Использование методов педагогического дизайна при создании электронно-методического комплекса "Сетевые технологии и Web-дизайн в школе"

Разделы: Информатика


Термин педагогический дизайн (“instructional design” или ID) широко используется за рубежом и, в соответствии с тенденциями последних десятилетий, имеет все шансы распространиться в России, как уже распространились термины педагогический дизайн “компьютер”, “принтер” или “интернет”. Технология создания эффективных электронных учебных материалов получила название педагогический дизайн.

Вначале необходимо определить, на какие принципы я опиралась при разработке электронного учебно-методического комплекса “Сетевые технологии и Web-дизайн в школе”, что для меня означает термин “педагогический дизайн” и для каких целей он предназначен.

На эти вопросы я отвечу цитатами из статей Уварова А.Ю.: “Создание учебных материалов с учетом принципов эффективного учения” и Кречетникова К.Г.: “Педагогический дизайн и его значение для развития информационных образовательных технологий”.

Уваров А.Ю. рассматривает “педагогический дизайн как систематическое использование знаний об эффективной учебной работе в процессе проектирования, разработки, оценки и использования учебных материалов”, и сразу ставит вопрос:

“Что подсказывает Вам языковое чутье, какой термин Вы предпочитаете:

- педагогический дизайн,
- разработка учебной архитектуры,
- проектирование учебной среды?”

Отвечая на данный вопрос, могу сказать, что для меня термин “Педагогический дизайн” ассоциируется с проектированием учебной среды.

Как же я представляю эту учебную среду, какая ее цель? На этот вопрос я отвечу цитатой из статьи Кречетникова К.Г.: “Основная цель педагогического дизайна – создавать и поддерживать для обучающегося среду, в которой, на основе наиболее рационального представления, взаимосвязи и сочетания различных типов образовательных ресурсов, обеспечивается психологически комфортное и педагогически обоснованное развитие субъектов”.

Итак, понятие педагогический дизайн определено, цели и задачи поставлены, остается рассмотреть, как данные задачи реализовать на практике. Но прежде, чем переходить к вопросам практической реализации я не могу обойти вниманием, на мой взгляд, очень интересные и в принципе верные высказывания этих авторов.

Уваров А.Ю.: “Разработкой методических комплексов должны заниматься профессионалы. Типичная группа разработчиков учебных материалов включает в себя четыре человека:

  • руководитель проекта,
  • педагогический дизайнер,
  • художник (разработчик интерфейса),
  • программист”.

Кречетников К.Г.: “Педагогический дизайн информационных образовательных технологий оказывает самое непосредственное влияние на мотивацию обучающихся, скорость восприятия материала, утомляемость и ряд других важных показателей. Поэтому педагогический дизайн образовательной среды на базе информационных технологий не должен разрабатываться на интуитивном уровне”.

Однако, учитель, разрабатывающий свой ЭУМК (электронный учебно-методический комплекс), не является профессионалом в области педагогического дизайна, да и работает он, как правило, один за четверых.

При разработке ЭУМК в эту группу входил педагог и мои ученики.

В свете выше данного определения педагогического дизайна при “компьютеризации” учебного процесса речь должна идти не столько об учебниках и даже не об учебно-методических комплектах, а о выстраивании действенного учебного окружения, “обучающей среды”. Прогресс в области информационных технологий позволяет сегодня всерьез говорить о построении учебного процесса с открытой учебной архитектурой.

Основными этапами педагогического дизайна являются:

  1. Анализ: определение цели учения, средств, условий будущей учебной работы;
  2. Проектирование: подготовка планов, разработка прототипов, выбор основных решений, составление сценариев;
  3. Разработка: превращение планов, сценариев, прототипов в набор учебных материалов;
  4. Применение: учебные материалы используются в учебном процессе;
  5. Оценка: результаты учебной работы оцениваются, данные оценки используются для корректировки учебных материалов. На <Рисунке 1> представлены основные процедуры педагогического дизайна.

Рисунок 1

Мною была предпринята попытка создать электронный учебно-методические комплекс “Сетевые технологии и Web-дизайн в школе”, выполнив, так или иначе, эти этапы.

Профильное обучение на старшей ступени, предполагает разнообразие элективных курсов, для которых необходимы учебники нового поколения.

На протяжении нескольких лет внедряются в учебный процесс новые образовательные технологии, такие как профессионально-коллективная подготовка, CASE-технологии, дистанционные методы обучения, электронная литература, образовательный портфель, информационно-коммуникационные и другие.

Для современной ИТ характерно комплексное применение средств компьютерной техники, а также действующих на их основе систем связи и телекоммуникаций, одновременное использование нескольких компьютерных средств для доведения информации до пользователя (мультимедиа-технологию, возможность обеспечения оперативного доступа к необходимой информации, средствам ее обработки и представления в удобном для пользователя виде.

Созданный электронный учебно-методические комплекс обладает такими качествами как мобильность, доступность, адекватность и соответствоавет уровню развития современных научных знаний.

Электронный учебно-методический комплекс “Сетевые технологии и Web-дизайн в школе” разработан для учащихся 10-11-х классов по профильному курсу “Web технологии в школе”, введение которого является предпосылкой для внедрения средств новых информационных технологий в учебном процессе.

Данный курс помогает учащимся реализовать свои творческие возможности, научившись работать в Интернет, разрабатывать web-сайты и получить профессию “Пользователь ПЭВМ. Телекоммуникационные технологии”. Структура комплекса представлена на <Рисуноке 2 >.

Этап анализа актуальности настоящей работы заключается в:

  • развитии сети Интернет и в том, что все большее количество людей имеют доступ к этой сети;
  • противоречии между особенностями изучения данной темы (“Телекоммуникационные технологии”), а именно изучение в этом курсе программ разного назначения, отсутствием комплексных учебных пособий, которые бы включали в себя обзор всех необходимых программных средств;
  • постановке курса, который показывает многофункциональность Adobe Photoshop cs2, Macromedia Dreamweawer8, Macromedia Flash, PHP-NUKE и комплексный подход к обучению;

Объект исследования – методика обучения основам информационных технологий.

Предмет исследования – обучение созданию Web-страниц.

Цели работы:

  • повышение эффективности, качества и доступности образовательных ресурсов для изучения учебных дисциплин, обеспечивающих развитие и широкое использование информационных технологий во всех сферах общественной жизни;
  • разработать методику обучения технологии создания Web-страниц с использованием комплекса современных программных средств.

Этап проектирования:

1) проанализировать несколько HTML-редакторов и программ создания графики для Web;

2) изучить особенности создания Web-страниц в различных программных средах (Macromedia Dreamweawer8, PHP-NUKE), а также особенности создания и редактирования графики в Adobe Photoshop cs2 и Macromedia Flash mx;

3) разработать электронные учебники для комплекса (на примере Macromedia Dreamweawer 8, PHP-NUKE и Adobe Photoshop 8 и методические рекомендации по применению данного курса.

Новизна данной работы:

  • комплексный подход в методике обучения телекоммуникационных технологий и Web-дизайна;
  • выработка автором своих рекомендаций в методике обучения создания Web-сайтов (сайтов школ, обучающих сайтов;
  • полный охват обучения всех основных этапов создания сайта.

Этап разработки:

При разработке Электронного учебно-методического комплекса “Сетевые технологии и Web-дизайн в школе” используется объектно-ориентированная концепция построения учебного материала. По этой концепции электронные учебники является модульным электронными изданиями, созданными по технологии разделяемых единиц контента, что означает возможность расширения и адаптации содержания учебника к индивидуальным требованиям обучаемых. Имеющийся состав модулей задает базовую версию учебника. Однако версии учебников могут быть в дальнейшем изменены. Подобная организация учебного материала называется “Электронной энциклопедией”.

Электронный учебно-методический комплекс и включает в себя:

1) учебную программу курса “Сетевые технологии и Web-дизайн в школе”;
2) теоретический блок, содержащий курс лекций-презентаций по теме “Информационные телекоммуникационные технологии”;
3) мультимедийный учебник “WEB-Teacher”;
4) дидактический блок, входящий в мультимедийный учебник;
5) набор тем для индивидуальных работ по созданию сайтов;
6)портфолио учащихся – творческие проекты сайтов, разработанных учащимися по данной методике;
7) методический блок для преподавателя, включающий рекомендации по проведению занятий;
6) программное обеспечение для проведения данного комплекса и демонстрационные сайты, выполненные учащимися в Интернет.

Компоненты комплекса разработаны учителем и учениками.

ЭУМК “Сетевые технологии и Web-дизайн в школе” занимает 145 Мбайт памяти.

Этап применения:

  • Электронный учебно-методический комплекс применяется в 10-11-х классах с профильным обучением МОУ СОШ №32 города Пензы 3 года;
  • Применение ЭУМК повышает интенсивность и качество обучения;
  • Использование Интернет на уроках и при дистанционной форме обучения позволяет ускорить доступ к информации и предоставляет преимущества в сфере образования, чем вызвана острая необходимость и актуальность проблемы электронного обучения работе в Интернет и сайтостроению;
  • Комплексный подход к проблеме обучения телекоммуникационным технологиям имеет большое практическое значение;
  • Работа с комплексом существенно экономит время обучения телекоммуникационным технологиям;
  • Электронный учебно-методический комплекс позволяет использовать электронные издания для положительного влияния на мотивацию обучаемых и представляет учащемуся системный подход в дизайне.

Этап оценки:

Успешным результатом работы с данным учебно-методическим комплексом является создание педагогом и учащимися сайтов, размещенных в Интернет, а именно:

  • Официального сайта школы №32 города Пензы, который является основой информационной структуры школы. Сайт размещён по адресу http://school32.jino-net.ru/ и выполнен в программе в Dreamweaver 8 и AdminPanel 2006, разработанной учащимися. Сайт занял 2 место на Областной конференции школьников в 2004 году;
  • Обучающего сайта для изучения языка программирования Visual BASIC 6.0, разработанного в среде Dreamweaver MX 6., на который есть ссылка из Сайта шкроы №32. Данный сайт получил грамоту на Областном конкурсе “Школа и компьютер” в номинации “Лучшая разработка электронного учебника” в 2005 году и многих других;
  • Мультимедийного электронного учебника “WEB-Teacher”, получившего диплом “За научно-теоретическую обоснованность методов решения проблемы” в 2006 году и многие другие сайты и многие другие сайты.

Электронный учебно-методический комплекс “Сетевые технологии и Web-дизайн в школе”, выполненный с использованием этапов педагогического дизайна, получил 1 место на 9 Научно-практической конференции педагогических работников города Пензы в 2006 году. На Рисунке 3 представлена главная страница ЭУМК.

Многие учащихся 11 классов в 2006-2007 году, используя этот комплекс, получили кроме аттестата документ о начальной профессиональной подготовке “Сетевые технологии и WEB-дизайн” ПГТА (Пензенская государственная технологическая академия), с которой мы успешно сотрудничаем много лет;

Становится очевидным, что педагогический дизайн – это не только новая тенденция в развитии педагогических технологий, но и необходимая составляющая компетенции педагога в сфере информационных и коммуникационных технологий.

Только, рассматривая все основные этапы педагогического дизайна в совокупности, педагог может добиться хороших результатов обучения.