Урок-закрепление по теме "План и карта"

Разделы: География


Цель урока: закрепить полученные знания и умения по теме.

Оборудование: карта полушарий, топографическая карта, атласы для 6 класса, карточки с условными знаками (формат А4), карточки с различными видами масштаба (формат А4), лист ватмана с расчерченным кроссвордом.

I. Организационный момент.
II. Проведение игры.

Вступительное слово учителя.

- География - новый для вас предмет, но вы уже много узнали и многому научились. Сегодня вы в этом убедитесь. Знания и умения, которыми вы овладели, помогут вам ответить на один интересный вопрос:

- Этот предмет был изобретён в Китае. В китайских источниках 4000-летней давности есть упоминание о белом глиняном горшке, который караванщики “берегут пуще всех своих дорогих грузов”. В нём “на деревянном поплавке лежит коричневый камень, любящий железо. Он, поворачиваясь, всё время указывает путникам сторону юга, а это, когда закрыто Солнце и не видно звёзд, спасает их от многих бед, выводя к колодцам и направляя по верному пути”.

- О каком предмете идёт речь, узнаем, после того как разгадаем кроссворд, в который включены понятия по изученной теме.

1 задание.

- Отгадайте загадку:

С его помощью в пути
В любой пункт легко придти.
Показать нам лес, болото
Главная его забота.

(План местности).

- Что называют планом местности? (Ответ вписывают в кроссворд).
- Что называют азбукой карты (плана)?
- Вспомним некоторые условные знаки. (Учитель показывает карточки с условными знаками. Учащиеся отвечают, что они обозначают).

- Молодцы!

2 задание.

- Что здесь изображено? (Учитель показывает карточки с записью различных видов масштаба.)
- Что показывает масштаб? (Вписывают термин в кроссворд).
- Какие виды масштаба изображены? Прочитайте их.
- Чем удобен линейный масштаб?

- Определите расстояние и направление от колодца в посёлке Добрынино до колодца в посёлке Ладыгино. (Учитель просит учащихся проговаривать вслух приёмы определения расстояния и направления).

- И с этим заданием вы справились.

3 задание.

-Послушайте отрывок из трагедии “Борис Годунов” А.С. Пушкина.

Ц а р ь

[ … ]
А ты, мой сын, чем занят? Это что?

Ф. е о д. о р.

Чертёж земли московской; наше царство
Из края в край. Вот видишь: тут Москва,
Тут Новгород, тут Астрахань. Вот море,
Вот пермские дремучие леса,
А вот Сибирь.

Ц а р ь

А что такое
Узором здесь виётся?

Ф е о д о р

Это Волга.

Ц а р ь

Как хорошо! Вот сладкий плод ученья!
Как с облаков ты можешь обозреть
Всё царство вдруг: границы, грады. Реки.
Учись, мой сын: наука сокращает
Нам опыты быстротекущей жизни…

- Что рассматривал Феодор: план или карту? (Ответ вписать в кроссворд).
- Чем карта отличается от плана?
- Скажите, можно ли карту считать моделью Земли? Почему?
- Умники и умницы!

4 задание.

-Отгадайте загадку:

Полюса между собой
Связали нити длинные,
И словно режут шар Земной
На доли апельсиновые.

(Меридиан).

- Что называют меридианом?
- Покажите на карте, глобусе 20-ый меридиан.
- Какие ещё линии градусной сетки вы знаете?
- Что называют параллелью?
- Покажите на карте, глобусе 20-ую параллель.
- Покажите самую короткую, длинную параллель.
- Которое путешествие будет короче по 20-ой или 80-ой параллели?
- Какой материк пересекают все меридианы Земли?
- По какому меридиану путешествие от полюса к полюсу будет длиннее?
- Отлично, так держать!

5 задание.

- За цифрой “5” скрывается одна из географических координат. Как её называют? (Широта.)
- Что называют широтой? (Вписывают термин в кроссворд.)
- Возможно, ли определить географические координаты объекта, зная только его широту?
- Какую географическую координату ещё необходимо знать?
- Что называют долготой?
- Чтобы открыть последнюю букву загаданного предмета, выполним задание 6.

“Перед ними стеной метра в два вышины тянулась сложенная из огромных плит терраса. Словно зачарованные, закинув головы, они не сводили глаз с нескольких гигантских статуй. Они стояли на удлинённых торсах, без ног, с едва намеченными под грудью руками, примитивные и мощные, безмолвные и грозные, и пристально глядели вперёд, в безмолвные пространства океана…

-Иван Степанович, если мы не на простой подводной горе, то, что же это за остров?

-Это остров Рапа-Нуи. Таинственный, загадочный остров, доставляющий массу хлопот и мучений географам, этнографам и историкам всего цивилизованного мира. Слыхал ли ты что-нибудь об этом острове?

- Рапа-Нуи?..Нет,- признался Павлик,- первый раз слышу.
- Гм…Нечего сказать, хорош! Но, может быть, ты знаешь его под названием Вайгу, как его иногда называют?
- Н-нет, Иван Степанович,- смутился Павлик,- и Вайгу не знаю.”
- Догадываетесь ли вы, какой остров послужил прообразом Рапа-Нуи, или Вайгу? (о. Пасхи.)

- Каковы координаты подлодки “Пионер”, которая доставила героев романа на этот остров? (Учитель просит проговаривать вслух приёмы определения географической широты и долготы.)

- Теперь вы знаете, какой предмет был изобретён в Китае 4000 лет назад. Имея в руках компас, легко определить направление, а как быть, если его нет? В такой ситуации оказался герой романа Л. Буссенара “Похитители бриллиантов”. Помогите ему.

“Так! – пробормотал Александр.- У меня нет компаса! Ни часов! Ничего у меня нет! Теперь только не хватало лишиться лошади! Ладно, дружище, вставай, и поскорей! Надо снова скакать, как мы скакали сегодня утром, но только в обратном направлении, на юг. Думаю, что я не ошибаюсь. Мы ведь шли от крааля в северном направлении”.

- Каким единственным способом мог так точно определить направление пройденного пути герой романа? (Единственным ориентиром могло быть только Солнце).

III. Итог урока.

- Что вы узнали и чему научились в процессе изучения темы: План и карта?
- Вы отлично поработали! (Учитель оценивает работу учащихся).

Домашнее задание: составить кроссворд по теме.