Пение как процесс актерского перевоплощения. Взаимосвязь музыкальной интонации и слова

Разделы: Музыка


Пение мыслится, как процесс актерского “перевоплощения” по мысли К. С. Станиславского, а певческое интонирования – цель и средство создания вокально-сценического образа. В процессе вокально-сценического работы используется метод “действенного анализа”, расширяющий представление об играемом персонаже, о месте и времени действия, способствующий образному и техническому вокальному исполнению.

Для обеспечения продуктивности вокальной интерпретации музыки готовящегося спектакля необходимо теоретическая и практическая подготовка педагога – руководителя детского музыкального театра.

Сам педагог должен владеть умением образно-смысловой выразительности пения; показывать практически в своем исполнении сценическую функцию вокальной интонации; самостоятельно находить и показывать ребенку ключевую интонацию; интонационную сферу роли; интонационное зерно роли.

Развитие навыков пения должно сочетаться со школой переживания, сценической выразительностью пения, предполагающей обращение к воображению, фантазии образному мышлению ребенка. В этом случае интонация роли возникает как результат осознания действенных задач, вхождение в нужное физическое и психологическое состояние, самочувствие роли, переживания образа сценического состояния персонажа. Освоение вокальной музыки готовящегося музыкального спектакля необходимо сочетать с работой над индивидуальным вокальным репертуаром.

Необходимо уделять внимание работе над чистотой интонирования, хорошей дикцией, эмоциональной подачей певческого текста. Но главное в музыкально-сценической деятельности – создание художественного образа в процессе исполнения вокального сочинения, передача тончайших психологических нюансов психологического состояния, характера героя в пении. Для этого необходимо научить ребенка петь в штрихах легато, стаккато, нон-легато, научить пользоваться микстовым звучанием, развить умение петь фальцетом, уметь использовать грудной регистр в пении, иметь певческую форманту в голосе (полетный звук). Роль педагога руководителя детского музыкального театра заключается еще и в том, что бы развить умение петь в ансамбле: ритмическом, тембральном, дикционном, темповом и т.д. Особую значимость при этом приобретает владениями знаниями и навыками орфоэпии в пении.

Все вышеперечисленное означает, что освоение вокальной музыки готовящегося музыкального спектакля, а также работа над индивидуальным вокальным репертуаром – это, прежде всего создание вокально-сценического образа, где выразительность вокальной интонации рождается из понимания и представления действенного смысла музыки и участником музыкального театра и его руководителям.

В своей работе я ставлю цель - выявить творческие способности ребенка.

Но прежде чем посвятить ребенка музыке, принять его в детский музыкальный театр, я провожу с ним следующую работу. Читаю стихотворение.

“Без музыки не проживу и дня!
Она во мне. Она вокруг меня,
И в пенье птиц, и в шуме городов
В молчанье трав и в радуге цветов,
И в зареве рассвета над землей…
Она везде и вечный спутник мой”.

О. Гарджикасимов.

Затем слушаю “Тишину”, звуки, которые можно услышать на улице, в здании, дома, на прогулке и т.д. Выявляю характер звуков. Даю прослушать музыкальные произведения: классические, эстрадные, пьесы разного характера, придумываем название прослушанным произведениям, а затем сравниваем с названием композитора. Определяем разницу. Слушаем легкую и серьезную музыку. Предлагаю сочинять небольшие песенки. Предлагаю ответить на тесты и анкеты.

Тест на определение творческих способностей.

Вопрос. “ + ” “ - ”
1 Можно ли жить в неуютной скучной квартире?    
2 Не было ли желания рисовать под музыку?    
3 Любишь ли бывать в музее?    
4 Любишь ли любоваться пейзажем (закатом, восходом, картиной моря и т.д.).    
5 Надолго ли запоминается красивый пейзаж?    
6 Кажутся ли красивыми морские камни?    
7 Нравится ли одиночество?    
8 Нравятся ли новые знакомства?    
9 Какая цветовая гамма больше всего нравится?    
10 Музыку слушаешь раде развлечения?    
11 Нравится ли читать стихи под музыку?    
12 Приходилось ли сочинять песенки?    

10-12 очков - есть чувство красоты, свойственное натуре творческой, есть артистические наклонности.

8-10 очков - иногда, ребенок витает в облаках, но красота не безразлична, скорее всего, это человек - рационалист. Везде сочетает приятное с полезным.

Менее 8 очков - надо задуматься над таким ребенком. Вряд ли этого ребенка остановит красота восхода и заката.

Тест “Есть ли у вас фантазия?”

Вопрос. “ + ” “ - ”
1 Занимаешься ли ты рисованием?    
2 Часто ли ты грустишь?    
3 Когда рассказываешь что-либо, стараешься ли приукрасить рассказ вымышленными подробностями?    
4 Размашистый ли твой подчерк?    
5 Когда скучно, будишь ли ты рисовать одни и те же фигурки?    
6 Любишь ли писать письма - открытки?    
7 Снятся ли иногда тебе необычные сны?    
8 Представляешь ли себе место, в которое хочется попасть.    
9 Плачешь ли, когда смотришь фильм?    
10 Когда слушаешь музыку, возникают ли образы, связанные с мелодией?    

8-10 очков - буйная фантазия. Если ею воспользоваться умело, жизнь ребенка может стать гораздо богаче и принесет много радости.

6-8 очков - эта фантазия - не из слабых, и только от педагога зависит, суметь ли ее доразвить.

Менее 6 очков - ребенок – реалист, не витает в облаках, но не помешало бы почаще такого ребенка вовлекать в искусство.

Выполнить задание.

Представь человека, который не любит музыку.

  1. Какой он на вид?
  2. Какой у него характер?
  3. Какое у него настроение?

Посмотри на человечков.

  1. Кокой из них не любит музыку?
  2. Почему?

Один из человечков будет музыкантом. Дорисуйте инструмент, на котором он будет играть.

АНКЕТА.

  1. Что такое музыка? ____________________________________________
  2. Любите ли вы музыку? _______________________________________
  3. Как часто вы слушаете музыку? _______________________________
  4. Какую музыку предпочитаете? _________________________________
  5. Согласны ли вы с утверждением, будто музыка существует только для развлечения? _____________________________________________
  6. Где вы предпочитаете слушать музыку? ________________________
  7. Какие виды музыки знаете? ___________________________________
  8. Чем отличается легкая музыка от серьезной? ____________________
  9. Часто ли вы слушаете серьезную музыку? ______________________
  10. Какое впечатление производит на вас такая музыка? _____________
  11. Есть ли у вас дома кассеты с такой музыкой? __________________
  12. Бывали ли вы в оперном театре, в филармонии, на концертах классической музыки? _________________________________________

8-12 - Вы воспитанный человек.

5-8 - Вы на правильном пути, из вас выйдет культурный и воспитанный человек.

3-5 - Надо сейчас же приступить к работе над собой.

Литература: “Веселые уроки музыки” З.Н. Бугаева 2002 г.