Внеклассная работа по физике "Что? Где? Когда?"

Разделы: Физика, Внеклассная работа


Цели:

  1. Повторить, систематизировать знания обучающихся, способствовать развитию познавательного интереса к урокам физики.
  2. Закрепить навыки работы в команде, умения применять прием разделения труда и оказывать взаимопомощь.
  3. Формирование чувства коллективизма и здорового соперничества, умения отстаивать свои взгляды.

Задачи:

  1. Выработать у учащихся умение отвечать на нестандартные вопросы.
  2. Научить членов команды прислушиваться к мнению друг друга, аргументировать свои версии выбирать из всех предложенных одну оптимальную.
  3. В игровой форме развить у учащихся интерес к физике.
  4. Поднять престиж умных, но не всегда популярных в коллективе учащихся

Эпиграф:

“Посредством глаза, а не глазом
Смотреть на мир умеет разум”.
Уильям Блейк (1757-1827)

Оборудование:

1. Большие секундные часы, черный ящик, микроскоп, линза, фотоаппарат.

2. Стенд с фотографиями выполненными учащимися.

3. Выставка рефератов на тему: “ Оптические приборы”.

4. Выставка физических приборов сделанными учащимися.

Технология игры

Выставляют на игру сборную команду 8,11-е и 9,10-е классы, состоящую из 6 “знатоков”.

Команда “знатоков” сидит за круглым столом, в центре которого установлена рулетка со стрелкой.

Стол разделен на 10 секторов, в которых от цифры 1 до 9 находятся вопросы “зрителей”, а сектор №10 обозначается скрипичным ключем и означает музыкальную паузу.

Команда болельщиков располагается вокруг игроков на некотором расстоянии от игрового стола. Во время перемены команд проводиться игра со зрителями.

Ведущий: игры – учитель физики.

Ассистенты – трое учащихся старших классов.

Ход игры

Ведущий приглашает команду “знатоков” занять места за столом и представляет капитана команды, знакомит с правилами игры и ассистент запускает волчок.

Пока крутится волчок, ведущий может игрокам задавать вопросы.

Вопросы игры

Сектор 1

Глаз-это инструмент и он может “испортится”.

Назовите автора этих слов.

Ответ: Уильям Блейк (1757-1827)

Сектор 2

Существует несколько особенностей его применения. Является устройством общего применения и располагается на лицевой панели фотоаппарата, он не годится для макросъемки с минимального расстояния.

Назовите этот предмет.

Ответ: фотовспышка.

Сектор 3

Это первый советский фотоаппарат и собирать его начали бывшие беспризорники из детской колонии имени Дзержинского (почти ровесники девятиклассников)

Какой марки фотоаппарат?

Ответ: фотоаппарат “ФЭТ”.

Сектор 4

Основоположник фотоаппарата. В 1839 году он предложил способ проявления и закрепления изображения на плоской пластинке, покрытой иодидом серебра.

Через 1 минуту назовите имя основоположника.

Ответ: Луи Жак Манде Дагера.

Сектор 5

Оптико-механический прибор для проецирования на экран изображений на прозрачной подложке (диапозитивов, диафильмов и т.п). Что это за прибор?

Ответ: Диапроектор.

Сектор 6

Этот прибор позволяет значительно увеличить угол зрения на объект. Наблюдатель рассматривает мнимое изображение объекта с расстояния наилучшего зрения (Д=25 см). Объектив создает увеличенное изображение предмета внутри прибора.

Что же находится в черном ящике?

Ответ: в черном ящике находится микроскоп.

Сектор 7

С его помощью были открыты самые различные объекты на звездном небе. Спутники Юпитера и кольца Сатурна, фазы Венеры, горы и цирки на Луне. Существует два типа.

Что это за прибор и какие типы?

Ответ: телескоп, рефракторы и рефлекторы.

Сектор 8

Соединение фотографических снимков, объединенных – общей темой, в одно фотографическое изображение. Иногда при фотографировании используют графический материал, фотографии широко применяется при изготовлении плакатов, реклам, фотошаржей и др. Фотография осуществляется механическим и проекционным способом. При первом способе вырезают из фотографий нужные по замыслу изображения, подгоняют их путем увеличения под необходимый масштаб. Склеивают в одно целое на листе плотной бумаги, ретушируют. Затем переснимают на фотопластинку или фотопленку.

Что это такое?

Ответ: фотомонтаж.

Сектор 9

Прозрачное тело, ограниченное сферическими поверхностями. Обычно вещество, из которого оно сделано имеет показатель преломления больше, чем у окружающей среды.

Что же находится в черном ящике?

Ответ: линза.

Литература:

  1. Громов С.В. Родина Н.А. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика, 7 – 11 класс./ Авторы С.В. Громов, Н.А. Родина – М.: Дрофа, 2002.
  2. Громов С.В. Родина Н.А. Физика: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2002.
  3. Маловик О.А. Физика. 9 класс. Поурочные планы к учебнику С.В. Громов Н.А. Родина “Физика 9 класс”, в 2 ч. Сост. О.А. Маловик. Волгоград: Учитель – АСТ, 2004, – 96.
  4. Волков В.А. Поурочные разработки по физике к учебным комплексам С.В. Громова и А.В. Перышкина, 9 класс. М.: “ВАКО”,2004, 336с.
  5. Энциклопедический словарь юного техника. Москва, Педагогика, 1988.

Приложение