"В краю белого золота. Хлопчатник". Интегрированный урок (познание мира + математика + русский язык) (2-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • познакомить с новым видом земледелия – хлопководством, познакомить детей с этим растением, дать понятие, что оно собой представляет, где произрастает, и как его возделывают;
  • в доступной форме рассказать детям о происхождении этого вида, используя интегрированные методы работы, связать изучение этой темы с другими предметами, дать детям возможность на уроке не только увидеть и услышать, но и почувствовать разницу в видах ткани, учить работать в группах;
  • воспитывать уважительное отношение к людям, занимающимся земледелием и продуктами земледелия, уметь выслушивать друг друга, уважать мнение друг друга.

1. Организационный момент.

Слово учителя: Я хочу начать наш сегодняшний урок словами:

Все видеть, все понять,
Все знать, все пережить,
Все формы, все цвета
Вобрать в себя глазами,
Пройти по всей Земле
Горящими ступнями.

2. Проверка изученного ранее материала.

1. Работа по вопросам по таблице:

- Что означает слово “земледелие”?

- Для чего люди занимаются земледелием?

- Какие культурные растения выращивает человек?

- Какие профессии людей, занятых в земледелии, ты можешь назвать?

Воспитательный момент о хлеборобах.

1. Расставить по порядку таблички так, чтобы получить последовательность: “Как хлеб пришел на стол”.

2. Пословицы о хлебе: (жетончики за ответ)

Хлеб – всему голова.

Хлеб на стол, так и стол - престол.

Горька работа, да хлеб сладок.

Снег на полях - хлеб в закромах.

Не шуба греет, а хлеб.

У кого хлебушка, у того и счастье.

Земля – матушка, а хлеб – батюшка.

Хлеба к обеду в меру бери –

Хлеб – драгоценность, им не сори.

Воспитательный момент о бережном отношении к хлебу.

3. Объяснение нового материала.

А сейчас, чтобы перейти к новой теме, я хочу вам рассказать небольшую легенду – сказку.

Давным-давно жил на земле Анауака (Северная Америка) император ацтеков Монтесума. Он был последним императором ацтеков. У императора Монтесумы была красавица дочь – принцесса Отоми. Она была очаровательна, грациозна и горда. Каждый мужчина племени ацтеков почитал за честь хоть издали полюбоваться ее красотой. На ней было платье из тонкой ткани, которую никогда не видели в Европе.

Гостям объяснили, что наряд сшит из ткани, полученной из растения, которое развивается только в теплом климате, поэтому в Европе с ним не были знакомы.

Чтобы узнать, из какого растения была изготовлена ткань, вы должны разгадать кроссворд.

  1. Отгадать легко и быстро –
    Мягкий, легкий и пушистый,
    Он и черный, он и белый,
    А бывает подгорелый. (Хлеб.)
  2. Жаркий, знойный, душный день.
    В полдень – крохотная тень.
    Зацветает в поле колос.
    Подает кузнечик голос,
    Дозревает земляника.
    Что за месяц, подскажи–ка? (Июль)
  3. Как на поле, на кургане
    Стоит курочка с серьгами. (Овес).
  4. Без рук, без ног, а подпоясанный. (Сноп)
  5. В огороде у дорожки стоит солнышко на ножке. (Подсолнух)
  6. Золотист он и усат,
    В ста карманах сто ребят. (Колос)

4. Рассказ учителя.

А) История возникновения этого растения – в глубокой древности (более 5 тыс. лет) – в Индии. Древнегреческий историк Геродот писал, что в Индии растут странные растения, на которых вместо плодов вырастает шерсть. В жарком климате люди предпочитали легкие одежды из хлопка более плотным и тяжелым изо льна. В народных платьях из индийского ситца появлялась английская королева Виктория!

Хлопчатник удивителен тем, что независимо друг от друга его стали выращивать народы Старого и Нового Света. Колумб и его спутники увидели у жителей открытого ими континента хлопчатобумажные передники и головные платки, защищавшие от солнца. Позднее император ацтеков Монтесума передал дар испанскому завоевателю Котесу 30 тюков плащей из хлопка.

Б) Какое растение? (показать хлопок).

Где выращивают? (Ю-К обл., Средняя Азия, Закавказье)

Когда посев? (апрель, июль)

Когда уборка? (осенью)

В) Что получают из хлопка? (мыло, свечи, ткани, нитки, масло, вата ).

Г) На доске названия тканей: ситец, сатин, батист, трикотаж, технические ткани.

Д) Какими свойствами обладает хлопок?

(тонкая (продеть через кольцо), нежная, легкая, не мнущаяся)

5. Практическая часть. Технология переработки хлопка.

- Рассказываю о технологии изготовления ткани.

- Дети рассматривают коллекцию ткани.

Работа в группах.

Сейчас мы с вами, работая в группах, вернемся к началу урока, к нашей сказке. Мы должны превратить хлопок в полотно.

Игра: “Соберем хлопок”. Момент интеграции

1. Задание по русскому языку. Каждой группе отдельно. За ответ – жетон – коробочка.

Группа №1

Выбрать из данных слов однокоренные слова к слову “хлопок”:

Хлопать, хлопчатник, захлопнуть, хлопковый, хлопчатобумажный.

Сделать вывод о том, почему они родственные.

Группа №2

Подберите к имени существительному “хлопок” подходящие по смыслу имена прилагательные, определить их число и род.

Группа №3

Сделать фонетический разбор слова “хлопок”.

Группа № 4

Используя слово “хлопок”, придумайте 2-3 предложения так, чтобы получился текст.

2. Задание по математике. Жетон – хлопок.

Группа № 1

С одного участка собрали 45 кг хлопка, а с другого - на 15 кг больше. Сколько всего кг хлопка было собрано с двух участков?

Группа №2

Что называется квадратом?

Участок имел форму квадрата со стороной 23 метра. Найти его периметр.

Группа № 3

Длина участка, на котором выращивают хлопок, равна 26 метров, а ширина - на 6 метров меньше. Найти его периметр.

Группа №4

Дима собрал 315 кг хлопка, а на другой день - Х кг. Всего за два дня он собрал 645 кг хлопка. Сколько хлопка собрал Дима во второй день? Составьте уравнение, найдите значение неизвестного.

6. А теперь давайте поиграем в игру “Волшебный магазин”.

Отправляемся в магазин покупать ткань – хлопчатобумажную. Завязываем глаза – дети на ощупь узнают хлопок.

7. Купили полотно. А теперь я предлагаю вам побывать в роли модельеров, дизайнеров. Мы должны придумать орнамент, рисунок, модель одежды.

Защита от каждой группы.

Итог урока.

А.) Возвращаемся к словам, с которых начали урок. Делаем выводы.

Б.) О чем говорили? Что делали? О чем узнали?

В) В центре доски слово ХЛОПОК.

Дети вывешивают вокруг свои работы – свои модели.

Г) Подсчитываем количество жетонов. Оцениваю учащихся. Благодарю за урок.