Диагностика информационных умений учащихся

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии


В нашей гимназии много лет ведется серьезная работа по формированию общих учебных умений (система работы была представлена на Фестивале 2004/05 учебного года).

Одним из элементов нашей системы является диагностика информационных и интеллектуальных умений, которую мы проводим ежегодно. Нами разработаны специальные тексты, позволяющие диагностировать следующие умения:

  • выделять главное и обобщать;
  • сравнивать;
  • конструировать определения понятий;
  • составлять разноуровневые вопросы;
  • отвечать на вопросы по тексту;
  • составлять планы и конспекты;
  • устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;
  • решать проблемные задачи;
  • анализировать результаты опыта;
  • выдвигать гипотезы и прогнозировать;
  • доказывать и опровергать.

Первоначально мы диагностировали выпускников начальной школы, выявляя степень готовности к учёбе в среднем звене. Затем стали проводить подобные работы в других параллелях, и сейчас в диагностике принимают участие все ученики с 3 по 11 класс.

В последние годы, в связи реализацией компетентностного подхода, мы несколько изменили направления диагностики, и стали вводить задания, позволяющие диагностировать умения, лежащие в основе информационной компетентности.

Так, например, анализ диагностической работы 2006/07 учебного года осуществлялся по следующим аспектам:

  • общая эрудиция;
  • понимание текста на основе анализа;
  • понимание текста на основе обобщения;
  • использование жизненного опыта для понимания текста;
  • прогнозирование действий на основе информации текста;
  • использование текста в качестве стимула для рассуждений на основе личного опыта.

А в диагностических работах 2007/08 учебного года наряду с традиционными учащимся предлагались задания, направленные на:

  • понимание смысла прочитанного;
  • поиск аргументов для доказательства или опровержения;
  • составление классификационной схемы на основе текста;
  • анализ цифровой информации;
  • анализ технологической схемы;
  • творческое применение информации.

В ходе подготовительного этапа в соответствии с целями диагностики составляются диагностические тексты на основе учебной и научно-популярной литературы. Желательно, чтобы диагностические тексты не имели ярко выраженной предметной направленности. К каждому тексту формулируются задания, направленные на выявление определённых умений. Задания должны быть предельно чёткими и конкретными. Обычно разрабатывается несколько комплектов текстов и заданий для 3, 4, 5-6, 7-8, 9-11 классов, хотя были годы, когда все ученики с 5 по 11 класс выполняли одинаковую работу.

Диагностику мы проводим раз в год, обычно в конце первой четверти или в самом начале второй. Все учащиеся пишут работу одновременно или в две смены. Каждый ученик выполняет задания в удобной для него последовательности и в удобном темпе. Наш опыт показывает весьма значительные расхождения во времени выполнения работы, поэтому очень важно дать учащимся возможность сделать работу в полном объёме.

Проверка работ осуществляется на специальных аналитических листах, где выделены все элементы работы. В некоторых случаях помимо содержательной части ответа фиксируются дополнительные показатели. Например, при анализе умения давать определения понятий выделяем включение в определения несущественных признаков; при анализе сравнения обращаем внимание на выделение критериев сравнения и формулировку вывода; при анализе умения конструировать вопросы отдельно фиксируем наличие проблемных вопросов. Это позволяет при анализе дать не только количественную, но и качественную характеристику каждого умения.

Этап проверки и анализа работ является наиболее трудоёмким и требует больших временных затрат, поэтому к проверке работ можно привлекать классных руководителей и учителей, так как аналитические листы обеспечивают единство подходов к проверке работ, а знакомство с работами учащихся позволяет учителям более чётко увидеть некоторые проблемы.

На основе аналитических листов подсчитывается сумма баллов по каждому умению (количество выделенных элементов при выполнении задания). Эти данные и процент от максимально возможного количества баллов вносятся в итоговые таблицы. Подсчитывается общая сумма баллов и определяется процент выполнения всей работы. Кроме того, в итоговую таблицу желательно внести результаты предыдущей диагностики.

В зависимости от количества набранных баллов выделяем несколько уровней сформированости диагностируемых умений. На первых этапах таких уровней было три: высокий, средний, низкий. Впоследствии для нас более удобной оказалась иная градация: очень низкий уровень, низкий, средний, высокий, очень высокий. По таким же уровням можно дифференцировать результаты по каждому умению.

Анализ итоговой таблицы класса, сопоставление полученных результатов с результатами предыдущего года позволяют определить общие тенденции развития как класса в целом, так и отдельных учащихся. Классные руководители анализируют результаты каждого ученика, выявляют причины роста или падения результатов, формулируют проблемы и определяются дальнейшие перспективы работы с учащимися класса по формированию ведущих учебных умений.

Для получения более целостной и наглядной картины мы подсчитываем средние баллы и проценты каждого класса по каждому из умений, а также средние показатели в пределах параллели. В результате получается сводная таблица результатов, которая даёт весьма серьёзную информацию для глубокого анализа. Сопоставление результатов нескольких лет позволяет вычленить некоторые проблемы гимназии в целом и увидеть результаты работы отдельных учителей. Так, например, сопоставление результатов разных параллелей по годам обучения позволяет выявить группы учителей, наиболее эффективно работающих по формированию умений.

Дальнейшая работа с учащимися предполагает не только ознакомление с результатами диагностики, но и коррекционную деятельности, которая осуществляется либо на уроках, либо на специальных коррекционных занятиях. Каждому ученику должно быть понятно, что и почему у него пока не получилось и как избежать подобных ошибок в дальнейшем.

Для учителей по итогам диагностики готовятся аналитические справки, в которых анализируются результаты по каждому умению, отмечаются успехи учащихся по сравнению с предыдущей диагностикой, вычленяются проблемы и предлагаются пути решения проблем в форме методических рекомендаций. Глубокий и всесторонний анализ результатов, знакомство с проблемами, выявленными в ходе диагностики, позволяет каждому педагогу осмыслить собственный опыт по формированию учебных умений и при необходимости внести коррективы.

Разработанная нами методика проста, доступна в освоении и весьма эффективна. Она позволяет отслеживать результаты деятельности педагогического коллектива по формированию общих учебных умений, выявлять основные тенденции, видеть проблемы отдельных классов и параллелей, определять и корректировать продвижение каждого ученика в овладении системой учебных умений, лежащих в основе ряда ключевых компетентностей.

Освоив эту методику, вы почувствуете, что диагностика может стать для вас картой и компасом на интереснейшем пути формирования учебных умений.

Приведем пример диагностической работы, которую мы предлагали ученикам 9-11 классов в ноябре 2007 года.

Диагностический текст

Города – дети цивилизации. С ними связано развитие науки, культуры, промышленности. В настоящее время в городах проживает около 70% населения. К сожалению, в крупных городах часто складываются неблагоприятные условия для жизни людей. Одним из агрессивных загрязнителей городской среды является шум. Шумом называют случайную смесь звуков различной высоты и частоты. Уровень шума измеряют в децибелах (дБ). Естественный шумовой фон составляет 20-30 дБ, допустимая норма – 80. Звук в 120-130 дБ вызывает у человека болевые ощущения, а при 150 дБ становится непереносимым. Шумы природного происхождения: морской прибой, шум дождя, шелест листвы благоприятно влияют на организм человека, они успокаивают, расслабляют. Абсолютная тишина пугает и угнетает людей. Так, например, сотрудники одного из конструкторских бюро, имевшего прекрасную звукоизоляцию, уже через неделю заметили, что не могут нормально работать. Современная шумовая симфония города складывается из многих факторов: грохота железной дороги, гула самолётов, рокота строительной техники, шума заводских цехов. Однако наиболее распространенным и наиболее утомляющим является шум автомобильного транспорта. Если по дороге проходит 100 автомобилей в час, средний уровень шума на прилегающей территории составляет всего 30 дБ, в то время как на городских магистралях при интенсивном движении он может достигать 70–90 децибел.

Прежде всего, чрезмерный шум влияет на органы слуха. Под действием громких звуков барабанная перепонка постоянно растягивается, при этом уменьшается ее эластичность. А значит, требуются всё более громкие звуки, чтобы она начала колебаться. Развивается тугоухость. По статистике, этим недугом сегодня страдают 10-15% россиян. У 20% юношей и девушек, постоянно слушавших громкую музыку, слух оказался снижен так же, как у 85-летних стариков. Не менее опасным для органа слуха считается и постоянное использование наушников.

Чтобы проверить остроту слуха, испытуемому предлагают закрыть глаза и медленно подносят поочередно к каждому уху тикающие наручные часы. Человек с нормальным слухом должен услышать тиканье часов с расстояния 10-15 см. Если у вас это расстояние окажется меньше – пора принимать меры.

Шум отвлекает нас, мешает сосредоточиться, влияет на нервную и сердечно-сосудистую систему. Под влиянием шума меняется частота пульса, частота и глубина дыхания. В шумном помещении в организм человека быстрее проникают газообразные вредные примеси, имеющиеся в воздухе. Длительное действие шума приводит к быстрой утомляемости, ослаблению памяти, снижению внимания, потере работоспособности, повышенной раздражительности. Под воздействием шума нарушается сон, после пробуждения люди чувствуют усталость, головную боль. Все это позволило ученым назвать шум медленным убийцей.

Итак, шум вреден, но шумовое загрязнение атмосферы постоянно растет. И значит, нужно попытаться ……………………………………………. Архитекторы стремятся проектировать дома так, чтобы к магистрали выходили подсобные помещения, а жилые комнаты были обращены во дворы. Кроме того, разработаны специальные оконные конструкции с разными по толщине стёклами, позволяющими снизить уровень шума на 50 дБ. Можно построить дома, где вместо форточек – особые устройства, по принципу работы похожие на автомобильные глушители. Проходя через ряд перегородок, звуковая волна ослабевает в 8 раз. Строительство дорог в туннелях или экранирование их специальными надстройками тоже заметно уменьшает шумовое загрязнение атмосферы. Большой вклад в регулирование шумового фона города вносят зеленые насаждения. Так, лиственные породы деревьев поглощают около 25% шума. Правда, постоянный шум приводит к тому, что в городах деревья болеют гораздо чаще и умирают раньше, чем в естественной среде. Не следует забывать и о том, что умение соблюдать тишину, является важным показателем общей культуры человека.

Источники звука Уровень громкости (дБ)
Спокойное дыхание Не воспринимается
Шепот 10
Шелест листьев в спокойную погоду 17
Перелистывание газет 20
Морской прибой 40
Обычный шум в доме 40
Разговор средней громкости 50
Громкий разговор 70
Работающий пылесос, поезд в метро 80
Раскат грома, шум реактивного двигателя 110
Концерт рок-музыки 110-120
Болевой порог 120–130
Старт космической ракеты, выстрел из винтовки 150-160
Выстрел из артиллерийского орудия 170

К этому тексту мы предлагали такие задания:

  1. Озаглавьте текст, отразив в названии его общий смысл.
  2. Какой из фактов, приведенных в тексте, удивил вас больше всего?
  3. Какой из фактов, приведенных в тексте, показался вам сомнительным?
  4. Приведите примеры слов, которые в этом тексте используются в переносном значении.
  5. Если в тексте встретились слова, смысл которых вам непонятен, выпишите их:
  6. Кратко (1-2 словами) поясните смысл следующих слов: а) недуг б) магистраль в) тугоухость г) благоприятно.
  7. Опираясь на содержание текста, сконструируйте определения понятий и в каждом из них подчеркните родовые понятия (ключевые слова): а) шум б) децибел
  8. Почему при постоянном действии громких звуков развивается тугоухость?
  9. Почему в последние годы заметно “помолодели” заболевания органов слуха?
  10. От каких факторов зависит уровень шума на автомагистралях?
  11. Оцените уровень шума на переменах в нашей гимназии.
  12. Каким будет уровень шума в доме, расположенном рядом с оживленной магистралью, при использовании специальных окон с разными по толщине стёклами?
  13. Согласны ли вы с мнением ученых, что шум является “медленным убийцей”? Приведите аргументы, доказывающие или опровергающие это мнение.
  14. Согласны ли вы с тем, что любой шум вреден? Приведите аргументы, доказывающие или опровергающие этот тезис.
  15. Выпишите из текста не менее трех аргументов, доказывающих влияние шума на успеваемость.
  16. Еще раз внимательно прочитайте последний абзац и запишите ваш вариант окончания предложения: “И значит, нужно попытаться…”
  17. Предложите алгоритм опыта, выявляющего влияние прослушивания громкой музыки на остроту слуха.
  18. Придумайте убедительный призыв к человечеству, который помог бы решению описанной в тексте проблемы.

Все задания диагностики можно разбить на 7 групп в зависимости от аспекта анализа.

  1. Первые четыре задания проверяли общее восприятие текста.
  2. Задания 5 и 6 поверяли общую эрудицию.
  3. С помощью седьмого задания выявлялось умение формулировать определения понятий.
  4. Задания 8, 9, 10 проверяли понимание смысла текста.
  5. Задания 11 и 12 связаны с цифровой информацией таблицы и текста (подобное задание предлагалось на нашей диагностике впервые).
  6. Задания 13, 14, 15 были связаны с поиском аргументов для доказательства или опровержения.
  7. Последний блок заданий (16, 17, 18) связан с творческим применением содержащейся в тексте информации.

Рабочий лист для учащихся показан в приложении 1.

Аналитическая таблица для проверки работы – в приложении 2.