Разработка урока по музыкальной литературе для учащихся ДМШ и ДШИ по теме "Рок-опера Л.Уэббера и Т.Райса «Иисус Христос — Суперзвезда»"

Разделы: Музыка


Цель урока: определение места рок-оперы в эволюции оперного жанра, выявление традиционных и новаторских черт в жанре рок-оперы.

Задачи:

  • Обучающие:
    • закрепление и обобщение знаний по истории оперного жанра, истории создания рок-оперы «Иисус Христос – Суперзвезда» (фронтальный опрос, викторина).
    • анализ лейтмотивной системы в рок-опере.
    • знакомство с новой терминологией (атональная музыка, катарсис).
  • Развивающие:
    • развитие практических навыков (анализ на слух, работа с нотным текстом, пение с аккомпанементом, игра на фортепиано).
    • развитие аналитического мышления.
  • Воспитательные:
    • нравственное воспитание гармонически развитой личности.
    • воспитание музыкально-эстетического вкуса.
    • расширение культурного кругозора учащихся

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Методы обучения:

1. Устный фронтальный опрос учащихся.
2. Частично-поисковый метод.
3. Метод проблемного диалога.

Дидактические материалы:

1. Клавир, либретто оперы «Иисус Христос-Суперзвезда»
2. Нотные примеры
3. Аудиоматериалы
4. Видеофильм с записью рок-оперы Уэббера и Райса «Иисус Христос-Суперзвезда» (режиссёр Н. Джюйсон).

Оборудование, технические средства:

1. Фортепиано
2. Музыкальный центр
3. Телевизор
4. Видеомагнитофон

Учебно-методические пособия:

1) Е. Лисянская. Методические рекомендации по преподаванию музыкальной литературы в ДМШ. М., 1990.
2) Н. Енукидзе. Популярные музыкальные жанры. Из истории джаза и мюзикла. М.,2004.
3) А. Цукер. У истоков рок-оперы. // в сб. «Музыка и Ты». Вып.9. М., 1990.

ХОД УРОКА

I. Повторение пройденного материала

Вопрос. Давайте вспомним определение жанра оперы.

– «Опера» (итал. – труд, сочинение) – вид театрального искусства, в котором сценическое действие тесно слито с музыкой – вокальной и оркестровой.

Вопрос. Когда и где зародилась опера?

– В конце XVI века, в Италии.
Опера – один из «серьёзных» жанров академической музыки, имеющий четырёхвековую историко-культурную традицию. В процессе эволюции опера видоизменялась: романтические оперы не похожи на классицисткие оперы Моцарта и Глюка. А оперы XX века являют большое разнообразие этого жанра.

Вопрос. Вспомните оперы, написанные в XX веке.

– «Война и мир» Прокофьева, «Катерина Измайлова» Шостаковича, «Порги и Бесс» Гершвина. Это оперы, которые звучат в академическом оперном театре.
Во второй половине XX века, в Америке, на Бродвее появилась новая разновидность этого жанра – рок-опера.

Вопрос. Вспомним основные черты рок-музыки.

– Она родилась в среде молодежи. Её истоки – рок-н-ролл, ритм-энд-блюз.
Року присуща особая манера пения – нарочито утрированным, «открытым» звуком, с выкриками в высокой тесситуре.
Специфический инструментарий: электрогитары, электронно- клавишные инструменты, усилительная аппаратура.
В 60-е годы XX века появилась классика рок-музыки – творчество «Битлз», «Пинк Флойд», «Роллинг Стоунс» и др. групп.
В 1967 году в Нью-Йорке прошла премьера первой рок-оперы – «Волосы» Макдермота. Затем было ещё несколько спектаклей, но настоящей сенсацией стала опера композитора Э.Л. Уэббера и либреттиста Т.Райса «Иисус Христос – Суперзвезда».

Вопрос. Вспомним историю создания оперы, как она была принята публикой.
– Опера написана в 1971 году, публика приняла её с восторгом. Некоторые из её песен стали исполняться в церкви, в дни религиозных праздников. Пластинки с записью разошлись огромным тиражом. Впоследствии её экранизировал режиссер Джюйсон. Известно, что Шостакович, услышав оперу в Лондоне, назвал её талантливой и интересной.

Вопрос. Каково содержание оперы?

– В основе – сюжет, взятый из Евангелие, рассказыващий о семи последних днях жизни Христа, о «страстной неделе». Драма Иисуса, пострадавшего за людские грехи, предательство Иуды, отречение апостола Петра, фигура Пилата – римского наместника Иудеи, вершащего неправедный суд, толпа, отвергающая своего пророка. Все эти события и образы Евангельского предания наполнены высоким трагизмом и глубоким человеческим смыслом. Интерес авторов рок-оперы к этой теме понятен: она издавна привлекала внимание композиторов. Но была ещё одна причина обращения Уэббера и Райса к Евангелию.

Вопрос. Какое молодежное движение появилось в это время на Западе?

– «Иисус-революция», которое смыкалось с идеями хиппи.

Вопрос. Кто такие хиппи?

– Дети богатых родителей, протестовавшие против лицемерия, алчности и ханжества общества.
Молодым создателям оперы были близки и понятны идеи этого движения. В одном из интервью Уэббер и Райс сказали: «Мы стремились не к тому, чтобы высказать религиозную точку зрения. Мы сознательно отказались от каких либо намеков на божественность Христа». Рок-опера «Иисус Христос - Суперзвезда»написана не только языком рок-музыки.В ней звучат и отголоски джаза, черты стиля «соул». Да и сам рок очень неоднороден.

Вопрос. Какие разновидности рок-музыки вы знаете?

– Барокко-рок, хард-рок, лирический, песенно-баладный рок и т.д. Все это есть в сочинении Уэббера.
Но в ней и музыка, восходящая своими истоками к классике, например к Баху. Сама Евангельская тема невольно связывается в нашем представлении с баховскими «Страстями». Например, лейтмотив креста, который символизирует в музыке Баха трагический образ распятия

II. Работа с нотным текстом

Лейтмотив креста из рок-оперы (Приложение №1), темы фуг cis-moll, g-moll / I том XТК Баха (в сравнении).
Есть в рок-опере и другие лейтмотивы – лейтмотив Кайафы, первосвященников и фарисеев, толпы, лейтмотив Супезвезды и др. (Приложение №2).

Вопрос. Вспомните эпизоды, в которых звучат эти лейтмотивы.

– Увертюра, ария Иуды, 5-ый номер «Иисус должен умереть», смерть Иуды, 21-ый номер «Суперзвезда».
Лейтмотивная система – это то, что рок-опера унаследовала от классической, так же как и некоторые оперные формы.

Вопрос. Какие оперные формы вы знаете?

– Арии, ансамбли, хоровые и танцевальные эпизоды, сцены.

III. Музыкальная викторина с обсуждением музыкальных характеристик

1. Ария Иуды. В каком стиле она написана?

– Ария Иуды – хард-рок. Он созвучен образу Иуды, неистовству, жестокости, решительности этого персонажа. В хард-роке особая, напористая ритмическая энергия и экспрессия.

Вопрос. Отличается ли образ Иуды в рок-опере от Евангельского?

– В опере Иуда не предатель Мессии, а, скорее – наоборот самый верный и последовательный из его учеников. Однако осмыслить ситуацию логически он не в состоянии. Он считает, что Иисус, создав миф о самом себе, отходит от истинных целей своего учения. «Ты сам начинаешь значить больше чем то, чему ты учишь», – говорит он Христу. В арии Иуда предвидит финал событий и предупреждает Иисуса:

Слушай, Джизес, оглянуться пора.
Ты поверь мне – я хочу нам добра.
Но раскрой глаза – неразумно же брести наугад…
За тобой идет толпа.
Но толпа всегда слепа
Жаждет в рай, а попадет в ад!

Взаимоотношения Христа с Иудой очень сложны, поэтому так сложна, противоречива и развёрнута его музыкальная характеристика. Наравне с Иисусом, Иуда – один из главных героев.

2. Две арии Марии Магдалины (работа с нотным текстом) – пение с аккопанементом (Приложение № 3, Приложение № 4).

Вопрос. В каком стиле написаны эти арии?
– Лирический, песенно-балладный рок. Его черты – преобладание кантиленной мелодии, мягкий, лирический характер музыки. Все это подчеркивает в образе Марии-Магдалины отношение к Иисусу – она преданно и бескорыстно любит его, любит в нем не Бога, а простого человека, страдающего, усталого и одинокого.

3. Песня Ирода (Приложение № 5). Написана в жанре рэгтайма, предшественника джаза. Жёсткость рэгтайма, его весёлое, лихое неистовство создают ярко-иронический эффект. Ирод насмехается над Иисусом, требуя от него чуда: «Преврати мою воду в вино…»

Говорят, ты гвоздь сезона, ты – Суперзвезда.
Что ж тебя, бедняга, привело ко мне сюда?
…Ждать нам недосуг,
И всем охота посмотреть на твой коронный трюк.
Если впрямь ты наш Крайст, славный наш Джизес Крайст,
Накорми весь дом одним этим хлебцем небольшим.
…Ну какой ты к черту Бог?
Ты – обычный пустобрех.
Прочь от меня,
Твоя слава – брехня.
Вон отсюда, Иудейский царь!

4. Монолог Иисуса. В каком стиле он написан?

– Начинается в духе лирического рока – Иисус осмысливает происходящее, постепенно начинает понимать весь трагизм обстоятельств, атмосфера монолога накаляется, развитие приводит к экспрессивной, эмоционально взвинченной кульминации, в стиле хард-рока.

Вопрос. Чем отличается образ Иисуса в опере от Евангельского?

– Иисус в опере совершенно не тот, которого мы знаем по писаниям евангелистов. Скорее он напоминает лидера движения молодых хиппи. Он видит свою цель в избавлении людей от зла, но при этом полон сомнений, трагических предчувствий. Иисус верит в судьбу, в её роковое предназначение.

Вопрос. Каковы отношения Иисуса с толпой?

– Он для неё Бог, герой, суперзвезда, толпа преклоняется перед ним, воспевает его.

(Исполнение с учащимися фрагмента «Осанна». Приложение № 6)

Однако толпа любит во Христе именно Бога, миф, а потому неистово, яростно требует от него чуда. Реальный человек, его ум, боль, страдания никого не интересуют. И никогда миф о чудотворце развенчивается, толпа отворачивается от него, переходит на сторону римских судей и палачей.

IV. Продолжение просмотра видеофильма с обсуждением

– Прослушайте сцену избиения Христа и ответьте на вопросы:
– Какой лейтмотив звучит в этой сцене? (Лейтмотив креста)
– В каком стиле, характере звучит эта музыка? (В стиле хард-рока, что подчёркивает её агрессивность, жесткость).

Финал. «Суперзвезда».
Слушая финал, подумайте над вопросами:
В каком стиле и характере звучит партия Иуды? (рок с элементами кантри).
Какой лейтмотив звучит в ансамблевых эпизодах? (лейтмотив Суперзвезды)

Вопрос. Почему рок-опера заканчивается не Воскресением, а смертью Христа; понимает ли толпа жертву Иисуса?

– Народ, ради которого Иисус идет на смерть и муки, жаждет избавлений от собственных проблем: ни как человек, ни как учитель Иисус не понят толпой. Об этом открытым текстом говорят последние слова Иуды, звучащие как риторический вопрос многих людей:

Одного я не пойму, в чём был твой расчет?
Как ты дал завлечь себя в такой переплет?
Разве трудно было предвидеть наперед?
Зачем так странно ты выбрал век, страну и народ?

Джизес, кто там наверху, среди суперзвёзд?
Кто с тобою рядом может встать в полный рост?

Джизест Крайст, кем ты был?
Что ты нам жертвой своей открыл?

Распятие Христа – самый трагический эпизод Евангелие. Христос проходит через страшные физические страдания, в этой сцене крестных мук музыка изображает настоящий конец света, катастрофу. В сцене распятия используется атональная музыка, показывая состояние Христа в бреду от жажды, мук, палящего солнца. Но заканчивается рок-опера как древнегреческая трагедия – катарсисом (очищение).

Вопрос. Какая тема звучит в конце в оркестре?

– Тема из арии Христа.
Последние кадры фильма говорят о том, что перед нами развернулось театральное представление. Спектакль на тему, которую в искусстве называют «вечной» – о любви, дружбе, предательстве, жертвенности. «Вечной» эта тема называется потому, что заставляет задуматься, размышлять людей всех эпох, всех возрастов. Вы, конечно, заметили, как изменились лица молодых людей? Они стали серьёзнее, вдумчивее. Каждый год христиане вспоминают эту историю, празднуя Пасху – светлое Христово Воскресение и пасхальную неделю.

V. Подведение итогов. Оценки за учебный год