Организация учебной деятельности на основе учебных стилей

Разделы: Общепедагогические технологии


В личностно-ориентированном подходе в обучении особая роль принадлежит индивидуальному подходу к каждому ученику. Но учителя-практики хорошо знают, как сложно это осуществить в рамках урока, чтобы достичь положительных результатов и не вызвать отрицательных эмоций к предмету, учителю, школе.

Для решения этого вопроса американские и английские педагоги предложили обучение на основе разных учебных стилей. Интересный подход к решению задачи по приведению содержания и методов обучения в соответствии с различными учебными стилями предложил американский педагог А. Грегорк (см. Gregorс A.F. Inside style: Questions and Answers. Maynard, MA: Gabriel Systems, 1985; An adult’s quide to style. Maynard, MA: Gabriel Systems, 1982). Он выделил четыре учебных стиля:

  • конкретно-последовательный (далее КП);
  • абстрактно-последовательный (АП);
  • конкретно-разбросанный (КР);
  • абстрактно-разбросанный (АР);

Каждый из них по-своему важен и нужен в учении: “хороших” и “плохих” стилей нет. Есть доминирующий (предпочитаемый), промежуточный (близкий к доминирующему), сопутствующие стили.

Если у ученика два доминирующих стиля, то ему легче приспособиться к разным стилям преподавания учителей. Конфликтологи отмечают, что одной из существенных причин непонимания и конфликтов между учеником и учителем на уроке часто бывает “несостыковка” учебного стиля ученика и стиля преподавания учителя.

У каждого стиля есть положительные стороны и слабые стороны. Поскольку в большинстве моих классов преобладали учащиеся с конкретно-последовательным стилем учения, то приведу пример с характеристиками данного стиля (КП).

Положительные стороны учащегося с данным стилем обучения: аккуратный, с деловыми качествами, развитым физическим восприятием времени и пространства, повышенным вниманием к деталям, придает большое значение фактам, имеет целенаправленное практическое мышление, предпочитает работать в спокойной, хорошо организованной обстановке, четко выполняет все в сроки и хотел бы иметь конкретные временные сроки (рамки) и “пошаговый” план деятельности.

Слабые стороны: трудно ориентируется в новой обстановке, если меняются привычные условия, желание найти правильный ответ, если не может его найти, то сильно огорчается, прекращает работу, критически настроен к тем, кто не относится к этому стилю, низкая толерантность к иному мнению, невнимание к потребностям других, предпочтение работать с предметами, а не с людьми.

Учащиеся с этим стилем достигают наивысших результатов в учебе в том случае, если учитель использует следующие методы учебной деятельности:

  • решение практических проблем (механических и технических задач);
  • выполнение практических (реальных) задач;
  • задания, предусматривающие получение конкретных результатов
  • (изготовить конструкцию, модель);
  • использование компьютера и любые задачи, требующие собрать,
  • начертить, сделать, классифицировать, построить, измерить,
  • рассортировать;
  • нужны четкие указания и инструкции.

Для успешной работы необходимо:

  1. Определить свой собственный стиль;
  2. Определить индивидуальные стили учителей-предметников, работающих на параллели;
  3. Определить стили учащихся классов с целью выявления предпочтений, т.е. условий и путей, что позволяют им легче учиться.

Для определения стилей используется матрица-определитель А.Грегорка (см. образец в ж. “Школьные технологии”, №5, 1998 г.).

Обучение на основе учебных стилей позволяет реализовать ряд принципов:

  • принцип приспособления. Суть его в том, чтобы приспособить содержание урока к учебному стилю ученика (рекомендуется использовать для слабоуспевающих учащихся, т.к. у них развивается уверенность в своих силах).
  • принцип варьирования. Содержание обучения или смешивать стили преподавания и стили учения. Используя доминирующий стиль, учитель может развивать другие, слабо проявляющиеся стили.

Получив новые классы, начинаю работу с учебными стилями так:

  • Выявляю учебные стили по определителю А.Грегорка;
  • Комплектую группы КП, КР, АР, АК (может быть несколько групп одного стиля: КП-1, КП-2, КП-3 и т.д.);
  • Готовлю карточки-задания (для абстрактников - задания творческие, без инструкций, нестандартные, тогда как конкретникам даются четкие, конкретные задания, с обязательным планом, инструкцией, сроком выполнения).

Приведу пример карточек-заданий по теме: “Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Архангельской области”:

  • Группа КП-1. Прочитать §3, 4, выполнить задание по выявлению тектонических структур в Архангельской области.

(Тектоническая структура>время образования). Сделать выводы.

  • Группа КП-2. Что представляет собой рельеф области? Какая связь существует между тектоническим строением и рельефом?

    (Тектоническая структура>формы рельефа). Сделать выводы.

  • Группа КП-3. Выяснить, какие полезные ископаемые добывались на Русском Севере.
  • Группа АП. Зная тектоническое строение области, спрогнозируйте, какие полезные ископаемые могут быть на ее территории, составьте схему классификации горных пород по происхождению, приведите примеры. Из коллекции горных пород выберите примеры образцов.
  • Группа АР. Хорошо знакомы Куртяевские минеральные источники. Напишите рекламу на Куртяевскую воду.
  • Группа КР. На Севере хорошо был развит древний промысел – солеварение. Предложите свой проект добычи соли.

Любая технология имеет свои плюсы и минусы.

Положительные стороны:

  • Использование учебных стилей позволяет помочь учащимся осознать свои предпочитаемые пути познания.
  • Использование знаний о стилях помогает развивать толерантность к тем, у кого иной стиль учения, понять, что одноклассники, как и все люди мира, разные.
  • При подготовке к уроку учитель продумывает альтернативные варианты учебного материала, оптимально отбирает методы и виды учебной деятельности. Главное, что каждый ученик может работать с теми методами и видами деятельности, которые ему подходят.
  • У учащихся вырабатывается уверенность в своих силах, повышается самооценка, что позволяет создать ситуацию успеха для ученика, а это одинаково приятно как ученику, так и учителю.
  • Особенно это помогает при организации групповой работы. А принцип комплектации группы детям понятен и объясним. В группе оказываются учащиеся с одинаковыми учебными стилями и они умеют выполнять отдельные виды деятельности хорошо, быстро, качественно и лучше, чем другие. Время на выполнение задания сокращается вдвое.

Отрицательные стороны:

  • Отрицательным является то, что очень мало отечественной литературы по данному вопросу, а зарубежные статьи (оригиналы) найти сложно.
  • Плохо то, что многие учителя не знают своего стиля обучения и стиля преподавания и поэтому не могут методически грамотно организовать работу учащихся и получить планируемый результат.
  • Результативность может быть лучше в том случае, если по этой методике работают и другие учителя на параллели и в школе. Тогда совместные действия позволяют развивать различные стили у учащихся, а это поможет и в будущей студенческой жизни быстрее и лучше адаптироваться к новым учебным ситуациям, легко адаптироваться в новых учебных ситуациях, а главное - применять и развивать новые умения и навыки.

Таким образом, адаптация содержания к учебному стилю позволяет более эффективно решать проблемы индивидуализации в обучении.

Литература:

  1. Журнал “Школьные технологии”, № 5, 1998 г. с 212- 216, статья Дмитриева Г.Д. “Всем сестрам по серьгам, или Учебный стиль ученика: как с ним работать?”
  2. Величко В.В., Карпиевич Д.В., Карпиевич Е.Ф., Кирилюк Л.Г. “Инновационные методы в гражданском образовании”, Минск, “Медисонт”, 2001 г., с 49 – 53
  3. Максаковский В.П. “ Преподавание географии в зарубежной школе”, серия “ Библиотека учителя географии”, ст. “Стили обучения и типология уроков географии”, М, “Владос”, 2001 г., гл.5.1, с 176-180.