Методические рекомендации по ходу урока на тему "Упражнение в написании слов с буквосочетаниями -чк, -чн"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • 1. развитие умения писать слова с буквосочетаниями -чк-, -чн;
  • 2. развитие интеллекта и творчества;
  • 3. воспитание активной личности

Методы: проблемный, частично-поисковый, эвристический, групповой.

Используемое программное обеспечение:

  • учебник А.В.Полякова. Русский язык. 2 класс. М., “Просвещение” 2007г.;
  • CD - RW: презентация урока по теме “Упражнение в написании слов с буквосочетаниями -чк-, -чн-” (приложение1)

Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование.

Смена слайдов по щелчку, анимация, музыкальное сопровождение.

Ход урока

Этапы учебного занятия Деятельность учителя Деятельность ученика
I Организационный момент. Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к работе.

Психологический настрой класса на работу.

Учитель предлагает учащимся отправиться в путешествие по Грамматической Вселенной

Ученики приветствуют учителя.

 

 

Учащиеся знакомятся с планом урока и девизом (слайд 5)

II Определение темы урока. Проблемными вопросами учитель подводит детей к формулированию темы урока (тема записана на доске) Отвечая на вопросы учителя дети приходят к выводу, о чём пойдёт речь на уроке и формулируют тему.
III Минутка чистописания Учитель сообщает о том, что корабль приближается к планете Фонетика (слайд 3, на нём щелчок - передвижение корабля к планете Фонетика). Детям предлагается отгадать, какая буква спряталась, дать характеристику звука этой буквы, назвать буквосочетания с ней (слайд 4, к каждому заданию щелчок)

Прибыв на планету Чистописания (слайд 5, на нём щелчок - передвижение корабля к планете). Учитель показывает на доске написание букв. По слайд 6 учитель предлагает записать имена сказочных героев, предварительно проговорив их.

Ученики предполагают, какая буква спряталась, отвечают на вопрос учителя. По слайду 4 проходит проверка ответов детей.

 

Дети выполняют задания жителей планеты:

1. прописывают соединения букв;

2. записывают имена героев по слайд 6 и делают вывод, какая орфограмма их объединяет и как она пишется (щелчок для проверки).

IV Физкультминутка. Учитель сообщает о том, что корабль приближается к планете Здоровье (слайд 7, на нём щелчок - передвижение корабля к планете Здоровье). Дети под музыку делают физические упражнения, которые показывает ведущий.
V Актуализация знаний. Учитель обращает внимание, что прибыли на планету Орфограмм (слайд 8, на нём щелчок - передвижение корабля к планете). Детям предлагается задание, направленное на развитие памяти. Ученики по слайду 9 читают и запоминают слова в течение 30 секунд, (щелчок) записывают слова по памяти, (щелчок) проверяют, делают вывод, какая орфограмма их объединяет (щелчок).
VI Физкультминутка: упражнение для координации зрения Учитель сообщает о том, что корабль прибыл на планету Здоровье (слайд 10, на нём щелчок - передвижение корабля к планете Здоровье) и детей ждёт в гости Смайлик. Смайлик помогает детям выполнить упражнения: дети по слайд 11 следят глазами за движением Смайлика. Щелчок – движение глазами влево – вправо (Смайлик повторяет движение 4 раза автоматически); щелчок – движение глазами влево – вправо по овалу (Смайлик повторяет движение 4 раза автоматически); щелчок – движение глазами к центру; щелчок – движение глазами по диагонали (Смайлик повторяет движение 4 раза автоматически).
VII Формирование умений, навыков. Упражнения направлены на развитие творческих способностей учащихся. Учитель обращает внимание, что прибыли на планету Ребусов (слайд 12, на нём щелчок - передвижение корабля к планете). Задание: отгадайте ребусы (слайд 13), объясните орфограммы в словах Дети выполняют работу устно. Отгадка появляется по щелчку на слайде 13 после каждого отгаданного слова, объяснение орфограммы (щелчок)
VIII Практическое применение знаний Учитель сообщает о том, что корабль прибыл на планету Орфограмм (слайд 14, на нём щелчок - передвижение корабля к планете). Учащимся предлагается выполнить задание по учебнику стр.93 упр.178 Дифференцированная работа по учебнику. Взаимопроверка.
IX Обобщение знаний Учитель обращает внимание, что прибыли на планету Словария (слайд 15, на нём щелчок - передвижение корабля к планете). Задание: вставить орфограммы в словарных словах. Ученики работают в парах за компьютером (слайд 16), отрабатывая и закрепляя знания написания изученных буквосочетаний и в частности -чк-, -чн-. Для проверки верности своего ответа дети пользуются гиперссылкой и стрелкой возврата.
X Домашнее задание По щелчку слайд 21. Домашнее задание даётся дифференцированно. Ученики записывают домашнее задание с опорой на слайд 21, по щелчку (4 раза) добавляется задание
XI Итог урока Рефлексия. слайд 22

Методические рекомендации к уроку

I. Психологический настрой на работу

Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
Все к работе приступаем.

Сегодня мы отправляемся в необычное путешествие по Грамматической Вселенной (слайд), в этом нам поможет план - карта. Мы побываем на планетах Ребусов и Орфограмм, Чистописания и Фонетики, Словарной и Здоровья. На пути вас ждут разнообразные препятствия. Если все их преодолеете, то в конце нашего путешествия вы можете получить звание “Великого Грамотея”. Девиз урока “Хочешь грамотным быть, учись думать, мыслить”. В путь, друзья!

II. Определение темы урока

– О чём мы говорили на прошлом уроке?

- Нужно ещё поработать над этой темой? Почему?

- Помогите сформулировать тему урока.

- Сегодня будем упражняться в написании слов с буквосочетаниями -чк-,

-чн- (тема записана на доске)

III. Минутка чистописания

- Мы приближаемся к планете Фонетика (слайд). Жители планеты хотят знать, какая буква спряталась (слайд).

а) Дайте характеристику звука этой буквы. В каких стойких буквосочетаниях она встречается?

- В путь на планету Чистописания.

б) Продолжи дорожку из букв: ч/ч/ч/ щ/щ/щ/ жжж/ шшш/ (на доске). Поставьте точку над лучшим соединением.

в) На планете Чистописания живут известные вам герои сказок. Назовите их имена (слайд). Запишите имена жителей. Согласитесь писать нужно не только аккуратно, чисто и красиво, но и … грамотно.

г) Проверка (самопроверка). Доктор Комп поможет вам проверить написанные слова.

- Какой вопрос можно задать к данной работе?

д) Вывод: как пишутся буквосочетания -чк-, -чн- ?

IV.Физическая минутка

Игра “Зеркало”. Под музыку (песня “Игра”) дети выполняют движения, которые им показывает ведущий

V. Актуализация знаний. Упражнение в написании слов с буквосочетаниями - чк-, -чн-

  • Пришла пора посетить планету Орфограмм. Жители планеты узнали, что у вас хорошая память и приготовили вам испытание: кто быстрее всех читает, и слова запоминает (слайд)

ёлочка и белочка,
щучка, тучка, стрелочка,
свечка, печка, строчка,
булочка и точка.

  • Прочитайте слова несколько раз, постарайтесь запомнить и записать их по моей команде (на запоминание 30 секунд). Помните, “хочешь грамотным быть, учись думать, мыслить”.

а) записать слова по памяти;

б) проверка по компьютеру (слайд)

- Какие орфограммы объединяют слова?

VI. Физкультминутка: упражнение для координации зрения

Нам предстоит большая работа на планете Орфограмм, подготовим глазки. Смайлик ждёт нас на планете Здоровья (слайд).

VII. Формирование умений, навыков. Упражнения направлены на развитие творческих способностей учащихся

Планета Ребусов (слайд). Отгадайте слова (слайд).

- С какими орфограммами встретились слова? Объясни написание орфограмм.

VIII. Практическое применение знаний. Работа по учебнику

  • На планете Орфограмм (слайд) учебник нужен нам: стр. 93 упр.178.

а) Прочитайте стих – шутку, найдите рифму.

б) Дифференцированная работа.

1 группа: выписать слова только с буквосочетаниями -чк-, -чн-;

2 группа: выписать слова со знакомыми орфограммами.

  • Взаимопроверка (помни о культуре общения с другом: будь тактичен, вежлив).

- С какими орфограммами встретились слова? Объясни их написание.

IX. Обобщение знаний. Словарная работа

  • Подходит к концу наше путешествие, и мы отправляемся на любимую вами планету Словария (слайд). Сегодня работаем с Доктором Комбом. Он вам поможет проверить свои знания.
  • Работа в парах: проанализировать написание слов, вставить нужную букву. Каждый выполняет по 3 слова с изученными буквосочетаниями. Дети узнают значение слова карандаш по гиперссылке (пары работают самостоятельно на компьютере).

X. Домашняя работа:

  • повторить словарные слова,
  • повторить изученные правила,
  • упражнения 174 или 180 по выбору (задание на доске).
  • Найти значение слова перчатки в книге “Этимологический словарь”, или через Интернет в “Этимологическом словаре”, если есть возможность.

XI. Итог урока. Рефлексия.

- Чем занимались на уроке?

- Что дал вам этот урок?

- Кому хотели бы сказать спасибо?

- Вы сами стали грамотнее, умнее. Мне приятно и интересно было с вами путешествовать. - Как вы думаете, кто “Великий Грамотей” сегодня на уроке? (Вручение сертификатов “Великий Грамотей”)