Применение информационных компьютерных технологий на уроке экономики по теме "Фирма и её цели"

Разделы: Экономика


Основное направление в компьютеризации обучения: использование компьютера в качестве средства, повышающего эффективность обучения. Можно выделить четыре основные цели использования компьютерных технологий на уроках:

  • сообщить информацию;
  • научить;
  • создать мотивацию;
  • развлечь

Сообщить информацию – это значит дать аудитории ключевую информацию.

Научить – означает связать знания или информацию с опытом и поведением, которые необходимы, чтобы перевести знания или информацию в действие.

Создать мотивацию – значит обеспечить стимул, который придавал бы такой смысл знаниям, опыту или поведению, чтобы аудитория захотела действовать.

Развлечь – значит создать в аудитории позитивный опыт или перевести их в позитивное состояние.

Методика использования компьютерных технологий на учебных занятиях в школе предполагает:

  1. Совершенствования системы управления обучением на различных этапах урока (освоение нового материала, закрепление изученного материала, контроль знаний).
  2. Усиление мотивации обучения.
  3. Улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся и уровень готовности подрастающего поколения к трудовой деятельности в современном обществе.
  4. Повешение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий.
  5. Демонстрацию возможностей компьютера (анимационные эффекты, звуковое сопровождение, музыка и т.д.).

Конспект урока по теме “Фирма и ее цели”

Тип урока: урок освоения новых знаний и систематизации знаний и умений.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Цели: создать условия для систематизации изученного материала, выявить уровень овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.

Задачи:

  1. Образовательная: закрепление и осмысление изучаемого материала, формирование современного взгляда на проблемы создания фирмы, приобретение умений и навыков
  2. Развивающая: развивать познавательную активность и творческое начало личности, критическое мышление и адаптивные возможности к изменяющимся внешним условиям.
  3. Воспитывающая: воспитание профессиональной компетентности, совершенствование методики воспитательного воздействия на личность учащегося через групповые и игровые формы.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная

Средства обучения: карточки с тестами.

Оборудование:

  • компьютер,
  • ОС Windows XP,
  • пакет Microsoft Office (Power Point 2003),
  • мультимедийный проектор
  • мультимедийная доска

Ход урока

1. Оргмомент – 1 мин.

2. Целеполагание и мотивация – 2 мин.

3. Объяснение нового материала – 35 мин.

4. Систематизация и обобщение (тестирование) – 6 мин.

5. Домашнее задание – 1 мин.

Оргмомент - Приветствие; определение отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку; проверка подготовленности кабинета к уроку; организация внимания

Целеполагание и мотивация - Формирование установок на восприятие и осмысление учебной информации, обеспечение желания учащихся работать на учебном занятии.

Объяснение нового материала:

Первоначально слово фирма (от итальянского – подпись) означало торговое имя купца, коммерсанта. Сегодня под фирмой понимают предприятие, преобразующее ресурсы в продукцию.

Фирма представляет собой организацию, привлекающую ресурсы с целью создания благ и получения прибыли. (Объяснение новой темы и одновременный показ созданного в Power Point   информационного образовательного проекта). <Приложение 1>. (В конце информационного образовательного проекта - тестирование. Форма организации тестирования – групповая).

Деятельность акционерного общества основана на объединении капиталов большого числа участников. Свидетельством вложения капитала в фирму является акция. Она дает право ее владельцу (акционеру) на получение дохода в виде дивиденда и участие в управлении обществом. История создания акционерных обществ: строительство первой железной дороги в России стало возможным благодаря созданию в 1836 году “Общества акционеров для сооружения железной дороги от Санкт-Петербурга до Царского Села с продолжением до Павловска”. Процесс акционирования послужил своеобразным импульсом к развитию крупного бизнеса и отрыл новую эру в становлении и упрочении позиций крупной корпорации во всем мире.

Характерная особенность АО состоит в разделении функций владения и управления. Владельцами общества являются акционеры – собственники акций. Управляют обществом по их поручению наемные менеджеры, собственниками не являющимися.

По российскому законодательству система управления обществом включает три уровня. Первый уровень – это собрание акционеров, определяющее приоритеты деятельности АО. Решение принимается согласно большинству голосов. Каждая акция дает право на один голос. Акционер, имеющий большее количество акций, имеет и большее влияние на предприятие, то есть получает возможность его контролировать. Второй уровень – совет директоров (наблюдательный совет). Третий уровень – исполнительный орган (правление).

Контрольным пакетом называется такое количество акций, которое дает возможность осуществлять полный контроль над деятельностью предприятия. Теоретически контрольный пакет предполагает владение 50% плюс одной акцией. В действительности вследствие распыления капитала крупных акционерных обществ, достаточно располагать всего лишь 10-15% акций, чтобы контролировать деятельность компании. Показ созданных в Power Point  информационного образовательного проекта. <Приложение 2>

Тестирование: (Найти все правильные ответы) Форма организации тестирования – групповая:

Карточка № 1

1. Целью деятельности фирмы является:

  1. получение максимальной прибыли;
  2. получение удовлетворительной прибыли;
  3. достижение роста продаж;
  4. выживание.

2. Преимуществами малого бизнеса является:

  1. гибкость и динамичность;
  2. высокая “Смертность” на ранних этапах существования;
  3. инновативность;
  4. творческая атмосфера работы.

3. К недостаткам индивидуального предприятия относятся:

  1. cамостоятельность хозяина в принятии решений;
  2. упрощенное ведение бухгалтерского учета;
  3. простота в открытии и ликвидации;
  4. неограниченная ответственность (включая личное имущество).

4. Основными формами товарищества являются:

  1. ПБОЮЛ;
  2. полные товарищества;
  3. ООО;
  4. смешанные товарищества.

5. При какой форме предпринимательской деятельности легче осуществить производство сложной техники:

  1. индивидуальное предприятие;
  2. товарищество;
  3. ОАО;
  4. государственное предприятие.

Карточка № 2

1. Основными формами акционерного общества являются:

  1. ОАО;
  2. ЗАО;
  3. ПБОЮЛ;
  4. ИТД (индивидуальная трудовая деятельность).

2. К преимуществам АО относятся:

  1. бюрократизация;
  2. возможность привлечения крупных финансовых ресурсов;
  3. ограниченность риска акционеров суммой вклада в АО;
  4. использование профессионального менеджмента в управлении.

3. Высшим органом является:

  1. собрание акционеров;
  2. Генеральный директор;
  3. совет директоров;
  4. исполнительный орган.

4. В акционерном обществе:

  1. владение и управление разделены;
  2. единственным собственником является совет директоров;
  3. имеет место профессиональное управление;
  4. все вышеперечисленное неверно.

5. В каких отраслях в условиях рыночной экономики чаще всего существует государственная собственность:

  1. в производстве одежды и обуви;
  2. в розничной торговле;
  3. в отраслях инфраструктуры;
  4. в отраслях оборонно-промышленного комплекса.

Ответы:

1. 1; 2. 1, 4; 3. 4; 4. 2, 4; 5. 3,4;

1. 1, 2; 2. 2, 3, 4; 3. 1; 4. 1, 3; 5. 4

5. Домашнее задание: Написать эссе: Какие организационно-правовые формы предприятий кажутся вам наиболее важными для нашей страны? Имеет ли ваша семья акции? Хотели бы вы стать акционером? Акции каких предприятий вам кажутся доходными?