"Раз, два, три, четыре, пять, вышел мячик погулять"

Разделы: Работа с дошкольниками


Проблема сохранения и укрепления здоровья детей, формирования особого отношения к нему как к самостоятельной ценности на современном этапе развития российского общества весьма значима.

Сохранить и укрепить здоровье помогает умение применять здоровьесберегающие технологии. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идёт на пользу здоровья детей.
Работа на группе для детей с нарушениями речи поставила передо мной проблему активного поиска модели, которая интегрировала бы в себе форму здоровьесберегающего и коррекционного образования.

Одной из таких попыток выступает организация работы кружка «Мяч и речь».

В логопедической литературе отмечается, что у многих детей с речевой патологией имеются отклонения в состоянии общей и тонкой моторики. В связи с этим возникает необходимость специальной работы по коррекции нарушений двигательной сферы у детей с речевыми расстройствами.

Проведение учителем - логопедом фронтальных занятий в группе предполагает достаточно высокий уровень сосредоточенности детей в процессе усвоения значительного по объёму и сложности учебного материала, включающего понятия о звуке, слове, слоге, предложении.

В связи с определённым алгоритмом организации занятий, возможности физического перемещения детей, как правило, ограничены: дети не могут ходить, прыгать, бегать.

Эту трудность я решила преодолеть посредством применения дидактических игр с использованием мяча. Таким образом, происходит интеграция: речь + движение.

Организуя кружковую работу, я ставила перед собой следующие цели:

  • Коррекционные:
    • Развивать у детей все основные аспекты устной речи: звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй, связную речь.
    • Нормализовать эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей.
    • Развивать мелкую моторику рук.
    • Отвлечь от речевого дефекта и побудить к общению.
    • Формировать просодические компоненты речи.
  • Здоровьесберегающие:
    • Развивать глазомер, быстроту реакции.
    • Развивать силу и точность движения.
    • Использовать элементы самомассажа и дыхательной гимнастики.

При составлении перспективного плана работы на учебный год, разработке конспектов занятий в кружке за основу были взяты игры, составленные О.И. Крупенчук и Т.А. Воробьёвой и представленные в книге «Мяч и речь».

По своему воздействию такие игры являются наиболее комплексным и универсальным средством развития ребёнка с нарушениями речи, поскольку содействуют формированию ориентации в пространстве, скорости реакции, координации двигательных действий, способности к согласованию отдельных движений, развитию силовых и скоростных качеств.
Каждое занятие нашего кружка «Мяч и речь» состоит из трёх частей.

Вводная часть включает комплекс разминок для развития мелкой моторики, с использованием каучуковых мячиков, с элементами самомассажа.
В основную часть включены дидактические игры с мячом. В ходе основной части решаются главные задачи того или иного этапа обучения.
Заключительная часть – состоит из простых упражнений на релаксацию, направленных на расслабление мышц, с обязательным использованием дыхательных упражнений.
Занятия нашего кружка органично вплетены в режим дня группы, двигательный и оздоровительный режимы.

Для развития мелкой моторики на занятиях кружка я использую пособия, которые также разработаны составителями книги «Мяч и речь» О.И. Крупенчук и Т.А.Воробьёвой. Пособия выполнены в виде панно из яркой самоклеящейся бумаги.

На занятиях кружка «Мяч и речь» дети получают большой эмоциональный заряд, всегда занимаются с огромным удовольствием, и при этом овладевают сложным программным материалом, т.к. каждая игра имеет четко поставленные коррекционные задачи.

Эффективность решения оздоровительных и коррекционных задач в ходе работы кружка можно определить по динамике физического состояния и речевым показателям детей.
На конец года у детей исчезла двигательная недостаточность, которая выражалась в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представляло выполнение движений по словесной многоступенчатой инструкции. Дети практически не отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания. Для них уже не представляет трудности такие движения, как передача мяча с небольшого расстояния, удары об пол с переменным чередованием, перебрасывание мяча снизу, перебрасывание мяча двумя руками, подбрасывание мяча вверх перед собой, передача мяча друг другу на близком расстоянии. Очень полезными оказались игры на развитие мелкой моторики и комплексы с элементами самомассажа. Дети приобрели навыки правильного дыхания.

Речевые показатели:

Игры с мячом способствовали обогащению, речи ребёнка существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами, привитию ребёнку простейших навыков образования новых слов. На конец года нашим детям намного проще дается подбор слов с противоположным значением (антонимов), намного реже допускают ошибки в образовании множественного числа имён существительных. Практически не возникают трудности с делением слова на слоги, что положительно влияет на слоговую структуру в целом. Расширился и обогатился словарный запас за счёт употребления обощающих слов, притяжательных прилагательных. Дети научились подбирать слова на заданный звук, умеют выделять звук в начале и конце слова, что указывает на хороший уровень развития фонематических представлений. Активизировалось произвольное и непроизвольное внимание, нормализовалась эмоционально- волевая сфера.

В структуру кружковой работы тесно вплетены различные виды деятельности: дыхательные и двигательные упражнения, коррекционные задания в виде дидактических игр, игры на развитие мелкой моторики, упражнения на расслабление. Синтез различных видов деятельности подчинён одной цели – мотивации здорового образа жизни и формированию здоровья.

Приложение