Развивающее занятие (из цикла "Театр кукол на пальчиках"). Оригами. Сказка "Три поросенка"

Разделы: Начальная школа


Цели занятия:

  1. Вспомнить понятие “оригами”, где оно возникло;
  2. Закреплять умение самостоятельно и по шаблонам выкраивать детали, читать инструкционную карту и выполнять работу по ней, умение правильно выбирать вид бумаги для оригами;
  3. Учить ребят работать в группе, т.е. сотрудничать со своими сверстниками и со старшими ребятами;
  4. Развивать творческое воображение, мелкую моторику рук, устную и внутреннюю речь, способствовать проявлению индивидуальности в оформлении;
  5. Воспитывать аккуратность и соблюдение порядка на рабочем месте, прививать чувство прекрасного.

Оборудование:

  • для учителя – образец изделий (фигурки поросят, декорации: деревья, цветы), декорации на печатной основе (домики поросят), инструкционная карта (схема для складывания фигурок), слайдовая презентация;
  • для учащихся – задания для групп, инструкционные карты (схемы для складывания фигур), шаблоны деревьев и цветов, цветная бумага для ксерокса, цветной картон, ножницы, клей – карандаш.

Ход занятия

I. Организационный момент

II. Вступительная беседа учителя

Ребята, чем мы занимались на последних занятиях?

(Оригами)

- Что такое оригами?

(Это искусство складывания бумаги)

- Где возникло это искусство?

А почему это искусство живёт до сих пор и любимо во всех странах мира, всеми людьми, даже вами?

А вам нравится заниматься оригами?

Что необходимо для работы?

- Какие поделки вы уже делали? (Собачку, котёнка, волка)

- А вы хотели бы продолжить заниматься оригами?

- Почему? (Потому что, это искусство развивает пальчики, а значит и мозг; потому что это интересно, с этими фигурками можно играть, сочинять про них стишки, загадки, сказки и т.д.)

III. Сообщение темы

- Ребята, а вы любите сказки?

Сегодня на занятии я предлагаю вам вспомнить одну замечательную английскую сказку, придумать своё продолжение и разыграть концовку сказки с помощью героев, фигурки которых вы сделаете сами, а декорации помогут сделать вам ребята из третьего класса. Мы снова будем работать в группах. Давайте разделимся по 6-7 человек. Задание для каждой группы лежит на парте.

(См. приложение 1)

- Малышам я предлагаю сделать поделку, животное. В честь этих животных названа английская сказка, их название является отгадкой на мою загадку:

Кто имеет пятачок,
Не зажатый в кулачок?
На ногах его копытца,
Ест и пьёт он из корытца.

(поросёнок)

- А как называется сказка? (“Три поросёнка”)

- Давайте вспомним эту сказку. (Ребята рассказывают её)

- И так, первоклассники будут делать поросят, а старшие ребята декорации к сказке, а вместе вам нужно будет придумать свою концовку или продолжение сказки. (Один из третьеклассников в каждой группе является консультантом. Его выбирают сами ребята, или назначает учитель. Консультант читает схему и делает фигурку поросёнка вместе с малышами, показывая и объясняя каждый этап складывания фигурки поросёнка. Остальные, старшие ребята, делают объёмные ёлочки, кустики, цветы, полянки для домиков, а домики может заготовить учитель, могут сделать дети)

Инструкционная карта для складывания детали туловища и головы смотрите в приложении.

IV. Показ образца учителем

V. Анализ образца

- Из чего выполнен поросёнок? (Из цветной бумаги)

- Сколько деталей нужно сложить для поросёнка? (Две)

- Какие? (Голова, туловище)

- Какие детали на голове? (Глазки, носик, ротик)

- Чем декорирован (украшен) поросёнок? (кепочка, рубашка)

- А чтобы ваша поделка была аккуратной, красивой необходимо выполнять работу чётко по инструкционной карте и следуя плану работы.

(План работы написан на доске, инструкционные карты лежат у каждого консультанта на парте)

План работы:

  1. Вспомните правила ТБ работы с ножницами. (Проговариваются всеми)
  2. Работа в группах.
  3. Физминутка. (См. приложение 1)
  4. Продолжение работы в группах.
  5. Выставка фигурок поросят.
  6. Обсуждение продолжения сказки в группах.
  7. Представление сказки.

VI. Выставка работ

Ученики выходят со своими фигурками поросят и декорациями к доске.

VII. Обсуждение продолжения сказки

VIII. Разыгрывание продолжения сказки “Три поросёнка”

На демонстрационный стол выставляются декорации для сказки. Выходят ребята каждой группы и рассказывают своё продолжение сказки.

IX. Итог занятия

Понравилось ли вам ребята занятие?

Чем понравилось?

Нравится ли вам ваше изделие?

Довольны ли вы своей работой?

Правильно ли была выбрана у вас бумага?

Какие трудности испытывали в работе?

Получилось ли у вас сотрудничество, т. е. работать вместе, дружно?

Приложение 2