Сценарий открытого интегрированного урока по математике и родному краю в 5-м классе с использованием информационных технологий

Разделы: Математика


Тема по математике: “Решение задач на проценты”

Тема по родному краю: “Кемпендяйский солевой завод – старейшее промышленное предприятие Якутии”

Форма проведения урока: урок – экскурсия

Цели урока:

- Обучающая – обобщение знания учеников по вопросам нахождения процентов от числа, числа по процентам и нахождение процентного отношения; закрепление вычислительных навыков;

- Развивающая – развитие познавательного интереса;

- Воспитательная – привитие интереса к истории родного края

Оборудование: видеопроектор

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Сегодня нам предстоит необычный интегрированный урок, на котором соприкоснутся сразу два предмета – математика и родной край. На этом уроке мы узнаем историю своего родного края и закрепим умение решать задачи на проценты.

2. Вступительное слово учителя (слайд 1).

Вот уже испольнилось более 360 лет со дня разработки Кемпендяйских солевых источников в России по царскому указу.

Кемпендяйский солевой завод – единственное действующее предприятие в республике, выпускающее соль, с богатой историей, привлекавшей в разные века известных ученых, путешественников. Существуют документы, свидетельствующие, что “сын боярский, воин Фаддеевич Шахов”, зимовавший на Вилюе в 1640 году, по указу Тобольского воеводы добыл 100 пудов соли. Эта дата вошла в истории, как дата добычи и использования Кемпендяйской соли. С этого момента о Кемпендяйской соли заговорили в Российской империи. Известен еще тот факт, что первым из русских обследовал Кемпендяйские соляные источники Хабаров Ерофей Павлович (1605-1671) – русский землепроходец, исследователь Восточной Сибири. В 1713 году вышел указ Петра 1 об использовании Кемпендяйской соли . 5 сентября 1736 года на Кемпеняйские соляные источники приехал участник Второй Камчатской экспедиции 25-летний молодой ученый Степан Петрович Крашенинников с геодезистом А. Ивановым для их исследования. Итак, Кемпендяйские соляные ключи подробно и наглядно были описаны С.П. Крашенинниковым в 1736 году.

В 1851 году Кемпендяйские солеисточники посетил и описал председатель сибирского отделения Русского географического общества, основанного в том же году, Карл Карлович Венцель с целью “обозрения Кемпендяйских и Багинских соляных источников”. Им составлено краткое описание соляных источников и близлежащей местности. Интерес постоянно рос. И в 1854 году по его командировке прибыл в сии края Ричард Карлович Маак географ, ботаник, исследователь Сибири и Дальнего Востока. О цели своей экспедиции Р.К. Маак сообщал: “Уже давно носились слухи или, лучше сказать предположения, что Вилюйский округ Якутской области богат железными и соляными залежами и драгоценными камнями, а реки его изобилуют золотыми россыпями. Вот это то, главным образом, и было побудительной причиной снарядить экспедицию для ознакомления с этим, столь мало известным округом.” Однако Маак не ограничился подобной задачей. Не жалея сил и времени он объехал весь Вилюйский округ, особенно наш Сунтарский улус. Он странствовал до жестоких январских морозов 1855 года пять месяцев. За эти работы он был награжден орденом Владимира 4 степени. К прежним знаниям о солености Кемпендяйки Р.К.Маак прибавил: “Мы видели, что в Вилюйском округе находятся неистощимые запасы поваренной соли, соляных ключей, отлагающих во время сильных морозов без всякой искусственной выварки, больше толщи соли, наконец, соляные озера.” К середине 19 века Кемпендяйские соляные источники были открыты, описаны, промерены. Путешественники в течении целого века друг за другом приезжали в эти места, изучали и создали довольно подробную картину Кемпендяя.

3. Разминка (устные упражнения).

В 1672 году Семен Ремезев внес на карту Сибири речку Кемпендяйка. Сейчас, вы решив примеры, узнаете под каким именем речка Кемпендяйка внесена на карту Сибири.

На экране появляется условие (слайд 2). Учащиеся производят вычисления устно и записывают результат на тетрадях.

1. Найди 1% от 200
2. Найди 2% от 10
3. Найди 10% от 300
4. Найди 5% от 600
5. Найди 15% от 1000
6. Найди 25% от 160
7. Найди 3% от 120
8. Найди 4% от 150
9. Найди 5% от 4
10. Найди 20% от 3

л

с

е

я

н

р

ь

о

м

а

40

30

36

0,6

6

2

3,6

150

15

0,2

Проверяют ответ (слайд 3): Рассольная. В 1672 известный картограф, географ, историк, исследователь и просветитель Семен Ульянович Ремезев, живший в Тобольске назвал речку Кемпендяйка “Рассольная” и внес на карту Сибири. В записке “к чертежу” про соляную речку говорится: “…а подле ее из земли ключ кипит и проливается в ту реку, а из того ключа соль садится на всякий год, и то место высыхает, где садится, а соль бела, как снег, а рассыпается, как вареная соль…а ядь прикусна зело(т.е. весьма вкусна для еды) и человеку не вредит”.

4. Систематизация знаний. Решение типовых задач.

Первый тип задач –нахождение процентов числа (слайд 4)

Задача 1. В годы войны максимальная добыча соли в год достигала 11000 тонн. А в 2007 году добыча соли упала на 86%. Сколько тонн соли добыли в 2007 году?

Во время Великой Отечественной войны на территории сользавода была открыта исправительная колония (1943-1945 гг.) Соль варили на огромных печах-варницах и получали поваренную соль. Добытая соль использовалась для оборонных целей и на засолку рыбы. Поваренную соль получали до 1956 года.

Задача 2. Общая потребность в соли по республике составляет 12600т. 37% общей потребности составляет техническая соль, 32% - пищевая соль, 31% - кормовая. Сколько тонн технической, пищевой и кормовой соли нужно для республики?

Потребность в пищевой соли – величина почти постоянная. Для того чтобы удовлетворить требования потребителей, солезаводу необходимо повысить качество поставляемого товара, чего можно достичь бетонированием бортов и дна садочных бассейнов. На территории завода есть 3 садочных бассейна. На глубине в 24 метра воткнуты трубы, из которых зимою и летом выбрасывается 16 тысяч литров чистейшей воды-рассола, четверть которого является солью. В бассейне, построенном полностью из бетона садка соли идет в 2 раза быстрее, чем в действующих. (Слайд 5)

Второй тип задач – нахождение числа по его процентам (слайд 6)

Задача 3. Завод добыл 1480 тонн соли, что составляет 80% плана. Сколько тонн соли запланировал завод?

На Кемпендяйском сользаводе как зимой, так и летом садка соли происходит без каких либо энергозатрат, тогда как на всех других солепромыслах получение соли – это сложный, трудоемкий технологический процесс большими ресурсными затратами.

Задача 4. Цена одной упаковки соли 15 рублей, что составляет 75% цены привезенной нам соли. Сколько стоит привезенная соль?

Третий тип задач – нахождение процентного отношения (слайд 7)

Задача 5. В прошлом сезоне завод добыл 1800 тонн соли. Из них 1656 тонн соли уже продали. Сколько процентов соли продано?

Задача 6. До реорганизации в заводе работало 56 человек. А сейчас постоянно работают 14 человек. На сколько процентов уменьшилось число рабочих?

Уникальная технология добычи соли методом естественного вымораживания из природных рассолов самоизливающихся источников, при котором суровая зима становится непосредственной рабочей силой, так как зимняя садка соли происходит только при низких температурах. (Слайд 8)

5. Самостоятельная работа.

На экране появляется условие (слайд 9). На работу отводится 5-6 минут.

1. Найдите 23% от:

а) 1 тонны; б) 2 центнера; в) 4 килограмма.

2. а) Найдите число, 7% которого равны 14;

б) Найдите число, 13% которого равны 39;

в) Найдите число, 110% которого равны 33.

3. Сколько процентов от 500 составляет число:

а) 300; б) 100; в) 40.

Затем ученики обмениваются тетрадями и проверяют ответы (слайд 10). Выставляют оценки. За 9 правильных ответа – “5”, за 7-8 правильных ответа – “4”, за 4-6 – “3”.

6. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Презентация