Урок по теме "Рельеф Мордовии"

Разделы: География


                                                                                              Знания – это только тогда знания,
                                                                                                Когда они приобретены
                                                                                               Усилиями мозга, а не твоей памяти
                                                                                                                Л.Н. Толстой (1825–1910)

Цели урока:

  • Образовательные: формирование знаний об особенностях рельефа и характере его современного развития на территории Республики Мордовия.
  • Развивающие: развитие мыслительной деятельности учащихся при работе с различными средствами обучения.
  • Воспитательные: воспитание личностного отношения, заинтересованности к изучаемой теме, уважения к своей «малой Родине»

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • атуализировать знания о рельефе, полученные при изучении темы «Рельеф» в 6 – 8 классах;
    • сформировать знания о главных чертах рельефа республики, его основных формах, рельефообразующих факторах, современном развитии рельефа.
  • Развивающие:
    • выработать у учащихся на материале данной темы следующие способы учебно-познавательной деятельности:
      • решение географических задач с целью обобщения знаний о рельефе и получения новых знаний,
      • чтение и анализ географических карт по теме: «Рельеф»,
      • формирование понятий с привлечением наглядного материала,
      • формирования навыков наблюдений за геологическими и рельефообразующими процессами на местности, их анализу и синтезу.
  • Воспитательные:
    • воспитание личной причастности к изучению данной темы, познавательной активности, интереса к изучению природных комплексов своей республики.

ХОД УРОКА

На экран проецируется слайд № 2 (см. Приложение).

I. Положение Республики Мордовия на физической карте России.  (Слайд № 3)
Учащиеся определяют положение Республики Мордовия на физической карте России. Выделяют основные формы рельефа.

II. Связь рельефа с геологическим строением территории. (Слайды № 4, 5)

На основании решения задач учащиеся формулируют следующие выводы:

1. Территория Мордовии располагается в центральной части Русской платформы – обширного устойчивого участка земной коры.
2. Центральную и восточную части республики занимает Приволжская возвышенность, а западную – Окско-Донская низменность.  Наличие возвышенности на востоке Мордовии, а низменности на западе объясняется тектоническим строением территории.
3. Особенности геологического строения и рельефа Мордовии оказывают многогранное воздействие на хозяйственную деятельность населения.

III. Факторы, влияющие на формирование рельефа. (Слайды № 5, 6)

В ходе решения географических задач учащиеся формулируют следующие выводы:

1. Рельеф Мордовии является результатом воздействия на земную поверхность эндогенных и экзогенных сил.
2. К эндогенным силам, изменяющим рельеф Мордовии, можно отнести медленные вертикальные движения земной коры, в результате которых западная Мордовия опускается, а восточная испытывает поднятие.
3. Экзогенные силы – деятельность ледника, рек, климата, антропогенное воздействие.

IV. Формирование понятий о разновидностях равнин: (Слайд № 8) водной ледниковой, вторичной моренной, эрозионно-денудационной, (на основе слайдов презентации). (Слайды № 9, 10, 11)

Водно-ледниковая равнина – это равнина, которая возникла в результате  деятельности ледника, на которой в результате деятельности ледника имели место водно-ледниковые процессы и образовались водно-ледниковые отложения.
Водно-ледниковые отложения – это отложения, образовавшиеся после таяния ледника потоками талых ледниковых вод. Они состоят из разнозернистых песков и гравия. Эти отложения слагают обширные зандровые равнины в бассейнах рек Мокши, Вада, Сивини, Алатыря.
К ледниковым формам рельефа относятся морены.
Моренный рельеф – равнинный и холмистый рельеф, возникший в результате накопления моренного  материала.
Вторичная моренная равнина это денудационная равнина, возникшая на месте первичного холмисто-моренного рельефа.
Эрозионный рельеф – это рельеф, формы которого образованы преимущественно деятельностью водных потоков.
Эрозия – размывающая деятельность горных пород и почв водными потоками.
Денудация – совокупность процессов разрушения горных пород на поверхности земли и переноса продуктов разрушения в пониженные участки, где происходят их накопление.
Эрозионно-денудационная равнина  создана преобладанием деятельности текучих вод.
(Терминология взята из краткого геолого-геоморфологического словаря).
Очень важно научить учащихся не механически записывать термины, понятия, определения. Гораздо полезнее научить их самостоятельно формировать понятия и термины, применяя средства наглядности в обучении как источник новых знаний. Такая работа, помогает развивать познавательные способности учащихся, вырабатывать навыки и приемы: наблюдение, анализ и синтез наблюдаемых явлений. Большое место в учебном процессе необходимо отводить работе с географическими терминами, используя при этом словари.

V. Знакомство со строением речных долин Суры, Мокши. Алатыря. (Слайды № 12, 13, 14)

Долина реки Суры имеет правостороннюю асимметрию склонов. Правый склон крутой, местами обрывистый, левый – пологий. Надпойменные террасы слабо выражены. На их месте развита эоловая поверхность с абсолютными высотами от 100 до  180 м. В ее пределах распространены песчаные гряды и дюны, протяженностью 500–700 м, высотой до 15 м. Они расположены параллельно, разделяясь заболоченными понижениями и котловинами. В долине реки выделяется пойма и три надпойменных террасы.
Наиболее крупные долины центральной и западной Мордовии – Мокшинская и Алатырская.  Ширина долины Мокши достигает на определенных участках 15 км. Долина среднего течения Мокши имеет левостороннюю асимметрию. В долине выделяется пойма и три надпойменных террасы.

Долина реки Алатырь широка, хорошо разработана и имеет асимметричный поперечный профиль. Её крутой правый коренной склон высотой около 40м прорезан оврагами. Левый склон пологий и террасирован.

VI. Современное развитие рельефа. (Слайды № 15,16,17,18)

Чтение и анализ текста «Современное развитие рельефа» стр. 17–18 учебного пособия А.А. Ямашкина «География Республики Мордовия». Выделение в тексте и определение понятий эрозионных, оползневых, карстовых, суффозионных процессов.
Наглядный показ иллюстраций, характеризующих эти процессы.
Работа с картой «Эрозионные процессы на территории Республики Мордовия».

Вопросы:

1. Назовите участки активного развития  эрозионных  процессов в Республике Мордовия.
2. Какие формы рельефа формируются в результате развития эрозионных процессов?
3. Что такое плоскостной смыв почвы?
4. Какие факторы способствуют развитию этого процесса?

VII. Исследуем, наблюдаем, анализируем. (Слайды № 19,20)

1. Эрозионные процессы Песчаного карьера в окрестностях села Атемар.
2. Ледниковые отложения Песчаного карьера – морена и водно-ледниковые осадки – от мельчайших глинистых частиц до крупных глыб и валунов.

VIII. Заключение

Изучение рельефа Республики Мордовия имеет большое значение. В связи с многообразием форм рельефа необходимы различные меры борьбы с эрозией почв, проведение различных мелиоративных мероприятий. Знание о рельефе необходимо учитывать при размещении сельскохозяйственных угодий, строительстве дорог и различных сооружений.

IX. Тестовый контроль по теме «Рельеф Мордовии»