Кулон с национальным орнаментом

Разделы: Технология


Цели урока

1. Ознакомить учащихся с национальными орнаментами.
2. Научить плетению на двух нитях; воспитывать любовь к национальным видам искусства, национальной культуре родного края.

Задачи

1. Разработать цветовую схему орнамента выполняемого изделия; освоить плетение крестиком; изготовить фрагмент выполняемого изделия.

Тип урока: комбинированный.

Инструменты и материалы: леска, ножницы, бисер, тетрадь, цветные карандаши, ручка, иглы для бисера, приспособление для бисероплетения.

Наглядные пособия: открытки с национальными орнаментами (Приложение 1), готовые работы, инструкционные.

Ход урока

1. Организационный момент (1 – 2 мин.)

Определяем цель урока и задачи. Для активизации мышления отвечаем на вопросы:

  • Какие цвета и оттенки гармонируют друг с другом?
  • Как нейтральные цвета гармонируют с основными цветами?

2. Теоретическая часть

И сегодня бисер по-прежнему популярен у северных мастериц. Наряду с традиционным вышиванием распространилось плетение из бисера. Изготавливают подвески к женской меховой шапке, пояс для шубы национальной, небольшие салфетки, кошельки, браслеты и другие украшения. Они выглядят эффективно, современно, изящно.

Орнамент - это узор из одинаковых повторяющихся элементов.

Орнаменты различают в зависимости от составляющих их узоров. Орнамент из линий и геометрических фигур называется геометрическим. Бывают узоры, которые изображают какие-то вещи, предметы. На протяжении веков люди использовали для украшения посуды и одежды мотив цветка, листьев необычной формы или ветвей и плодов. Люди всегда старались изобразить то, что считали самым важным для себя. Как и растительный мотив, звериный узор не повторяет в точности облик животного, изображает его условно.

В далекие времена узоры на бытовых изделиях служили не только украшением. Они придавали вещам свойства оберегов и играли роль магической защиты самого предмета и его владельца. В настоящее время орнаменты служат больше украшением, чем оберегом. Но их древнее значение можно расшифровать по их названиям и изображениям. Самые простые геометрические узоры изображают землю и воду (волнистая линия или зигзаг). Круг обозначает небо и солнце, крест – человек или бога. Декоративное изображение птиц, рыб, зверей, превращенных в узор, называется зооморфным орнаментом.

В зооморфном орнаменте часто показывали тотемного зверя, от которого произошли люди племени. Вот почему излюбленными узорами угорских и самодийских народов были «голова медведя», «медвежий след», «лосиный нос», «рог оленя». Северные народы были убеждены, что их прародителями были эти животные. Тотем – это первопредок, как всякий предок, он, согласно мифологическим взглядам, защищает потомков.

У ханты и манси орнамент всегда строгий и симметричный. Множество отростков, роговидных фигур делает узор сложным и вычурным.

Технологическая простота сделала плетение из бисера доступным даже для самых маленьких детей. Теперь надо определиться с рисунком орнамента. Выберем самый распространенный на Севере Западной Сибири – «рога молодого оленя», по-ненецки «хора ламбей». Одиночный фрагмент узора.

Орнамент наносится на бумагу с точным подсчетом бусинок по вертикали (ширину кулона). И с указанием границ цвета.

Орнаменты бывают стилизованные и линейные. Сегодня мы рассмотрим национальные орнаменты народов севера, для кулона использован линейный орнамент. Выберем орнамент для кулона и нарисуем его в тетради и подберем цвета. Нужно выбрать два основных цвета и один дополнительный. Плетем кулон крестиком. (Схема плетения крестиком).

3. Практическая часть

Перед практической работой повторить технику безопасности. (Приложение 2)

Сначала выбираем орнамент для кулона, чтобы орнамент был не сильно большой, нам нужен орнамент который можно расположить в центральной части кулона.

Подбираем бисер по размеру, цветовой гамме. Нам нужно 3 цвета (фон, орнамент, кромка, контур для орнамента.

Во время работы с бисером, нужна пауза и сделать гимнастику для глаз. (Приложение 3)

Внимательно рассмотрим технологическую карту плетения кулона с орнаментом.

Инструкционная карта: урок изготовление кулона с национальным орнаментом.


п./п.

Последовательность выполнения работ

Графическое изображение (схема)

1

Плетение ведется двумя иголками. Плетение начинается, как цепочку в «квадратик» - вертикально, а наращивание ширину – горизонтально.

 

2

Цвета бисерин подбирать согласно рисунку.

3

Через бисерины последнего квадратика (ячейки) второй раз: правую иголку – слева направо через все четыре бисерины, а левую – справа налево через одну бисерину.

4

Иголки находятся по обе стороны бисерины последнего квадрата. Набрать на правый конец нитки две бисерины, а на левый конец одну. Пропустить через бисеринку правую силу с ниткой навстречу левей.

5

На правую иголку с ниткой набрать одну бисеринку, на левую тоже одну и пропустить правую иголку через эту бисеринку навстречу левой иголке.

3. Подведение итогов

Готовое изделие «кулон с национальным орнаментом»

Проверяется правильность плетения кулона.

Выставление оценок.

Критерии оценивания:

  • соответствие выполняемого изделия цветовой гамме;
  • своевременность выполнения изделия (фрагмента);
  • аккуратность и самостоятельность выполнения фрагмента.