Районное профессиональное объединение учителей экономики Котласского района Архангельской области

Разделы: Администрирование школы


Введение.

Миссией  предметной деятельности, экономического образования,    является воспитание экономически грамотных, подготовленных к успешной деятельности в различных сферах и отраслях хозяйства, инициативных и предприимчивых, уверенных в себе и своих возможностях школьников, молодёжи.

Преподаватели проводят ежегодно несколько семинаров, конференций, конкурсов, соревнований и слетов педагогов и учащихся, занимающихся по программам экономического образования в России.

Программы экономического образования   включают лекции и практические занятия, деловые и практические игры, моделирование и анализ экономических ситуаций, учебные дискуссии, конкурсы, соревнования, использование математических методов и ИКТ, практикумы, направленные на выработку практических навыков предпринимательской деятельности, решение экономических задач, многоуровневые тесты.  Предлагаемая информация – своеобразное обобщения опыта работы учителей экономики. Представленные практические материалы отражают сложившуюся в районе систему работы с детьми. Учителя являются мастерами своего дела. Преподают разнообразные предметы, тесно связанные с современной жизнью: право, экономику, обществознание. Раскрывают тайны истории северного народа на уроках. Постоянно расширяют свой кругозор. Ведут разработку уроков с использованием ИКТ. Учителями разработаны элективные курсы для предпрофильного и профильного обучения, получившие достаточно высокую оценку экспертной комиссии.

Информационная справка о районном профессиональном объединение учителей экономики, обзор методической работы и теоретическое обоснование темы.

Цели методического объединения экономического образования:

  1. Социальная адаптация учащихся к рыночным условиям современной России.
  2. Формирование функциональной экономической грамотности, рационального поведения участника рынка (потребителя и производителя) на основе максимального использования индивидуального опыта ребенка и его практической деятельности.
  3. Способствовать самоопределению и самореализации ученика, таким образом оказывать влияние на формирование экономической культуры как составляющей части культурного общечеловеческого богатства.
  4. Формировать профессиональной компетентности учителя экономики в работе с учащимися, родителями, фирмами, классным коллективом, через внедрения деятельностного подхода, в концепции модернизации образования.

Задачи работы районного методического объединения учителей экономики:

  1. Совершенствование методики преподавания экономики;
  2. Развитие, углубление и расширение знаний, умений и навыков, учащихся через внеклассную и внешкольную работу;
  3. Изучение учебно-методических комплектов нового поколения по экономики для основной и полной средней школы;
  4. Совершенствование умений и навыков учителя в решении усложнённых задач как залог успешной работы с одарёнными детьми.
  5. Информационные компетенции, умение пользоваться Интернет, владеть информационными технологиями.

Методическая тема районного экономического объединения:

Использование информационных технологий в преподавании экономических дисциплин”

Актуальность обусловлена:

Удовлетворением потребностей в информации.

Владеть информационными технологиями.

Раздел 1.

“Общие сведения об учителях”.

Информационная справка о районном профессиональном объединение учителей экономики.

Наше объединение организованно 1998 году.

Преподавание ведут восемь учителей из них двое – имеют высшую категорию, шесть учителей – первую категорию. Проанализировав структуру методического объединения с полной уверенностью можно сказать о том, что это небольшой сплоченный коллектив работает с основания РПО. Учителя своевременно повышают квалификацию. Выполняют после курсовые работы.

Учащиеся поступают в Вузы России на экономическое отделение (Санкт – Петербург Высшая школа экономики, Архангельский государственный технический университет, Вологодская сельхоз академия, Поморский университет, Киров Российский государственный гуманитарный университет, Московский институт бизнеса, Минск институт управления Российская таможенная академия Люберцы) Учителя Котласского района руководили практикой студенток Поморского университета.

Раздел 2.

“Результаты педагогической деятельности”

РЕЗУЛЬТАТЫ административной контрольной работы в форме ЕГЭ по предмету экономика( с 2003 по 2007 год)

  Количество Успеваемость Качество
2003г 199 93,9% 58,7%
2004г. 226 81,4% 54,9%
2005г.

2006г.

170

152

96%

96,06%

70%

57,9%

4 года подряд РПО экономика проводила административную районную контрольную работу. Регулярное проведение контрольной работы способствует выявлению одаренных детей, раскрытие интеллектуального потенциала современных школьников.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РАБОТЫ РПО УЧИТЕЛЕЙ ЭКОНОМИКИ

по предмету успеваемость средний % качество знаний средний %
экономика 100% 74-100%

экзамен

экзамен 9 класс 11 класс
По предмету экономика успеваемость 100%

качество знаний от 89-100%

Благодаря талантливым педагогам учащиеся района ежегодно участвуют в олимпиаде. Отбор проходит с начало внутри класса, затем в школьном туре. Далее районная олимпиада.

Районная олимпиада.

Количество учащихся год 9 класс 10 класс 11 класс результат
20 2004/2005 2 6 12 10 призовых мест
25 2005/2006 2 9 14 12 призовых мест
20 2006/2007 1 7 12 6 призовых мест
16 2007/2008 - 3 13 6 призовых мест

районная олимпиада состоит из двух туров: теоритический и практический. Теоретический в форме тестирования, что позволяет объективно оценить уровень усвоения учащимися основных понятий экономики. Практический представлен в форме экономических задач, в итоге можно оценить умения анализировать полученные результаты, умеют ли учащиеся производить финансовые расчеты. Подготовка ведется в каникулярное время, учителя индивидуально занимаются с детьми. Ребята заочно учатся МИФИ, а учителя оказывают им практическую помощь.

Областная олимпиада школьников.

Количество учащихся год 9 класс 10 класс 11 класс результат
1 2001 г     1 IV место
2 2005/2006   1 1 9 место
1 2006/2007     1 7 место

Раздел 3.

“Научно-методическая деятельность”.

Первая научно-практическая конференция секции экономика. Состоялась 15мая 2003году. Разработали положение и провели на районном уровне.

Количество учащихся год 9

класс

10

класс

11

класс

результат
4 2002/2003 1 2 1 Отмечался высокий уровень теоретического материала. Оформление рефератов. Весь материал графически обработан и представлен в экспериментальной части.

19 мая 2004год научно-практическая конференция секция экономика.

Количество учащихся год 9 класс 10 класс 11 класс результат
6 2003/2004 - - 6 Этот вид работы позволил учащемуся выработать и совершенствовать умения самостоятельно находить, изучать необходимые материалы по теме, планировать свою работу, излагать материал письменно в соответствии с планом, делать выводы, публично представлять свой реферат.

Февраль районная научно-практическая конференция “Юность. Наука. Культура” Секция экономика.

Количество учащихся год 9 класс 10 класс 11 класс результат
1 2004/2005 - - 1 Призовое место направлен реферат на областную конференцию.
2 2005/2006     2 Дети, научены, самостоятельно работать, с литературой, самостоятельно добывают знания, сформировали у учеников потребность к продолжению исследования темы.
9 2006/2007 - 4 5 2 призовых места рефераты отправлены на областную конференцию

Областная научно-практическая конференция “Юность Поморья”

Количество учащихся год 9 класс 10 класс 11 класс результат
1 2004/2005 - - 1 Диплом участника областной конференции
2 2006/2007 - 1 1 3 призовое место Диплом участника областной конференции

8 место Диплом участника областной конференции

Межрегиональный конкурс юношеских исследовательских работ им.М.В. Ломоносова

Количество учащихся год 9 класс 10 класс 11 класс результат
1 2005/2006 - - 1 Диплом участника областной конференции победитель I тура. Приглашение во второй тур Кенозерье.
1 2006/2007 - 1   Рецензия работы отмечены положительные стороны работы, умение ученика проводить, социологический опрос населения и обрабатывать результаты.

По данным, представленным результатам можно сделать вывод, что учителя подтвердили методическую тему 2006/2007года своего РПО “Интеллектуально-творческое развитие учащихся Как своеобразное обобщения знаний. Основная цель исследовательского подхода заключалась, чтобы научить школьника приобретать знания, делать выводы, исследуя предмет или явление, а затем использовать добытые знания и умения в жизни. Учитель, осуществляя научное руководство, реализует свой интеллектуальный и творческий потенциал, совершенствует педагогическое мастерство, контакт с детьми, интересующимися экономикой, становится плодотворным, а индивидуальная работа – эффективной. На сайте 1 сентября.ru “Открытый урок” опубликована работа Платун З.Я. в разделе “Портфолио” Фестиваль исследовательских и творческих работ. Повышение квалификации 2007/2008 уч.год годичные очные курсы “Школа педагога - исследователя” при ГОУ “АО ИППК РО” Федосеенкова Л.А.

Профильные класс. В 2006/2007 учебном году в МОУ “Савватиевская средняя общеобразовательная школа” открыли социально- экономический класс. Ученики проявили интерес к предмету, о чем свидетельствует качество знаний – 100% (учитель экономики Федосеенкова Л.А.)Предпрофильная подготовка класс посещал элективные курсы: “Бухгалтерский учет - финансовый язык бизнеса”, “Менеджмент”. Посещая занятия элективного курса “Основы экономики”, кружка SEED учащиеся приобрели навыки исследовательской работы. Проведенные публичная защита (в группах, индивидуально), общественный смотр знаний способствовали самовыражению личности старшеклассников, формировали навыки ораторского выступления, умение защищать свои исследования. Анализ успеваемости, результатов участия в предметных олимпиадах, конкурсах, в научно – практической конференции “Юность Поморья” показали высокую степень подготовленности и активности учеников профильных классов, хорошие знания по предмету.

год Количество человек Школьная олимпиада Районная олимпиада Районная конференция Областной конкурс “Родословие” Межрегиональный конкурс им Ломоносова Школьная конференция SEED Областная конференция SEED Областной конкурс “На планете семья”
2006 11 11 1 3 3 1     2
2007 10 10 1       3 3  

Таким образом, обучение старшеклассников в профильных классах социально-экономического направления, способствующее удовлетворению потребностей школьников. Доказано в научно-исследовательской работе Федосееенковой Л.А. работа находится у Катиновой Н.Б., методист кафедры теории и методики предмета ГОУ “АО ИППК РО”. Работа была представлена на областном семинаре учителей математике.

Региональный компонент Региональный компонент – часть государственного стандарта общего образования, обязательная для всех государственных, муниципальных учреждений Архангельской области, реализующих основные образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию. Способы реализации регионального компонента государственного стандарта общего образования Архангельской области: введение учебного предмета как предмета регионального компонента в учебный план образовательного учреждения (в настоящее время таким предметом является предмет “Экономика”); включение регионального компонента в содержание общеобразовательной программы по предмету федерального компонента инвариантной части базисного учебного плана с целью расширения и углубления общенаучных знаний, умений и навыков;

Урок ОПЗ. Важное место уделяется вопросам правовой защиты потребителей, формированию навыков самозащиты при покупке товаров, а также знакомству с органами, куда можно обратиться за помощью. Курс опирается на Законы "О защите прав потребителей" и "О рекламе", а также на учебник "Основы экономических знаний" И.Виноградова, Р.Кокорева и др. Учителя экономики Котласского района внедрили новый предмет в образовательные учреждения.

Раздел 4 “Внеурочная деятельность”

Факультативные занятия как форма обучения эти занятия призваны дать более глубокое изучение предмета всем желающим.

Элективные курсы Обучение,   по экономическим программам,    дает возможность  получить социально-экономические знания,  развить способности учащихся к предпринимательской деятельности в общеобразовательных школах. Тоже назначение и элективных    курсов    вводимых в процесс обучения по интересам   учащихся, в классах с углубленной подготовкой и профессионально-ориентированных классах, во внеклассной (внешкольной) работе, в учреждениях и программах дополнительного образования. Экономические программы являются важным связующим звеном между бизнесом, школой, семьей и обществом.

Кружки. Способствуют наилучшему развитию индивидуальных способностей учащихся. “SEED - Обучение через предпринимательство”

Шведская модель обучения через предпринимательство SEED.

SEED охватывает те же предметы и учебные курсы, которые входят в традиционную школьную систему. Это значит, что ученики, прошедшие обучение по этой модели, получат не меньше знаний, чем те которые занимались по стандартной программе. Основной принцип стимулировать учащихся к более самостоятельной работе, выполняя проекты, предполагающие взаимодействие с реальными компаниями. Регулярные контакты с компанией-ментором становится стержнем всей модели, позволяя учащимся соотносить теорию и практику и, благодаря этому, понять, для чего им нужны теоретические знания, получаемые в школе.

Школьная компания Одна из наиболее активных и привлекательных аспектов образовательных программ. Школьники получают опыт в области предпринимательства, в умении работать с людьми, правильно распределять функции между собой, чувствовать ответственность, генерировать идеи. Они участвуют в создании и управлении компанией, которая производит и реализовывает свою продукцию. Организуют рекламную кампанию, ведут финансовые документы, выплачивают заработную плату и ликвидируют компанию. Школьники имеют опыт создания производственной фирмы издательство газеты, (изготовления печенья, плетение из бисера, продажа открыток). Школьная компания состоит из учеников 10 классов. Перед преподавателем “Прикладной экономики” стояли задачи помочь старшеклассникам организовать компанию, разработать стратегию, научить применять законы бизнеса и экономической теории на практике, обучить основам маркетинга, направлять и контролировать деятельность компании.

Мастер-класс: Дедкова Любовь Алексеевна проводила не однократно семинары, решение экономических олимпиадных задач, задач по теме “Банк”, “Издержки”.

Раздел 5.

Результативность деятельности коллектива по распространению передового педагогического опыта:

- участие в областных конкурсах, семинарах;

- участие в проведении мероприятий районного уровня,

- участие в проведении областных семинарах международной программы SEED,

За период работы проведено 31 методическое заседание. В средствах массовой информации “Двинская Правда” вы можете прочитать об учителях и статьи, написанные ими 05/10/01(186); 21/01/05; 23/05/06 Красюкова И.В., Будеева И.Ф., Дедкова Л.А. “Вечерний Котлас” расскажет о самом классном руководителе Красюковой И.В. 2007г. Районная конференция “Юность Поморья”. На страничках Интернета можно поближе познакомиться учителями экономики Котласского района, с работами учителей, которые зарегистрированы в Центре Дистанционного Образования г. Архангельск Федосеенкова Л.А., Протасов А.Е.

Приложение 1

Приложение 2