Развитие исследовательских умений и навыков детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ознакомлению с окружающим миром

Разделы: Работа с дошкольниками


1. Направление. Исследование.

Развитие исследовательских умений и навыков детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.

2. Название цикла “Камни бывают разные”.

3. Задачи:

3.1. Развивать интерес к изучению камней, развивать умение их исследования, называть их свойства и особенности.

3.2. Учить детей высказывать свои мысли и чувства, обогащать их словарный запас на татарском и русском языках.

3.3. Дать представление об использовании камней в жизни человека.

3.4. Дать первое представление о драгоценных камнях.

4. Темы занятий:

  • Экскурсии на участок детского сада, на берег реки Чириз с целью ознакомления детей с камнями
  • “Камни бывают разные”
  • “Драгоценные камни”
  • “Камни в быту”
  • “Художественные произведения о камнях

5. Открытый урок “Камни бывают разные”

5.1. Цель: Пробуждение познавательной активности детей – состояния их внутренней готовности к познавательной деятельности, проявления поисковых действий, их желания получить новое впечатление об окружающем мире.

5.2. Задачи:

5.2.1. Развивать интерес к изучению камней, развивать умения их исследования, называть их свойства и особенности.

5.2.2. Учить детей высказывать свои мысли и чувства, обогащать их словарный запас на татарском и русском языках.

5.3. Предварительная работа с детьми, направленная на понимание темы.

  • Экскурсии – наблюдение в целях узнавания предмета-камня (на участок детского сада, на улицу, к берегу реки)
  • Создание коллекции “Камни разнообразной формы”
  • Чтение рассказа Л.Толстого “Умная галка”, английской сказки “Три поросенка”
  • Проведение игр с целью расширения словарного запаса детей (“Что из чего сделан?”, “Сравни предметы” - сравнение сходства и различия предметов.

5.4. Этапы занятия.

На занятиях задаю детям вопросы, побуждающие их мыслить.

5.4.1. Этап I.

Вместе с собой приглашаю детей на воображаемую экскурсию (в ограду, на улицу, к берегу реки, на участок детского сада в целях получения ответа к вопросу, где бывают камни.

Выслушиваю ответы детей на вопрос: “Где живут камни?”.

Вывод. У некоторых участков Земли есть каменная одежда. Камни есть везде: в реках, около рек, на дорогах, около домов, на участке детского сада. Их очень много, они разнообразны, поэтому и интересны.

5.4.2. Этап II.

Этап исследования разнообразных камней, поданных детям на пластмассовых тарелках, с целью их характеристики

Исследование №1.

Дается детям задание исследовать камни по форме, по цвету, по размеру.

Слушание ответов детей. (Ожидаемые ответы: камни разные по форме, по цвету, по размеру). Проведение игры “Кто лучше скажет эти выводы по-русски”.

Исследование №2. “Тонет – не тонет”

Проведение опыта с речной галькой с целью подведения детей к выводу, что “камень тонет в воде”.

Описание опыта. На столике сосуд с водой, рядом два предмета: кусочек дерева и галька речная.

Задание: исследовать, тонет или не тонет?

Первым кладем в воду кусочек дерева, потом берем камушек и опускаем в воду.

Вывод. Легкий предмет не тонет, а тяжелый тонет.

Проводим игру “Кто лучше скажет этот вывод на русском языке.

Исследование №3.

Можно ли забить гвоздь в камень с целью объяснения детям, что камни твердые.

Описание опыта. На столе кусочек дерева и речная галька одного размера. Сначала гвоздь вбивается в дерево, а потом в камень. Задается вопрос: “Почему гвоздь не вбивается в камень?”.

Делается вывод. В отличие от дерева, камни твердые, поэтому гвоздь в камень не вбивается.

Исследование №4. Игра “Черный ящик”

Описание игры с элементами исследования. Вносится черный ящик с предметами (кусочек дерева, сухарик, яблоко, картофель, гальки 4-5 штук. Дается задание: достать камень из черного ящика. Дети на ощупь достают предмет – гальку. Задается вопрос: “Как ты понял, что это галька?”.

Вывод. Галька на ощупь холодная – должны сказать дети.

5.4.3. Этап III. Рефлексия. Камни бывают разные? Какие?

Образец рассказа: у меня в руках камень. Он (по форме) круглый, (по цвету) черный, (по размеру) маленький, (по твердости и мягкости) твердый, (по ощущению) холодный.

Дается задание. Кто из двоих игроков скажет больше слов о своем камне. Другие будут считать, сколько слов скажут товарищи.

5.4.4. Этап IV. Домашнее задание. Возьми камень и расскажи дома о нем родителям, а родители путь считают, сколько ты скажешь слов.

Литература.

  1. Журнал “Обруч”. Статья “Каменная эпидемия”. Н.Нестеренко, с. 22-24, №3-1999 год.
  2. О.В.Дыбина. “Ребенок и окружающий мир”. Москва, 2006.
  3. Журнал “Исследовательская работа школьников”. Егорова Т.А. Развитие исследовательских умений и навыков детей старшего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи.
  4. Т.И.Гризин. “Познаю мир”. Москва: “Просвещение”, 2001.