Конспект занятия по психологии "Познаю мир"

Разделы: Школьная психологическая служба


Воспитанники детских домов, очень часто уходят с территории детского дома. Когда детям начинаешь задавать вопрос о том, зачем они ушли из д/д, часто они не могут дать конкретный ответ. Они называют следующие причины: просто захотелось погулять, посмотреть, что там нового, поссорился с детьми в группе и решил уйти, просто так, хотел найти своих родителей. Чаще эти дети возвращаются сами или на следующий день их привозит милиция. В нашем детском доме находятся умственно-отсталые дети, дети которые имеют диагноз – умеренную или тяжелую степень умственной отсталости. Дети с тяжелой умственной отсталостью из детского дома не уходят, а вот с воспитанниками, которые имеют диагноз умеренная умственная отсталость мы столкнулись с такой трудностью как самовольные уходы из д/д. Столкнувшись с такой проблемой в детском доме, я разработала коррекционную программу по профилактике самовольных уходов из детского дома. Которая состоит из трех основных этапов. 1 этап – направлен на развитие навыков коммуникативного общения, сплочение групп детей; 2 этап – направлен на разъяснение детям о жизни за территорией детского дома; и 3 этап – заключительный направлен на подведение итогов проделанной работы, подготовка к социализации личности.

Хочется представить одно из занятий из данной программы:

Тема: “Познаю мир”

Цель: сформировать у детей навыки коммуникативного общения, развивать эмоционально-волевую сферу, учить детей выражать эмоции и чувствовать эмоциональное состояние других людей.

Упражнение № 1 “Клубочек”

Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой интересующий его вопрос участнику игры (например: “Как тебя зовут, хочешь ли ты со мной дружить, что ты любишь, чего ты боишься?” и т.д.), тот ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой следующему игроку. Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что фигура похожа, многое узнают друг о друге, сплачиваются. Распутывается клубочек приятными пожеланиями друг другу.

Упражнение № 2 “Вредные привычки”

С детьми проводится беседа на тему “Вредные привычки”. План проведения беседы: Как вы считаете, что такое вредные привычки? Какие вредные привычки вы знаете? Давайте с вами сейчас каждый назовет свои вредные привычки. А теперь с помощью карандашей мы попробуем нарисовать свои вредные привычки. Все дети рисуют. Давайте с вами сейчас попробуем изобразить что вредные привычки могут сделать с нашим настроением?, с нашим телом?. Каждый ребенок называет свою вредную привычку и изображает, что она (вредная привычка) может сделать с ним. Затем психолог обсуждает с детьми нужны ли нам эти привычки?, как мы можем избавиться от них?. Предлагает детям различные способы избавления от вредных привычек. Затем психолог предлагает разорвать свои вредные привычки на мелкие кусочки, как бы избавляясь от этой привычки.

Упражнение № 3

Детям предлагается показать, с помощью мимики и жестов, как они читают книгу, загорают на песке, пьют горячий чай, прогуливают собаку, убираются в комнате, смотрят смешной мультфильм.

Далее предлагается показать походку: человека, который неудачно пнул кирпич;, человека, оказавшегося ночью в лесу; человека, у которого жмут ботинки;, человека, у которого заболела спина;, капризного ребенка, которого ведут за руку;, человека, у которого много неприятностей;

После, дети делятся на 2 – 3 подгруппы и сами придумывают танцы с использованием различных предметов: со шваброй, с веником, со стулом, с тазиком, с шариком.

Упражнение 4. Движение.

Воспитанники садятся на стул. Психолог произносит фразу “Поменяйтесь местами те, у кого светлые волосы”, в это время все учащиеся со светлыми волосами должны поменяться местами, а психолог должен успеть занять освободившийся стул. Оставшийся без стула становится ведущим.

Упражнение 5. Релаксация “Луг-лес-река-луг”

Закройте глаз, сядьте удобнее, руки положите свободно на колени. Слушайте только то, что я вам говорю. Сконцентрируйтесь на моем голосе. Сделайте три глубоких вдоха, вдыхайте и выдыхайте спокойно, не напрягаясь. Вдох носом, выдох ртом, губы при этом чуть приоткрыты. Вы слышите только мой голос. Посторонние мысли пролетают мимо. Уберите своего внутреннего критика, он не должен вам мешать слышать мой голос. Дыхание спокойное и размеренное, покой-покой-покой.

Представьте, что вместе с воздухом в грудную клетку попадает, частичками, “добрая” энергия. Чистая, светлая, теплая. С каждым вдохом ее больше, энергия – клубок желтых ниток. Почувствуйте ее тепло, почувствуйте тепло в груди, но ниточками проникает во все точки тела, эти лучики согревают своим теплом. Вам уютно, приятно, комфортно, тепло, вы отдыхаете. Вдох, выдох. Концентрируйтесь на выдохе.

А теперь представьте, что вы на лугу, залитом светом солнца. Смотрите, вслушивайтесь, что за звуки, почувствуйте запах, что это за запах. Цветы, какие они – цвет, форма, большие – маленькие – запах.

Идите, идите по лугу. Вы идете по дороге, что это за дорога – узкая – широкая, извилистая – пряма, что под ногами – трава – песок, - щебень – асфальт, что чувствуете. Лес – вы заходите в него. Запах, звуки, какие деревья?. Вы в лесу. Дорога, тропа выводит из леса. Вы у реки. Какая она - широкая – узкая, глубокая – мелкая. Вы входите в воду, холодная – теплая. Почувствуйте, что вы ощущаете. Переходите реку. Снова – луг. Какой это луг? Запах – цветы – ветерок. Что за аромат и свежесть… А теперь на счет три каждый откроет глаза. На счет три – раз, два, три – открыли глаза.

Упражнение 6. Подведение итога занятия.

Давайте вспомним чем мы с вами сегодня занимались? Что интересного было на занятии? Что вам больше всего понравилось?

После каждый участник должен погладить другого по плечу с приятными словами.