Урок русского языка в 4-м классе "Правописание падежных окончаний у существительных в родительном падеже"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. формирование умения обосновывать написание безударных падежных окончаний имен существительных в родительном падеже, как с предлогами, так и без предлогов;
  2. развитие речи учащихся, активизация словестно-логического мышления, устойчивости внимания, интеллектуального развития за счет уровня инициативы и самостоятельности школьников в организации учебного процесса;
  3. воспитание товарищества, взаимопомощи, любви к русскому языку и природе.

Оборудование: картины зимы, карточки для индивидуальной работы, карточки со стихами, карточки для словарной работы.

Ход урока:

1. Организация класса.

  • Здравствуйте ребята. Вот вы сейчас сказали друг другу “здравствуйте”. Что вы этим говорите, желаете своим товарищам?
  • Здоровья, благополучия, хорошего настроения, успехов.
  • Нужно так поздороваться, чтобы слово шло от сердца, проникновенно, чувственно. Поздоровайтесь так друг с другом и пожелайте этот бесценный дар – здоровья.

На доске: (можно написать, а можно в виде карточек прикрепить и открывать их по ходу работы с классом)

  • Вопрос: Как следует проверять безударные окончания имен существительных?
  • Грамматика: У существительных можно определить: род число падеж склонение
  • Творчество: Темной ночью вьюга выла, И трещал мороз…

2. Орфографическая пятиминутка.

На доске: кружились в воздух?, на вершин? сосны, по лесной троп?, в морозной тишин?, упала с елк?, с верхушк? ел?

  • Прочитайте словосочетания
  • Какой темой можно объединить эти словосочетания? (Зима в лесу).
  • Посмотрите на картины, которые показывают красоту нашего зимнего леса.
  • Спишите данные словосочетания, определите склонение, падеж, выделите окончания.
  • Какие еще орфограммы встретились?
  • На какой вопрос отвечают существительные в родительном падеже?
  • Какие окончания имеют существительные в 1, 2, 3 склонении?

3. Словарная работа.

Анаграмма

И З А М
З М О О Р

  • Что объединяет эту группу слов?
  • Запишите эти слова в родительном падеже.
  • К слову мороз подобрать синоним, т.е. слово близкое по значению.(стужа, холод)
  • Их тоже записать в родительном падеже.
  • Докажите написание окончаний.
  • С какими предлогами лучше употреблять существительные в родительном падеже? (до, около, от)
  • Подберите имена прилагательные к данным существительным.(трескучий, лютый, сильный, сорокаградусный)
  • Закончите предложение
    От сильного мороза (трещат верхушки деревьев)
  • Разобрать данное предложение по членам.
  • Слово верхушки по составу.

4. Работа со стихотворениями.

Снегири.

Стынут ветки на морозе
У сосн? и ел?
Что за чудо? На березе
Яблоки поспели.
Подойду поближе к ней,
И глазам не верится:
Стайка алых снегирей
Облепила деревце.

  • Что за яблоки на березе?
  • Бывает ли такое?
  • Почему так решили?
  • Вставьте пропущенные окончания. Докажите правильность своего выбора.

Синица.

Все тропинки занесло,
Снег блестит, искрится,
Клювиком в мое стекло
Стукнула синица.
За окном повешу ей
Я кусочек сала,
Чтоб теплей и веселей
Бедной птах? стало.

  • Почему птицы зимой перебираются ближе к жилью человека?
  • Докажите мне, что автор любит природу.
  • И мы с вами тоже должны позаботиться о пернатых друзьях.
  • Вставьте пропущенную букву, докажите верность своего решения.

Новогодние деньки.

Новогодние деньки,
Снег морозный, колкий
Загорелись огоньки
На нарядной елке.
Шар качнулся расписной,
Бусы зазвенели,
Пахнет свежестью лесной
От смолистой ел?.

  • Какой самый веселый праздник отмечают в декабре?
  • Как готовятся к встрече нового года?
  • С первого стихотворения списать первое предложение, а из последнего - последнее. Вставить окончание и доказать верность своего решения.

5. Грамматическое задания по группам.

  • Как сказать правильно?

Я знаю много (песен, песнев)
Килограмм (слив, сливов)
У (рыбов, рыбей) нет зубов.(Правильно у рыб есть зубы)

6. Обобщение.

  • Какой теме был посвящен наш урок?
  • Над каким правилом работали?

7. Работа по учебнику. Самостоятельная работа.

Упражнение №192

8. Домашнее задание.

  • На доске есть рубрика “Творчество”. Нужно продолжить стихотворение.
  • А кому данное задание покажется трудным, можно выполнить упражнение №193