Бинарный урок в 8-м классе в рамках программы "Градоведение" к юбилею г. Братска "Братск: прошлое, настоящее, будущее"

Разделы: География


Цель:

  1. Познакомиться с разными этапами развития своего города.
  2. Воспитание чувства гордости, заботы и любви к своей малой Родине.

Задачи:

  1. Выделить этапы развития города Братска, составить описание каждого этапа.
  2. Выделить изменения, новизну каждого этапа.
  3. Проследить изменения состояния природы, экономики, населения и изменения геральдики.

Оборудование:

  • карта города,
  • фотографии с видами города,
  • фильм о городе,
  • старый и новый герб города Братска,
  • раздаточный материал в виде карточек с заданиями,
  • топонимический словарь.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Изучение нового материала.
    1. Включается фильм “Хроника Братска” (1 минута).
    2. Вопрос классу: “Какому событию посвящена тема урока?”
    3. Прокомментировать эпиграф урока (стихи о городе).
    4. Вопрос: “Что такое топонимика?”
    5. Ответ: “Наука о происхождении слов”.
    6. Задание одному ученику: С помощью топонимического словаря выяснить, что означает слово Братск? Откуда произошло это название?
    7. Задание второму ученику: Сравнить старый и новый герб города Братска и выяснить сходство и различия, какой герб несет более полную информацию о городе? Что бы ты изменил в гербе своего города?
    8. В это время учитель читает выдержки из стихов, а остальные учащиеся, не имеющие индивидуального задания, должны выделить и объяснить особенности климата и природы, в котором расположен их город:

      “Тайга, река, откосы гор, по хвойной тьме березы проседь.
      И все кругом как бы укор
      Из давней древности доносит…
      И доброй славы край глухой,
      Закат над лиственничным бором
      Где воды чище и светлей,
      Леса теплей, доступней горы”.

      “Виденье чудное, застывшая природа,
      Как хороша тайга в такое время года!
      Мороз заворожил, ветров умолкли споры,
      Рай белой тишины, снегов седых просторы…”.

    1. Два ученика представляют выполненное индивидуальное задание по топонимике и геральдике города Братска.
    2. Для выполнения следующего задания класс делится на три группы. Каждая группа получает задание на карточках:
    3. 1 группа.

      Используя ключевые слова: диабаз, падунское сужение, деревня, дочь Байкала, зеленый городок, мороз, плотина, знания по истории своего края, составить рассказ о прошлом г.Братска (рассказ можно сопровождать стихами, схемами и рисунками).

      2 группа.

      Используя ключевые слова: БрАз, крылатый металл, БЛПК, целлюлоза, ГЭС, электроэнергия, знания по истории своего края, составить рассказ о настоящем г.Братска.

      3 группа.

      Используя ключевые слова: потепление климата, демографический взрыв, компьютеризация, гимназия, нарисовать проект будущего г.Братска.

    4. Через 10 минут группы представляют свои рассказы и проекты.
    5. Группам раздаются стихи братских поэтов о влиянии предприятий на экологию города. Вопрос: 1.Какую роль в экономике г.Братска и страны играют мировые гиганты БрАз, БЛПК? 2. Какой вред наносят эти предприятия экологии города? 3. Как можно решить эту проблему? 4. Какие правила должны соблюдать горожане, чтобы сохранить свое здоровье? 5. Где в городе можно поправить свое здоровье?
    6. Какую роль играет Братская ГЭС в жизни города, почему о ней слагают стихи и песни? Знаете ли вы стихи и песни о ГЭС?
  1. Итог урока.
  1. Зачитывается обращение мэра г.Братска к населению города.
  2. Рефлексия: на доске нарисованы ступени, в самом низу стоит звездочка. Учитель просит детей рассказать, что нового узнали на уроке и с каждым ответом учеников передвигает звезду вверх по ступенькам.

Звезда останавливается на определенной высоте, и учитель делает вывод о результативности урока. Выставляются оценки.

  1. Домашнее задание: найти статью в местной газете “Знамя” (указывается номер и дата выпуска), в которой опубликован отчет мэра города о состоянии всех сфер жизни города и перспективы развития, прокомментировать данную статью.