Использование ИКТ в начальной школе. Разработка урока по окружающему миру по теме "Погода и климат", 2-й класс, по программе "Школа-2100"

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


 

Цели урока:

  1. Научиться различать погоду и климат.
  2. Научиться описывать погоду и объяснять причины происходящих природных явлений.

Оборудование: термометры: уличный, комнатный, медицинский; веер, календарь погоды.

Ход урока

I. Актуализация знаний

Сообщение темы и цели урока (слайд №1)(Приложение 1)

Из данных слов: Солнце, климат, Земля , Луна, спутник, планета, звезда, погода, образуйте пары, связанные между собой по смыслу

А связаны ли между собой слова природа и климат?
Сегодня на урок е мы и выясним, как связаны между собой эти слова и научимся различать погоду и климат.

II. Создание проблемной ситуации

А теперь повторяем то, что знаем (слайд № 2)

  1. Чем отличается погода в разное время года?
  2. В какое время года Солнце поднимается на небе выше?
  3. Почему летом в тени теплее, чем зимой на солнечной стороне?

- В космосе царит холод более сильный, чем в морозилке. Все предметы, освещенные Солнцем, нагреваются. Почему же на поверх­ности Земли никогда не бывает так горячо, как, например, на Луне днем, и не бывает так холодно, как на Луне ночью?
(Потому что Земля окутана, как одеялом, мощной воздушной оболочкой – атмосферой ( слайд №4)

III. Совместное Открытие знаний

(Просматр слайдов 5-10)

- Догадайтесь, какие явления вы видите на иллюстрациях

Снег
Дождь
Облака
Ветер
Туман
Радуга

- Все эти явления называются атмосферными. Давайте разберемся в них.

IV. Объяснение нового материала.

Создание проблемной ситуации

Катя: Женя, ты что все время кутаешься?
Женя: Я совсем замерзла!
Катя: Да, что ты, ведь в комнате тепло
Чтобы не спорить, подумайте как определить тепло в комнате или нет? .

V. Самостоятельное добывание знаний

а) Чтение текста «Температура воздуха» (стр. 46).

Вопросы после чтения

Как называется прибор для измерения температуры воздуха?

  1. Какие виды термометров вы знаете?
  2. Для чего они используются?
  3. Как устроен термометр?
  4. -В каких единицах измеряется температура?-
  5. При какой температуре замерзает вода?
  6. Какую температуру называют положительной? Отрицательной
  7. Определите температуру воздуха в классе

б) Выполнение задания № 1 (стр. 47).

Физминутка

Поработали мы дружно, Дружно встанем, тихо сядем
Отдохнуть немного нужно. И закроем все глаза.

(Далее шепотом) Наступает, наступает, Наступает тишина.

Учитель проводит простейший опыт: показывает действия веера.
- Что вы почувствовали?

  1. Рассмотрите рисунок (стр. 46).(слайд11)
  2. Как Миша объяснил появление ветра?
  3. Чем отличается ветер в разные времена года?
  4. Говоря о ветре, мы чаще всего говорим о силе ветра и его направлении (слайд 12)

Физминутка

- Как образуются осадки?
- Я вам немного подскажу: снег и дождь выпадают на землю благодаря ей.

Проблемный вопрос: Как ветер и сила тяжести помогают воде путешествовать?

СКАЗКА о капельке (слайды14-19)

Выполнение заданий № 4 (стр. 48 ) (слайд№20)
Вывод: итак, давайте обобщим

VI. Первичное закрепление.

Карточка №2 ( слайд №21)

Выбери слова, которыми можно охарактеризовать погоду.
Большая, маленькая, холодная, теплая, жаркая, широкая, узкая, сухая, дождливая, сырая, короткая, длинная, солнечная, облачная, квадратная, круглая, спокойная, ветреная

VII. Характеристика погоды

- Используя знания, которые вы сегодня получили охарактеризуйте погоду сегодня, 15 ноября

а) - А сейчас я предлагаю вам проанализировать погоду за последние 10 лет ( слайд № 22)

- В каком году была самая высокая температура воздуха?

-Самая низкая?
-Каких дней было больше : ясных или пасмурных?

Вывод: Значит , в это время из года в год стоит ясная погода, температура воздуха примерно – 10 , осадки выпадают в виде снега.
Заполните таблицу №7 с. 49

Этот порядок обычных изменений погоды в течение года называется климатом

VIII. Итог урока: Итак, связаны ли погода и климат? Как?

IX. Домашняя работа: наблюдать за погодой и сделать вывод об основных чертах климата нашей местности

Литература:

  1. « Окружающий мир»Учебник-тетрадь для 2-го класса (1-4) «Наша планета Земля». Часть1. (авт.А.А.Вахрушев и др.) – М.: «Баласс», 2000.
  2. Детская Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006
  3. Т.А Никитенко « Сказка о капельке» - урок информационных технологий, 2006/2007 учебный год, Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»