Фольклорные мотивы в творчестве В.М. Васнецова

Разделы: МХК и ИЗО


Цели урока:

  • познакомить с творческой биографией В.М. Васнецова;
  • познакомить с произведениями В.М. Васнецова, посвященным  теме фольклора;
  • выявить мотивы обращения художника к фольклорной теме.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Активизация знаний учащихся

– Тема нашего урока: «Фольклорные мотивы  в творчестве В.М. Васнецова. Но сначала давайте вспомним, что такое фольклор.

ФОЛЬКЛОР – виды и роды когда-либо существовавшего и продолжающего существовать в народном быту устного непрофессионального эпоса, лирики и драмы (от англ. folklore – народная мудрость, народное знание).

Фольклор как художественное творчество создается по особым законам, существенно разнящимся от законов литературного творчества, которое всегда сопряжено с деятельностью отдельного человека – автора, создавшего неповторимое и не повторяемое другими художественное произведение. Индивидуальная творческая работа накладывает печать на образность и стиль произведений. Иной характер носит акт фольклорного творчества. Он тоже сопряжен с деятельностью отдельного человека, но сказочники, певцы, сказители не столько создают нечто новое, до той поры не существовавшее, сколько повторяют усвоенное от других лиц. В перенимании и воспроизведении уже существующего своеобразие самого процесса фольклорного творчества. Здесь всегда имеет место непосредственное заимствование результатов предшествующей работы. При многократном пересказывании, многократном пении фольклорных произведений сохраняется лишь удачно спетое и удачно сказанное – все то, что соответствует интересам и вкусам среды, в которой бытует фольклор. Поэтому фольклорные произведения и называют народными – они действительно непосредственно отражают художественные вкусы народной массы. Фольклорным можно назвать только то, что создано по законам традиционного творчества, основанного на актах непосредственного заимствования. Фольклорные произведения не создаются отдельными людьми как авторами своих особых произведений.

Процессу коллективного создания произведений в немалой степени способствует и устная форма творчества. Искусство слова не закреплялось материально на бумаге и при устной передаче не было ограждено от видоизменений, дополнений, поправок, вносимых разными сказочниками, сказителями, певцами. Так создаются многочисленные варианты и версии фольклорных произведений. На них лежит печать времени и места создания.

Уфольклора, как искусства звучащего слова, налицо особая поэтика, учитывающая условия устной передачи и восприятия художественного содержания в условиях непосредственного контакта исполнителя-творца и его слушателей.

– Какие жанры русского фольклора мы знаем?

Русский фольклор
Былины
Сказки
Пословицы
Поговорки
Загадки
Скороговорки
Песни

Фольклор является для многих мастеров искусства источником вдохновения. И сегодня мы познакомимся с творчеством художника, которого можно по праву назвать  певцом народной жизни.

III. Объяснение нового материала

Рассказ о творческом пути В.М.  Васнецова

Был Виктор Васнецов  сыном  потомственного сельского священника. Это значит, что его деды и прадеды кончали в Вятке духовную семинарию, уезжали в дальние села служить – крестили, венчали, отпевали, о Боге думали.  Виктор Михайлович тоже окончил Вятское духовное училище, а с последнего курса семинарии ушел, чтобы получить образование в Петербургской
Академии художеств и стать живописцем. Робкий, стеснительный, по-деревенски румяный, по-северному узколицый, легкий в походке и в движениях, приехал в Петербург Васнецов. Экзамены в Академию сдал, да результаты узнать постеснялся. Год еще в школе рисования занимался, опять в Академию сдавать экзамены пришел.

–   Помилуйте, – ему       сказали.– Да вы еще в прошлом году, сударь, приняты!..

Полюбили товарищи Васнецова, прозвали его «Красное солнышко». И очень скоро занял Васнецов почетное место среди передвижников.

Но жили в сердце северянина детские сказки и упорно не сходили с карандаша: то книжку сказок иллюстрирует Васнецов, то трех богатырей на маленьком эскизе рисует. На рубеже 1870-х и 1880-х гг. в творчестве Васнецова совершается поворот, поначалу озадачивший даже тех, кто успел оценить талант художника. Уже зрелый, уже очень известный художник  выставил одно за другим два «сказочных»   полотна: «После побоища Игоря Святославича с половцами» и «Аленушку».

Дружно восстали критики против нового направления в творчестве художника. Они оплакивали потерю для русского искусства «совершенно оригинального живописца-бытовика». Только Репин защищал Васнецова да старый учитель Чистяков о картине «После побоища» написал добрые слова: «Таким далеким, таким грандиозным и по-своему самобытным русским духом пахнуло на меня, что просто загрустил...» «Аленушку» встретили еще хуже. Третьяков отказался приобрести картину для своей галереи. Стасов в гневе назвал Аленушку «уродом» и «плаксой». Совсем упал духом Васнецов и с горечью написал Крамскому: «Что требуется, я делать не могу, а что делаю, того не требуется...».

Оставив прозу быта ради поэзии грезы и мечты, Васнецов настойчиво разрабатывает сказочные и былинные сюжеты ("Ковер-самолет", 1880; "Аленушка", "Три царевны подземного царства", обе картины 1881; "Витязь на распутье", 1882; "Иван-царевич на Сером Волке", 1889; "Богатыри", 1898). По словам художника, им движет стремление "в своем истинно-национальном отразить вечное, непреходящее". Так складывается оригинальный васнецовский текст, а вместе с тем и новый жанр русской живописи. Многое удается художнику: в его героях проступают типические национальные черты; тонко чувствуя естественную красоту природы, он умеет согласовать ее с эмоциональным строем сюжетного мотива (особенно выразителен в этом смысле пейзаж "Аленушки"); его палитра становится более насыщенной.

Васнецов  выбрал для себя дорогу давно нехоженую – былинную, сказочную, проложенную в древности фантазией, мечтой, талантом его народа. В древнюю, сказочную Русь идет художник за красотой и правдой. Открывает ее в былинных защитниках святой Руси, в Еленах Прекрасных и Иванах-царевичах. Засияла песенными красками русская древность на его полотнах, как сияла она когда-то в иконах и в книжных миниатюрах.

– Итак, путь художника к фольклору был непростым и долгим.  Его не понимали критики и  друзья-художники. Но его творчество всегда было любимо народом.

– А теперь давайте рассмотрим поподробнее картины художника.

Одним из первых значительных опытов Васнецова в эпическом роде стала картина "После побоища Игоря Святославича с половцами" (1880), замысел которой связан с крупнейшим литературным памятником Древней Руси - "Словом о полку Игореве". Эта связь принципиально важна для понимания того нового, что вносит Васнецов в поэтику исторического жанра. По сути дела, это попытка перевести на язык живописи образность старинной поэтической речи, ее национальный колорит. Из образных ресурсов "Слова", по-видимому, и почерпнута идея композиции: поле отшумевшего сражения как жатва, которую собрала смерть. Эта картина  очень близка картинам «Богатыри» и «Витязь на распутье». Известный русский художник И.Грабарь писал об этой картине: «Уроженец русского севера, он пришел в Москву по окончании Академии художеств и возвращении из заграничной командировки как будто только для того, чтобы обнажить всю фальшь и надуманность, которою были проникнуты произведения тогдашних художников, бравших темы из русской истории и былинного эпоса. Когда москвичи увидали в 1880 г. его картину «После побоища Игоря Святославича с половцами», купленную П.М. Третьяковым, они впервые почувствовали, что от этого искусства действительно «Русью пахнет».

Уж с утра до вечера и снова
С вечера до самого утра
Бьется войско князя удалого,
И растет кровавых тел гор.
День и ночь над полем незнакомым
Стрелы половецкие свистят,
Сабли ударяют по шеломам,
Копья харалужные трещат.
Мертвыми усеяно костями,
Далеко от крови почернев,
Задымилось поле под ногами,
И взошел великими скорбями
На Руси кровавый тот посев (Отрывок из «Слова о полку Игореве»).

«Васнецов передал эту «Русь» не при помощи исторически верных костюмов, а взял ее «нутром», особым, ему присущим чутьем. Через год, в 1881 г., он создает свой шедевр – «Аленушку», не то жанр, не то сказку, обаятельную лирическую поэму о чудесной русской девушке, одну из лучших картин русской школы. В ней нет никакой композиционной усложненности и режиссерского мудрствования: картина проста до последней степени и вся она вылилась из чистого чувства». (И.Грабарь).  Аленушка – это один из самых частых персонажей русских сказок. Ничего, казалось бы, сказочного  нет в этой картине. Просто бедная крестьянская девочка запечалилась на берегу лесного озера. Горе случилось у девочки. Сжалась от горя в комочек, обняла колени руками и голову опустила. Давно так сидит Аленушка. Птицы совсем близко на ветке качаются. И вечер наступает... Осень приближается. Первые золотые листочки ситцевым узором лес расписали, золотыми пятнышками по черной воде озера рассеялись. Вершины молодых елочек кружевом на фоне темнеющего неба рисуются. Тьма надвигается на лес, как что-то ужасное. Холод, ночь, испытания ждут сиротинку. И все притаилось... В слиянии настроения человека с состоянием природы и заключается сказочное очарование «Аленушки». Ритм и цветовой узор, пронизывающие картину, вызывают в памяти узорочье русских вышивок, звонкие присказки и ритмичные приговорки русских сказок. Поет, как песня, как расписные хоромы, картина и уводит нас в царство волшебно ожившей природы, в которой сказки рождались. Учит нас картина понимать, близко принимать к сердцу печаль русской осины и горе обиженной девочки…

«Давно не видали петербуржцы «Витязя на распутье» – одного из самых характернейших былинных произведений Васнецова. Широкое поле усеяно серыми валунами, свидетелями минувшего, свидетелями судьбы черепа, заглядывающего в глаза витязя. Задумался витязь, читая страшную надпись на камне, понурился конь и уставился в землю» - пишет один из современников Васнецова, делясь своими впечатлениями о выставке картин художника.

«Едет добрый молодец  да во чистом поле,
И увидел добрый молодец да латырь – камешок,
И на камешке лежит три росстани,
И на камешке было подписано:
«В первую дороженьку ехати – убиту быть,
Во другую дороженьку ехать – женату быть,
Третью дороженьку ехать – богату быть» (отрывок из былины «Три поездки Ильи Муромца»).

Пожалуй, самая знаменитая картина Васнецова  – «Три богатыря».

«Чем больше смотришь на нее – тем яснее представляется, насколько эта вещь цельна, продумана и полна убеждения. Так истолковать основные характерные черты трех исконных богатырей святорусских может только человек, действительно продумавший, перечувствовавший родной эпос,– человек, истинно понявший родную старину. Какую бы деталь картины вы не взяли – все полно глубокого значения, все именно так, как должно быть: смотрите ли вы на лица богатырей, на их коней, на характерное вооружение, которое у Добрыни и Ильи рукопашное, а у лукавого и самохвального Алеши имеющее в виду расстояние от врага– лук. Позади богатырей лесистая ложбина, в стороне маячат древние могилы. Серые тучи клубятся по небу. Все могуче, величаво спокойно; есть в этой картине нечто стихийное, оно то и заставляет зрителей жаться к стенке и говорить шепотком (из воспоминаний современника Васнецова Р. Изгоя).

А знаменитый критик В.Стасов писал об этой картине: «Я считаю, что в истории русской живописи «Богатыри» Васнецова занимают одно из самых первейших мест. Здесь – сила торжествующая, спокойная и важная, никого не боящаяся и выполняющая сама, по собственной воле, то, что ей нравится, что ей представляется потребным для всех, для народа. Главный из трех, Илья Муромец, присматривается из-под ладони, крышечкой у глаза, вдаль, кого разить, какого врага ссадить и одолеть – на то у него громадное вооружение и вороной конь «могутный», сверкающий раскаленным глазом и крутящий шею колесом; на то у него тоже два товарища: Добрыня, тоже во всеоружии и вытягивающий длинный славянский прямой свой меч из ножен, а лошаденка его, белая, шустрая и мохнатая, как та, на которой приехал Пешков из Сибири, словно хочет тоже съесть врага черными, как блестящие пуговки, глазами, и нетерпеливо вертящая свой длинный хвост. Да, Добрыня и еще Алеша, поповский сын, бабий пересмешничек, лукавый и красивый, с луком в одной руке, с плетью в другой и с гуслями, висящими у ноги. Этот не смотрит ни в какую даль и точно думает не о богатырских, далеких делах, а о своих собственных, самых близких, недавних, и еще улыбочка порхает у него на губах: даже и конь его, рыжий, деревенский, тоже думает не о богатырских делах, а о своих собственных и тянется мордой к земле, где мягкая аппетитная трава под ногами стелется и гнется. Вот какие трое едут перед нами, словно прямо на нас, и для нас, и за нас, по важным историческим делам и задачам.
И что останавливает глаз и глубоко проникает в душу, это то, что среди всего этого вооружения, мечей, кольчуг, копий, шлемов, стремян и плетей из картины несется не только одно впечатление силы и кровавых будущих расправ, проломленных черепов, отрубленных рук, исковерканных носов и глаз, но еще впечатление благости, великодушия и добродушия – ими полон всего более сам Илья Муромец, главная срединная фигура. Те другие двое будут только его слушаться».

"Жили да были старик со старухой. У них было три сына. Младшего звали Иваном. Стали братья невест искать. Старший пошел – не нашел, середний пошел – не нашел. Пошел младший брат; дошел до заветного камня. Отвалил его, а там дыра в землю. Спустился Иванушка на ремнях под землю и увидел три царства: золотое, изумрудное и алмазное, и из каждого царства вывел по царевне..."
«Из всех произведений В. Васнецова, навеянных народной сказкой, эти "Три царевны подземного царства" – наиболее живописны и впечатляющи. В их неподвижности, в волшебных отливах ожерелий, в длинных складках парчовых одежд, во всей картине – красивый аккорд. Достаточно этого холста, чтобы признать в Васнецове дар сказочника». Это слова С.Глаголя, тоже современника художника.

– Рассмотрим другие картины Васнецова, навеянные мотивами волшебных русских сказок. Это и волшебный ковер-самолет, и Серый волк, спасающий Ивана-царевича и  заморскую царевну, и прекрасная спящая царевна, и Царевна-Лягушка, танцующая в своем чарующем танце, и загадочные птицы – женщины  Сирин и Алконост.

– Итак, что являлось в русском фольклоре источником вдохновения для Васнецова? Что необычного было в изображении Васнецовым былинных и сказочных героев.

IV. Домашнее задание

– Придумайте замысел картины по мотивам русского  фольклора, если хотите, можете сделать эскиз.