Особенности обучения математике учащихся коррекционных классов

Разделы: Математика, Социальная педагогика


Работая в классах коррекции, мне пришлось несколько пересмотреть свои методы обучения. Задержка психического развития учащихся требует особого подхода. Для этих детей почти все трудно, поэтому каждый урок приходится решать одну и ту же задачу: как сделать изучаемый материал доступным, интересным и желанным.

Учащиеся таких классов особенные, и не только потому что отстают в психическом и интеллектуальном развитии. Почти все они из трудных семей и часто приходят в школу голодными, не выспавшиеся, уставшие от скандалов пьяных родителей.

Успех в учении у них будет только тогда, когда ребята поверят в свои силы. Это и стало одним из основных принципом работы.

Цели работы:

  • приобретение базовой математической подготовки;
  • формирование практически значимых знаний и умений;
  • интеллектуальное развитие детей посредством математики на материале, отвечающем особенностям и возможностям данной категории учащихся;
  • овладение общей математической культурой и умениями при необходимости воспользоваться справочной литературой, восстановить знания конкретных фактов.

При анализе работы учащихся в начале 5-го класса, обнаруживаются следующие трудности и недостатки в их знаниях и навыках:

  1. плохое знание таблицы умножения;
  2. слабое знание внетабличного умножения и деления;
  3. отсутствие навыков сравнения;
  4. неумение правильно выбирать и объяснять выбор действия при решении задач;
  5. неумение переключаться с одного вида работы на другой;
  6. плохая память;
  7. замедленный темп работы;
  8. нежелание учиться.

Поэтому основными принципами работы стали:

  1. устранение выявленных пробелов знаний;
  2. предупреждение образования новых пробелов;
  3. развитие навыков учебного процесса;
  4. формирование положительного отношения к учебе.

Для преодоления выявленных пробелов в устные упражнения систематически включались примеры на применение табличных и внетабличных примеров вычислений, подбирались такие приемы вычислений, в использовании которых учащиеся испытывали затруднения.

Чтобы сделать этот процесс интересным для детей, почти всегда на этом этапе урока мы выполняли упражнения вместе со сказочными героями или исправляли их ошибки. Постоянными «учениками» класса стали Незнайка и Верхоглядкин.

Вместе с ними ребятами особенно нравится решать задания на исправление преднамеренно сделанных ошибок, на восстановление частично стертых записей, на составление кроссвордов. Надо отметить, что всевозможные формы кодирования ответов привлекают внимание ребят не меньше, чем персонажи сказок.

Приведем пример такого задания. На доске рядом с заданием предлагаю ответы закодированными буквами. Учащиеся решают пример и записывают в тетрадь букву-код, соответствующую верному ответу. По окончании всего задания появляется слово.

Как правило, для этого выбирается такое слово, которое расширяет кругозор учащихся, а затем дается подробная информация о нем. Например: Байкал – это самое глубокое озеро в нашей стране. Здесь водятся ценные разновидности рыб: омуль, осетр. В Байкале необычайно чистая вода.

В выявлении затруднений учащихся особый положительный эффект дает проверка домашнего задания вместе с учеником, который его делал. Вовлечение ребенка в беседу, вопросы об испытанных затруднениях при выполнении задания, разбор вместе с ним допущенных ошибок позволяет составить индивидуальные задания методически правильно.

При проверке работ ставится задача не столько поставить оценки, сколько выявить тех учеников, которые что-то не усвоили. Для того, чтобы проще ориентироваться в том, что ребята не усвоили, ведется таблица, где записываются все основные затруднения детей:

Список учащихся Тема Пробелы в знаниях Примечание (+ или -)
       
       

(+ - ошибка устранена, - не устранена).

Учет пробелов в знаниях учащихся показывает продвижение ученика по каждой теме.

Список ошибок пополняется во время проверки домашних заданий, самостоятельных и контрольных работ.

Наиболее успешными методическими приемами на уроках математики в таких классах являются:

1) Решение задач по образцу.

Решить уравнение: x + 40 =100;
Чтобы найти неизвестно слагаемое x, надо из суммы 100 вычесть слагаемое 40. x=100-40;

x=60;

Проверка: Подставим найденное значение неизвестного в исходное уравнение. Левая часть равна правой. 60+40=100.

Решите уравнения по данном образцу:

  • а) x +35=42;
  • б) 30+x=76;
  • в) x+812=2500;
  • г) 385+a = 700.

2) Путь постоянных повторений одного и того же действия, но не в назойливой, а интересной форме для ребенка.

Например, учащиеся затрудняются в сложении десятичных дробей. Подбираю для него задачу:

Перед вами удивительный квадрат:

5,9 6,3 3,6
2,3 2,7 0
3,7 4,1 1,4

В чем его особенность? Чтобы понять это, из каждой строки каждого столбца выберите по одному числу, найдите сумму этих чисел. Что вы заметили? (Она везде равна10) Найдите сумму по главной диагонали. Что заметили? (То же самое).

С помощью удивительного квадрата узнайте длину бобра в дециметрах, выполнив действия:

  • а) из первой строки выберите наименьшее число;
  • б) из второй строки выберите наибольшее число;
  • в) из третьей строки число, которое не является в этой строке ни наибольшим, ни наименьшим;
  • г) найдите суммы выбранных чисел – вы получите ответ на вопрос.

3,6+2,7+3,7=10 – длина тела бобра в дециметрах.

3) Использование приема соревнования. Для этого на уроках часто ставятся вопросы: Кто решит быстрее? У кого получится самое короткое решение? Самое простое? Самое неожиданное?

4) Особое внимание при решении задач уделяется работе над условием задачи. Это не только заставляет ребят быть внимательным, но и развивает память.

Например: В субботу Петя помогал в саду родителям собирать груши, и в понедельник он принес 10 груш в класс. А его одноклассник Саша принес на 4 груши больше. Все груши сложили на одну парту, а когда каждый ученик, включая Петю и Сашу, взял по одной, груш на парте не осталось. Сколько учеников в классе?

Работа над условием. Ответьте на вопросы:

  • Чем занимался Петя в субботу?
  • Когда он принес груши в класс?
  • Сколько груш принес Петя?
  • Сколько груш принес Саша?
  • Куда сложили груши в классе?
  • Сколько груш взял каждый одноклассник?
  • Сколько груш осталось на парте, после того как все взяли?
  • Что нужно узнать, чтобы ответить на вопрос задачи?

Чтобы снизить затруднения учащихся, материал следует подбирать особо тщательно, в соответствии с принципом доступности, который по содержанию и объему посилен учащимся. Но доступность не следует понимать как необходимость максимально снизить уровень знаний и умений. Речь идет о том, чтобы облегчить процесс овладения учебным материалом. Детальное объяснение с многократным повторение, тренировка в применении знаний дают хорошие результаты. Но здесь особо важно, чтобы ребенок поверил в себя. Поэтому часто на уроках применяется прием искусственного создания ситуации успеха. Именно успехи в учебе становятся сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться, выполнять задания из учебников, изменить отношение к учебе.

О результатах применения таких приемов говорит анкетирование родителей. Учащиеся, которые раньше и вовсе не хотели идти в школу, стали с желанием делать домашнее задание по математике, выполнять даже необязательные упражнения, а самое главное они с желанием идут на урок.