.

Ученики самостоятельно оценивают задание, которое выполняли с помощью цветовой таблицы.

Какой цветок появляется первым?

Как по другому можно назвать этот цветок?

Как вы думаете можно ли эти цветы срывать?

Этих цветов с каждым годом становится все меньше и меньше. Люди их рвут не задумываясь. А ведь чтобы ландыш зацвел, с того дня как семечко упадет в землю, должно пройти 10 лет. Мальчик и девочка поступившие в первый класс успеют закончить в школу. Поэтому все эти цветы занесены в Красную книгу. В эту книгу занесено очень много растений и животных, которые находятся на грани исчезновения, поэтому ни в коем случае их срывать нельзя.

(Учитель демонстрирует Красную книгу)

Ну что ж наша прогулка подходит к завершению. И Лесовичок приготовил последнее задание. Давайте прочитаем предложение:

- Как по другому можно назвать это предложение? (поговорка)

О каком богатстве здесь говорится?

Правильно. Лес для человека в первую очередь это красота. И эту красоту мы должны беречь.

Какие правила поведения в лесу вы знаете?

Вот и закончилась наша прогулка. А выйти из нашего леса мне хочется со стихотворением, которое прочитает нам Ира и Максим.

Любите родную природу
Озера, леса и поля
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились
Живем мы с тобою на ней
Так будем же люди, все вместе
Мы к ней относится добрей.

13. Итог урока.

А)

Ну что ж наша прогулка закончилась.

Какое задание было самым интересным?

Какое задание было для вас трудным?

Б) Оценивание.

Ребята возьмите шкалу самооценки. Какой цвет у вас преобладает?

Ребята, у которых преобладает красный цвет, работали отлично и они получают облачко со словом “Отлично”.

Ребята, у которых преобладает зеленый цвет, работали хорошо и они получают облачко со словом “молодец”.