Урок на тему "Особенности строения и размножения мохообразных". 6-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 6


Цель:

  • Формирование  знаний об отделе мохообразных, о их значений в природе и жизни человека. Совершенствование  умений работать с источником, микроскопом;  анализировать и сравнивать изучаемые объекты; делать выводы, рассуждать; развивать навыки групповой и исследовательской деятельности.
  • воспитание экологической  культуры, в ходе  изучения  значения мхов и влияния хозяйственной деятельности  человека на мохообразных; воспитание  уважения к мнению других.

Тип  урока:  изучение нового материала и первичное закрепление знаний.

Метод: беседа, групповая работа, моделирование, исследовательская работа.

Оборудование:  карточки на столах, гербарий с различными видами мхов, микропрепарат «Строение  листа сфагнума », стаканы с водой, чашки Петри, мох – сфагнум, учебники, книга  «Растения Прикамья»,  магнитофон, аудиокассета «Звуки природы», фломастеры, чистые листы, компьютер, проектор, экран, магниты.

На доске записаны термины: антеридий, архегоний, спорогон, гигроскопичность.

Ход урока

1. Звучит музыка « Утро у лесного ручья» (30 сек.) (Приложение 1).

 Учитель (3 мин.): Это древнейшая группа растений. В основном растут на болотистых местах, имеют   мелкие листья, невысокие стебли, не цветут, многолетние, широко используются человеком при строительстве  деревянных построек.

- Догадайтесь, о  ком  идет речь?

Сегодня мы будем знакомиться с мохообразными.  Откройте, пожалуйста, тетради и запишите тему   урока, сегодняшнее число.

Учитель  на доске записывает тему урока.

 - Что вы хотите знать о мхах? (2 мин.)

 (Учащиеся говорят вопросы, которые хотели бы узнать на уроке. Определяются задачи урока.)

2. Учитель: Ребята, ваши одноклассники  поработали с дополнительной литературой и сейчас хотят  рассказать о значении мхов.  Внимательно послушайте их, пожалуйста.

Выступление ребят. (3- 4 мин.)

Учитель: Какое значение имеют мхи?  (Приложение 1)

  • мхи – индикаторы чистоты воздуха;
  • некоторые мхи – первые поселенцы после пожаров, образуют почву;
  • в состав сфагновых мхов входит вещество – сфагнол, который убивает болезнетворные бактерий, поэтому их используют для перевязки ран;
  • мхи образуют  болота, которые являются источником пресной воды на Земле.

Учитель: Спасибо, ребята. Пожалуйста, присаживайтесь на свои места. А если вы хотите узнать, еще больше  о значении мхов обратитесь после уроков к книге «Растения Прикамья».

3.  А)  Отдел Мохообразные объединяет два класса и несколько подклассов (Приложение 1). (5 мин.)

Б)* А чем отличаются между собой листостебельные мхи и печеночники?

Давайте обратимся к заданию 1 на карточках.

(Учащиеся работают  над заданием, затем каждая группа отвечает по очереди).

Анализ ответов групп учащихся.  (Приложение 1)

 В) Теперь проведем рефлексию ( на доске  по каждому этапу выставляется количество « 5», « 4», « 3», « 2». Каждый ученик ставит себе оценку в тетрадь).

4. * А как размножаются мхи?
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте  выполним задание 2. ( 6 -7 мин.) (Приложение 1)

А)

Б) * Почему мхи не могут жить в сухих местах, например на лугах ?

 Рассматривается цикл размножения мхов (Приложение 1):

  • преобладает гаметофит;
  • происходит  чередование поколений;
  • для оплодотворения нужно много воды, поэтому могут жить только вблизи водоемов, болот. 

В) Рефлексия. (Выставление оценок в группах и на доске.)

5. *  В местах появления большого количества сфагнума, через некоторое время почва начинает заболачиваться. Почему?
 
А) Чтобы ответить на этот вопрос вам  нужно обратиться к опыту. Это задание 3. (6 мин.)

Учащиеся выполняют  лабораторную работу 1 «Микроскопическое  строение листа  сфагнума».

Ответ: В листьях сфагнума есть  живые  - фотосинтезирующие и мертвые клетки – водосборные.

Б) Далее выполняют лабораторную работу  № 2 «Гигроскопические способности сфагнума».

Ответ: Благодаря мертвым, водосборным клеткам сфагнум может впитывать и запасать много воды в своих тканях. Сфагнум верхней частью постоянно растет, а нижняя часть отмирает и гниет. А вода, находящаяся в клетках накапливается, способствуя образованию болота.

Учитель: Мхи обладают гигроскопическими свойствами – способностью впитывать много воды или влаги.

В) Рефлексия (самооценка) (1 мин.)

6. Молодцы, вы очень хорошо справились. А теперь давайте ответим на вопросы. (2 мин.) (Приложение 1).

  • Лесник, поранив руку, обмотал ее сухим  торфяным мхом. Не навредил ли он себе?
  • Если дома в горшочек посадить  одну особь мха, будет ли он размножаться?
  • Почему мох местное население  использует в строительстве?
  • Почему не бывает древовидных мхов?

7. Домашнее задание. (2 мин.)

  • Изучите  параграф 40 и ответьте  на вопросы  после параграфа.
  • Поищите материалы из разных источников о свойствах мхов, которые   подойдут под рубрику « А вам слабо?»
  • Постарайтесь найти еще  материал о том, где человек может  использовать мхи, учитывая их свойства.

8. Итоговая рефлексия.

Ребята, что вы узнали сегодня?

Учитель: Спасибо всем за прекрасный урок. (Звучит музыка  «Звуки  природы».)   

Карточки к уроку по теме «Мохообразные» (приложение 2).