Интегрированный урок русского языка и информатики в 6-м классе по теме "Глаголы-исключения"

Разделы: Информатика, Начальная школа


Цели урока:

  • познакомить учащихся с глаголами-исключениями;
  • отрабатывать умения распознавать спряжения глаголов по неопределенной форме;
  • формировать умение писать безударные личные окончания глаголов;
  • показать область применения компьютера на уроке русского языка.

Ход урока отражен в приложении (презентация к уроку):

1. Оргмомент. Сообщение темы и цели урока. (Слайд 1)

2. Актуализация знаний.

Учитель начальных классов:

Читаем слова на экране: смотреть слышать
(Слайд 2) видеть дышать
обидеть держать
ненавидеть гнать
зависеть
терпеть
вертеть

Какие слова вы прочитали?

К какой части речи относятся эти слова?

Почему данные глаголы записаны в два столбика?

Что показывает суффикс, стоящий перед “ТЬ”?

Не спешите отнести эти глаголы к первому спряжению. Это и есть тема нашего урока.

3. Повторение:

Что такое глагол?

Как изменяются глаголы в настоящем и будущем временах? (Слайд 3. На экране: по лицам, по числам, по родам, по временам)

Как определить к какому спряжению относятся глаголы?

4. Творческое задание.

Учитель начальных классов:

На прошлом уроке мы с вами рассматривали и обсуждали картину “Весна”.

Учитель информатики:

А мы рисовали весну нашего края. Рассмотрим и полюбуемся вашим творчеством. (Дети рассматривают свои рисунки на экранах мониторов.)

Учитель начальных классов:

Какие глаголы вы использовали при составлении рассказа о родной природе: набухли, текут, прилетели, светит, зеленеет и т.д.

Учитель информатики:

Мы с Екатериной Гавриловной подготовили для вас свои слова. (Слайд 4) Они на экране. К какой части речи они относятся? Уберите “лишние глаголы”, которые не относятся к весне.

Учитель начальных классов:

Из оставшихся слов составим мини-сочинение о весне. (Дети устно составляют предложения). Ваши предложения запишем в форме диктанта.

Учитель информатики:

Мальчики выполняют работу на компьютерах. Девочки пишут в тетрадях.

Учитель начальных классов:

Диктант.

Наступила ранняя весна. Зажужжали пчелы. Распустились первоцветы. Ты дышишь полной грудью. (Определить время глаголов, лицо).

Учитель информатики:

Посмотрите на экран. (Слайд 5). Компьютер показывает нам все допущенные вами ошибки и подсказывает, как их исправить. Для этого вам нужно навести курсор на подчеркнутое компьютером слово, и нажать правую кнопку мыши. (Слайд 6). Машина предложит варианты для исправления ошибок. Вам остается только выбрать верное слово и текст исправлен. (Слайд 7)

Учитель начальных классов:

А вы девочки, глядя на экраны, исправьте свои ошибки и поставьте сами себе оценки.

На экране нормы выставления оценок.(Слайд 8)

5. Физминутка для рук и для глаз. Проводит учитель информатики.

6. Словарная работа. Выполняется двумя группами: группа девочек и группа мальчиков.

Девочки у компьютера заполняют кроссворд с ключевым словом “Сверху”.

Мальчики с учителем заполняют кроссворд на экране с ключевым словом “Снизу”.

(Слайд 9 )

7. Новая информация.

Учитель начальных классов:

Вы познакомились с новыми словарными словами. А также с глаголами-исключениями.

Что такое исключения? (Исключения из правил) (Слайды 10-13)

  1. Вернёмся к началу урока и поговорим о спряжении этих глаголов – не подчиняются правилам эти глаголы, значит, они относятся к какому спряжению? (2 спряжение)
  2. Брить, стелить – тоже глаголы-исключения. Значит, эти глаголы относятся к 1 спряжению.
  3. Я предлагаю вам эти глаголы для запоминания выучить в стихотворной форме (на экране).
  4. На уроке уже встречались нам глаголы-исключения. Где (в диктанте)? Как вы их написали?

8. Итог урока.

Учитель начальных классов:

На следующем уроке будем продолжать работу над глаголами-исключениями.

Повторяем глаголы-исключения в стихотворной форме.

Учитель информатики:

Где и как вы научились сегодня применять компьютер? Составьте дома свои кроссворды с глаголами-исключениями.

Желаем удачи!