Воспитательное значение текста на уроках русского языка

Разделы: Русский язык


“Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь?”

Д. Лихачев

Обращение к истокам культурного, исторического опыта является характерным свойством языкового сообщества. Объектом внимания могут стать как отдельные факты, извлекаемые из глубины истории, так и целые пласты культуры народа. В языковой обиход вновь возвращаются культурологические и соответствующие лингвистические элементы, возрождаемые в силу тех или иных причин (потребность художественной литературы, социальная необходимость, желание автора), знаменующих определенные сдвиги общественного сознания. Отражение этих процессов в лингвистическом зеркале естественно и закономерно.

Особенности национальной культуры наиболее ярко проявляются через язык, ведь именно язык служит “проводником” между настоящим и прошлым. Он вбирает в себя и отражает все знания и представления человека о мире.

Вот почему важно донести до учащихся самоценность языковой культуры родного края, пробудить в их душах интерес к многовековой культуре Забайкалья.

Согласно современным требованиям к уроку русского языка тексто-центрический подход является ключевым. Работа с текстом позволяет провести через урок три сквозные линии: языковую, практическую и коммуникативную. С этой целью мною разработано три блока текстов:

  1. тексты для комплексного анализа;
  2. тексты для изложений;
  3. измерители уровня учебных достижений (диктанты).

Диктанты подобраны с учетом возрастных особенностей. Объемы текстов и требования к ним соответствуют стандартам. В измерителях указано, какой вид контроля предусмотрен: тематический, диагностический, рубежный, итоговый. Тексты взяты как из методических пособий (автор указан), так и из художественных произведений писателей Забайкалья. К каждому диктанту дано пояснение: какие навыки и умения проверяет данная работа. В некоторые диктанты включено грамматическое задание.

ИЗМЕРИТЕЛИ УРОВНЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

5 класс “Повторение в начале года”

Диктант.

Самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины написаны русскими писателями, поэтами и художниками об осени.

Левитан ждал осени как самого дорогого времени года.

Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень рощ. Делались сквозными темные краски леса, сменялись робким золотом, пурпуром и серебром. Изменялся не только цвет земли, но и самый воздух. Он был чище, холоднее. И дали были гораздо глубже, чем летом.

Осень на картинах Левитана очень разнообразна.

(К.Паустовский)

Задание

  1. Озаглавьте текст.
  2. Напишите, какова осень в вашем крае.

Данная работа проверяет следующие умения и навыки: правописание проверяемых гласных и согласных в корне слова, падежных окончаний существительных, прилагательных, раздельное написание предлогов с другими словами; знаки препинания в предложениях с однородными членами; способность связно и грамотно выразить свою мысль по заданному вопросу.

6 класс “Имя прилагательное”

Диктант.

Васюткино озеро.

Это озеро не отыщешь на карте. Небольшое оно. Небольшое, зато памятное Васютке. Не маленькая честь для тринадцатилетнего мальчика – озеро, названное его именем. Пускай оно и невелико, но Васютка сам его нашел и людям показал.

Не удивляйтесь и не думайте, что все озера уже известны, что у каждого есть свое название. Еще очень много на карте нашей страны безымянных озер, речек и речушек, потому что велика наша Родина. Сколько по ней ни броди, все равно будешь находить что-нибудь неизвестное, но очень интересное.

Может быть, видели на географической карте в низовьях Енисея голубые пятна, будто ученик небрежно брызнул с пера голубыми чернилами? Среди этих почти незаметных кляксочек есть и та, которую называют Васюткиным озером.

(По В.Астафьеву)

Задание

  1. Определите разряды прилагательных по значению.
  2. Сделайте морфологический разбор 1-го прилагательного из текста
  3. Сделайте синтаксический разбор указанных предложений.

1 в. – Пускай оно и невелико…

2 в. – Не удивляйтесь и не думайте…

Цель работы – проверка следующих умений и навыков: правописание не с прилагательными, разделительный ь, непроизносимый согласный, личные окончания глаголов, суффиксы существительных и прилагательных; знаки препинания в сложных предложениях, при однородных членах и в предложениях с вводными словами; видеть в тексте прилагательное и определять его грамматические и синтаксические функции.

7 класс “Синтаксис и пунктуация”

Диктант.

Тайга.

Тайга – особая страна, непохожая на наши места; мир, к которому надо привыкнуть. Прежде всего, это не равнина, не долина. Это необозримое море каменистых холмов и гор, сопок, поросших тайгой. Природа еще девственна здесь, и хлябь еще не отделилась от суши вполне, как это бывает в местности, освоенной человеком. Во всей своей торжественной дикости и жестокости предстает здесь природа. Не будешь ты разгуливать по удобным дорогам, восторгаться красотой мощных дубов и живописным расположением рощ и речек. Придется тебе перескакивать с кочки на кочку, утопать в ржавой воде, страдать от комаров и мошек, которые носятся в воздухе, представляя собой настоящее бедствие для человека и животных. Поднимаясь на сопку, напрасно будешь ты надеяться, что наконец-то твоя нога ступит на твердую сухую почву. Нет, и на сопке та же хлябь, те же кочки.

Тайга – это вовсе не величественный лес огромных деревьев. Горько разочаруешься ты с первого взгляда, встретив главным образом малорослые, довольно тонкие в обхвате хвойные породы, которые беспорядочными зарослями тянутся в бесконечные дали, то поднимаясь на сопки, то спускаясь вниз. Есть тут, конечно, и величественные красноватые лиственницы, и дубы, и бархат. Но не они представляют собой фон. Зато эта неказистая, переплетенная глухая тайга и страшна, и привлекательна в одно и то же время.

132 + 73 слова

(По Н.Заболоцкому)

Цель данной работы – проверить умения и навыки: различать приставки и частицы не, знаки препинания при однородных членах предложения, в предложениях с причастными и деепричастными оборотами, тире в простом предложении.

9 класс “Однородные члены предложения”

Диктант.

Лена – могучая сибирская река, длина ее 4500 километров. Истоки Лены находятся в Байкальских горах на высоте 1200 метров над уровнем моря. В красивых лесистых берегах, принимая то справа, то слева притоки, Лена в своем стремительном беге на север постепенно растет, увеличивается. При впадении в море Лаптевых Лена разделяет свои воды на многочисленные притоки. Пески, мели, извилистый фарватер – все это затрудняет судоходство в дельте Лены.

Лена как в верхнем, так частью и в среднем течении, - чрезвычайно живописная река. Гористые берега то круты и обрывисты, то волнисты. С гор во многих местах сбегаются в реку теплые минеральные ключи. И направо, и налево от берегов – сплошные гряды покрытых лесами гор.

Лена – главная судоходная артерия Восточной Сибири, она имеет огромное значение для интенсивного развития хозяйства огромной территории.

Тут геологами найдены большие запасы полезных ископаемых: золота и олова, слюды и цинка, каменного угля и железа. Сюда по Великому Северному морскому пути доставляют различные машины и оборудование, жилые дома, научные приборы, продукты о различные промышленные товары.

На ранее пустынных берегах возникли благоустроенные селения. Творческий труд людей совершенно изменил жизнь этого огромного края.

Цель диктанта – проверить знания и умения: тире в простом предложении, знаки препинания в предложениях с однородными членами, правописание числительных, правописание имен собственных.

“Русский язык. 8 класс. Поурочные планы”, Н.В. Сиденко, Волгоград, 2003

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

8 класс “Повторение и обобщение изученного в конце года”

Диктант.

Утренняя степь.

Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот, принялось за свою работу.

Сначала, далеко впереди, где небо сходится с землею, около курганчиков и ветряной мельницы, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и осветила холмы; что-то теплое коснулось Егорушкиной спины, полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой.

Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля – все побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь омытое росой и обласканное солнцем, оживало, чтобы вновь зацвести.

Над дорогой с веселым криком носились птицы, в траве перекликались суслики, где-то далеко влево плакали чибисы. Стадо куропаток, испуганное бричкой, вспорхнуло и со своим мягким “трр” полетело к холмам. Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою музыку.

139 слов

(По А.П.Чехову)

Цель диктанта – проверить умения и навыки: знаки препинания в предложениях с однородными членами, в сложных предложениях, в предложениях с причастным и деепричастным оборотом, правописание наречий, -н- и –нн- в суффиксах прилагательных и причастий.

9-10 класс “Обобщающий диктант”

Диктант.

Байкал, Байкал…

Как и с чем действительно можно сравнить красоту этого озера? Не станем уверять, что прекраснее Байкала нет ничего на свете: каждому из нас люба и мила своя сторона, и для эскимоса, как известно, его тундра и ледяная пустыня есть венец природного совершенства и богатства. Мы с рождения впитываем в себя воздух и картины своей родины, они влияют на наш характер и в немалой степени организуют наш жизненный состав. Поэтому недостаточно сказать, что они дороги нам, мы – часть их, та часть, которая составлена естественной средой; в нас обязан говорить и говорит ее древний и вечный голос. Бессмысленно сравнивать, отдавая чему-либо предпочтение: льды Гренландии с песками Сахары, сибирскую тайгу со среднерусской степью, даже Каспий с Байкалом, - можно лишь передать о них свои впечатления. Все это прекрасно своей красотой и удивительно своей жизнью. Чаще всего попытки сравнения в таких случаях происходят от нашего нежелания или неумения увидеть и почувствовать единственность и неслучайность картины, трепетного и тревожного ее существования.

И все-таки у природы как целого, как единого творца есть свои любимцы, в которые она при строительстве вкладывает особенное старание, отделывает с особенным тщанием, наделяет особой властью. Таков, вне всякого сомнения, и Байкал. Не зря его называют жемчужиной Сибири.

Байкал создан, как венец и тайна природы, не для производственных потребностей, а для того, чтобы мы могли пить из него воду, главное и бесценное его богатство, любоваться его державной красотой и дышать его заповедным воздухом. Он никогда не отказывался помогать человеку, но только в той мере, чтобы вода оставалась чистой, красота непогубленной, воздух незасоренным, а жизнь в нем и вокруг него – неиспорченной.

Это прежде всего необходимо нам.

(По В.Распутину)

Цель диктанта – проверить умения и навыки: знаки препинания в бессоюзном сложном предложении, в предложениях с вводными конструкциями, не с разными частями речи, -н- и –нн- в суффиксах прилагательных и причастий.

ТЕКСТЫ ДЛЯ ИЗЛОЖЕНИЙ

6 класс “Развитие речи”

Мы стоим у раскрытого окна, смотрим на речку Дарасунку, на источники, возле которых толпятся отдыхающие, лечащиеся. Ранняя весна, первые дни мая. На северном склоне сопок лежит снег, на южном расцветает багульник, наливает пахучие почки. Правильнее называть рододендрон, потому что багульник – по-местному чушатник – совсем другое. Тенькают синички, цвикают трясогузки, поют одинокие жаворонки.

За оградой санатория ветром сломало березку – мы успели напиться березового соку.

Розово пенятся кусты дикого абрикоса. Вчера на заброшенной пашне нашли свежие побеги дикого льна-долгунца. Спорили: вправду он дикий или одичавший? Куда ни ткнись – всюду загадка.

Мы отдыхали на местном курорте “Дарасун”, что по-бурятски означает “кислая вода”.

Забайкалье богато курортами, санаториями домами отдыха. Кука, Молоковка, Шиванда – их знают в нашей стране. Более трехсот лечебных источников насчитывает наша область. Скажем, Былыра лечит ревматизм, озеро Арей знаменито ттем, что вылечивает экзему. Есть обобщающее слово у забайкальцев – “кислый ключ”. Таких неизведанных кислых ключей у нас сотни.

Хороший был отдых. Мы вспомнили, что наш край – край лечебных вод, удивительных мест отдыха. Витим, Шилка, Чара, Онон,Аргунь, Олекма – это рыба, притом самая благородная, каждый хребет – медведь, изюбр, сохатый, соболь.

“Край за Байкалом”, Писатель и Сибирь, Иркутск, 1986

9 класс “Развитие речи”

Изложение с элементами сочинения.

Экология и культура.

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь?

Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре.

Человек живет в определенной окружающей среде. Загрязнение среды делает его больным, угрожает его жизни, грозит гибелью человечеству. Всем известны те гигантские усилия, которые предпринимаются отдельными странами, учеными, общественными деятелями, чтобы спасти от загрязнения воздух, водоемы, реки, моря, леса, чтобы сохранить животный мир нашей планеты. Человечество тратит миллиарды и миллиарды не только на то, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но чтобы сохранить также ту окружающую нас природу, которая дает людям возможность эстетического и нравственного отдыха.

Целительная сила природы хорошо известна.

Наука, которая занимается охраной и восстановлением окружающей природы, называется экологией и как дисциплина начинает уже сейчас преподаваться в университетах.

Но экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды – задача не менее существенная, чем сохранение окружающей среды. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, для его “духовной оседлости”, для его нравственной самодисциплины и социальности. А между тем вопрос о нравственной экологии не только не изучается, он даже не поставлен нашей наукой как нечто целое и жизненно важное для человека. Изучаются отдельные виды культурного прошлого, вопросы реставрации памятников и их сохранения, но не изучается нравственное значение и влияние воздействующей силы на человека всей культурной среды во все ее взаимосвязях, хотя сам факт воспитательного воздействия на человека его окружения ни у кого не вызывает ни малейшего сомнения.

Человек воспитывается в определенной, сложившейся на протяжении многих веков культурной среде, незаметно вбирая в себя не только современность, но и прошлое своих предков. История открывает ему окно в мир, и не только, но и двери, даже ворота. Жить там, где жили поэты и прозаики великой русской литературы, жить там, где жили великие критики и философы, ежедневно впитывать впечатления, которые так или иначе получили отражение в великих произведениях русской литературы, посещать квартиры-музеи – значит постоянно обогащаться духовно.

Улицы, площади, каналы, дома, парки напоминают, напоминают, напоминают…

Ненавязчиво и ненастойчиво творения прошлого, в которые вложены талант и любовь поколений, входят в человека, становясь мерилом прекрасного. Он учится уважению к предкам, чувству долга перед потомками. И тогда прошлое и будущее становятся неразрывными для него, ибо каждое поколение – это как бы связующее звено во времени. Любящий свою родину человек не может не испытывать нравственной ответственности перед людьми будущего, чьи духовные запросы будут все множиться и возрастать.

Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памяти истории своей семьи, он, как правило, равнодушен к своей стране.

Итак, в экологии два раздела: экология биологическая и экология культурная, или нравственная. Убить человека биологически может несоблюдение законов биологической экологии, убить человека нравственно может несоблюдение законов экологии культурной. И нет между ними пропасти, как нет четко обозначенной границы между природой и культурой. Разве не влияло на среднерусскую природу присутствие человеческого труда? Крестьянин веками трудился, ласково гладил холмы и долы сохой и плугом, бороной и косой, оттого-то природа такая родная, приласканная. Крестьянин оставлял леса и перелески нетронутыми, обходил их плугом, и потому они вырастали ровными купами, точно в вазу поставленные. Избы и церкви деревенский зодчий ставил как подарки русской природе, на пригорке над рекой или над озером, чтобы любовались своим отражением. Деревянные стены долго сохраняли тепло рук их строителей. Золотая маковка не только издали светилась, как яркая, веселая игрушка, но и была ориентиром для путника. Не само здание как таковое было нужно человеку, а здание, поставленное в определенном месте, украшающее его, служащее гармоничным завершением ландшафта. Поэтому и хранить памятник и ландшафт нужно вместе, а не раздельно. Вместе, в гармоническом их сочетании, они входят в душу человека, обогащая его представления о прекрасном.

Человек – существо нравственно оседлое: даже и для того, кто был кочевником, тоже существовала “оседлость” в просторах его привольных кочевий. Только безнравственный человек не обладает оседлостью и способен убивать оседлость других.

(По Д.Лихачеву)

Предварительные упражнения.

1).Объясните постановку знаков препинания. С какой целью повторяются отдельные слова в предложениях? Как соотносятся слова родное – свое?

2).Определите стиль и тип текста. В чем его особенность? Что вы знаете об авторе текста?

3).Чем определяется композиция текста? Разделите текст на смысловые части и озаглавьте его.

Вопросы.

Что вам известно об экологической обстановке в нашей стране, в городе или районе, где вы живете? Что вы знаете об усилии ученых, отдельных граждан, жителей по спасению от загрязнений воздуха, морей, рек, животного и растительного мира? Что такое экология? Найдите в тексте место, где автор объясняет лексическое значение этого слова.

Чем определяется духовное богатство человека? Раскройте содержание выражений: уважение к предкам, долг перед потомками.

Цель данной работы - развивать речь учащихся, способствовать воспитанию экологической культуры и нравственной, готовить к выпускному экзамену.

8-9 класс “Развитие речи”

1. Весенний остров.

2. Легенда о Байкале.

Цель работы – развивать речь учащихся, способствовать развитию интереса к истории, литературы, фольклора родного края, готовить к сдаче экзамена.

“Русский язык. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы”

Дрофа, Москва, 2002

ТЕКСТЫ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА

6-8 класс

Сибирское море.

Байкал…

Прекрасное и неповторимое озеро расположено почти в центре Азии на высоте 455 метров над уровнем моря.

О Байкале много написано, сняты интересные фильмы, о нем повествуют легенды и предания, и все-таки лучше один раз увидеть Байкал самому, подышать его чистым воздухом, испить студеной воды, полюбоваться несравненными восходами и закатами… и уже никогда не забыть эту первозданную красоту, величие и удивительную гармонию Байкала. Это уникальное творение природы, национальное сокровище и гордость России. Озеро молодое и древнее. Оно приковывает к себе внимание с тех пор, как человек появился на его берегах.

Русские пришли на Байкал летом 1643 года под началом тобольского казака Курбата Иванова, который собрал 75 “охочих, служивых и гулящих людей” и вышел к озеру. Проводником К. Иванова был тунгусский князь Можеуль. По словам Можеуля, в 1640 году “ходили по Ламе (по Байкалу) русские люди – казаки, а отколева те казаки пришли и давно ли по Ламе ходят, того не ведают..”. Курбат Иванов “со товарищами составил чертеж Байкалу и Байкал падучим рекам и землицам…и на Байкале, где мочно быть острогу”.

В 1646 году из Енисейского острога по рекам Енисею и Агаре пришел на Байкал атаман Колесников с отрядом казаков, в 1646 году им был заложен Верхнее-Ангарский острог. В 1648 году боярский сын Иван Галкин поставил на Байкале Баргузинский острог.

В 1655 – 1656 годах через Байкал в ссылку проезжал “ее истовый протопоп Аввакум Петров”. Природа Сибири, окрестности Байкала и само озеро поразили любознательного Аввакума. В “Житии” он писал: “Около ево горы высокие, утесы каменные и зело высоки, - дватцеть тысящ верст и больши волочился. А не видал таких нигде. Наверху их полатки и повалуши, врата и столпы, ограда каменная и дворы, - все богоделанно. Лук на них растет и чеснок, - больши романовского луковицы, и слаток зело… Птиц зело много, гусей и лебедей, - по морю, яко снег плавают. Рыба в нем – осетры и таймени, стерледи и омули, и сиги и прочих родов много. Вода пресная, а нерпы и зайцы великия в нем: во окияне – море большом…” Это было первое литературное описание Байкала.

Интересные сведения о Байкале оставил и Николай Гаврилович Спафарий, посол царя Алексея Михайловича в восточные страны (1675-1678 г.г.). Спафарий отмечает, что “Байкальское море неведомо есть ни у старых, ни у нынешних земнописателей, потому что иные мелкие озера и болота описуют, а про Байкал, которых толикая великая пучина есть, никакое воспоминание нет”. Беседы со старожилами, собственные наблюдения укрепили его в мысли, что “Байкал… для того можно называть морем, что величина его в длину и ширину, и а глубину велика есть. А озером можно называть для того, что в нем вода пресная, а не соленая.. а глубина его великая, потому что многажды мерили, сажен по сту и больше, а дне не сыщут… А вода в нем зело чистая, что дно видится многие сажени в воде, и к питию зело здрава”.

Из Байкала стремительно выносит воды река Ангара. Величественно это зрелище. Ширина Ангары у истока около километра, глубина около двух метров. Посредине реки – Шаманский камень, он представлял собой один из выступов Шаманского порога, скалистого основания Приморского хребта, когда-то соединявшего противоположные берега реки. Долина Ангары в этом районе молодая. Эвенки называют реку “Ынгара”, буряты – “Ангархар”, “Ангаргой”, “Анга”, что в переводе означает “просвет”, “проход”, “промоина”, “расщелина”, дословно – “раскрытая пасть”.

Для каждого, кто приезжает на Байкал, встреча с озером – это всегда огромная радость и громадное наслаждение. Тот, кто хоть раз побывает на Байкале, непременно постарается сюда вернуться, а уж запомнит его навсегда – такова притягательная сила уникального творения природы.

(По В.И.Галкиной)

Комментарий.

ОСТРОГ

1. Город, укрепленный частоколом.

2.Тюрьма.

ЗЕЛО (прост.) - очень, весьма.

ВОЛОЧИТЬСЯ (разг.) – тащиться, тянуться по земле.

ГУЛЯЩИЙ (разг.) - свободный от работы.

Задания.

1. Как вы понимаете выражение “охочие, служивые и гулящие люди”?

2. Найдите синонимы к словам и словосочетаниям: отколева пришли, падучие реки, ево, богоделанно, земнописатель, к питию зело здрава.

3. Переведите на современный язык описания Байкала у протопопа Аввакума и Спафария.

4. Ответьте на вопросы:

- Почему текст назван “Сибирское море”?

- Что нового вы узнали о Байкале?

- Когда на его берегах появились русские?

- Как шло освоение окрестностей Байкала?

- Кто первым описал Байкал?

- Откуда происходит название реки Ангара?

- Почему Байкал называют национальным сокровищем России?

5 класс

Всякий мож..т взять глину краски мел молоко. Но ничего (не) выйдет, если нет умения.

А когда наблюда..ш(?) за работой дымковской мастериц.., кажет(?)ся все просто. Вот она отщ..пнула от глины кусочек. Ра..катала его к..лбаской вот вз..ла глины побольше Ра..шлепела в л..пешку вот св..рнула л..пешку воронкой – это юбоч(?)ка. Сверху приделала голову руки. К..лбаску изогнула коромыслом выл..пила крохотные ведерки. Стоит водоноска влажная коричневая, сохнет, светлее..т.

Маст..рство дымковских мастериц идет из глубины веков. Все дымковские игрушки – начало знания р..бенка о мире.Он и играл и вх..дил в мир, который его окружа..т. И мир этот был прекрасен: высокие гордые шеи конейоплетали ч..рные витыегривы русские печи ра..цветали розами нарядные деточ(?)ки прижимались к ра..писным подолам матерей отцы шли за сохой по золотой пашне руч(?)ные медведи пл..сали под игру своей балалайки…

Одна дымковская вятская игрушка в состояни.. преобразить (с,з)делать праз..ничной квартиру…

(По В.Куприну)

Задания.

  1. Озаглавьте текст.
  2. Докажите, что это текст_________________________________________
  3. Тема текста____________________________________________________
  4. Основная мысль текста__________________________________________
  5. Стиль текста____________________________________________________
  6. Тип текста______________________________________________________
  7. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
  8. Обозначьте в словах приставки.
  9. Выпишите из текста словосочетания, в которых глаголы употреблены в переносном смысле._________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  10. Как вы понимаете выражение из глубины веков?
  11. Подчеркните в тексте однородные члены предложения.
  12. Произведите фонетический разбор слова может.
  13. Назовите художественные промыслы, которые известны вам. Какие есть в нашем крае?

Работе с текстом предшествует подготовка с учетом возрастных особенностей учащихся.

На ранних этапах (5-7 кл.) и в дальнейшем (8-11 кл.) использовались технологии исследовательской направленности. Основная задача данного вида обучения – владение способами познания: 1) наблюдения, 2) сбор данных и их анализ, 3) аргументация, 4) обобщения.

Типичны для данной исследовательской модели следующие этапы:

  • обсуждение проблемы и способы ее формирования;
  • планирование (определение цели, последовательность действий, подготовка условий);
  • осуществление исследовательской деятельности (построение гипотез, сбор данных, подведение итогов);
  • оценка интерпретации результатов (оценка содержания и процессов).

В старших классах наряду с исследовательской работой использовались технологии на проблемной основе, существенной особенностью которых является поисковая направленность. В отличие от исследовательского обучения проблемное направлено на развитие творческих способностей учащихся, упор делается на ситуацию удивления, догадку, выдвижение гипотез и их обоснование.

Использовались в работе и коммуникативно-диалоговые технологии, позволяющие сделать знания не только осознанными, но и личностными.

Ребята с интересом работали с текстами писателей Забайкалья, привлекая в качестве дополнительного материала краеведческие данные, а также знания по смежным дисциплинам: литературе, истории, МХК, музыке.

Данный учебный материал разрабатывается мною и далее.