Методическая разработка урока "Какой характер у деревьев?"

Разделы: МХК и ИЗО


Тема: «Какой характер у деревьев?»

Цель: создание условий для нравственно-эстетического восприятия природы через   субъективное осознание причастности, эмоционально-ценностного взаимодействия, поиск неразрывной связи человека с природой.

Задачи:

  • развивать стремление к пониманию содержательной и ценностной стороны природы;
  • содействовать эстетическому отношению к действительности и искусству;
  • способствовать возрождению национальной культуры манси и ханты;
  • развивать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, абстрагирование; творческое и воссоздающее воображение;
  • развивать навыки художественного проектирования;
  • воспитывать любовь  к природе родного края; национальной культуре народов Севера.

Педагогическая технология: технология проектирования.

Оборудование:

  • ТСО:  
    • проектор multimedia,
    • магнитола,
    • электронный носитель с презентациями Microsoft  Office Power Paint ,
    • классическая  музыка для визуализации.
  • Наглядный и демонстративный материал:
    • Репродукции картин И.И. Шишкин «Дуб», И.Э. Грабарь «Рябинка».
    • Карточки: «древо Добра», «древо Зла»; по две карточки: «фотографии», «цветовая гамма», «символы».
    • Таблицы с возможными вариантами оформления веток деревьев и кустарников.
    • 5 листов формата А-2, клей.
    • У каждого учащегося лист формата А-4, акварель, кисти, ватные палочки.
    • В каждой микрогруппе заранее приготовлена краска из сгущенного молока.
    • Раздаточный наглядный  материал для творческих микрогрупп:
    • рисунки растения, бабочек; фотографии птицы, цепи, копий, стрел, проволоки; живой цветок;
    • рисунок стилизованного угорского костюма «Рябинка»;
    • репродукция картины «Сказка» (1911г.) И.И. Бродский;  фотографии деревьев;
    • информационная карта «С чем ассоциировались деревья у  угорских народов?»;
    • 9 карточек  с цветовой гаммой: желто-зеленый, краплак красный, бирюзовый, охра, лимонный, черный, серый с разной степенью насыщенности.

СТЕНОГРАММА УРОКА

Этап урока

Ход урока

Наглядный и демонстративный материал

Поэтапное использование информационных технологий.
Использование презентаций Microsoft  Office Power Paint.

Наглядный материал, используемый на уроке

Организационно-мотивационный этап

Мотивация

– Когда у вас плохое настроение, как вы его поднимаете?
– А может ли природа помочь этому? Как?

Визуализация

– Давайте, вместе попробуем поднять настроение – представим маленький уголок природы.
Займите самое удобное для вас положение… Выпрямите спину… Закройте глаза… Сосредоточьтесь на своем дыхании… Представьте, что вы в солнечном лесу… Солнце мягко играет своими лучиками по веткам могучих и маленьких деревьев, нежно-зеленых кустарников, золотистых цветов и мягкого влажного мха. Вообразите себя маленьким или большим зеленым деревцем, ваши руки легко играют с шалунишкой – ветром, ноги утопают в мягком, пушистом ковре зелени. Вокруг только что прошел дождь; на вашем теле, волосах, ногах играют блестящие капельки воды, переливаясь на солнышке... Почувствуйте запах … дождя, ..мокрой листвы, … цвета, музыку леса… Вам хорошо и уютно здесь и не хочется ухолить… Но Вы открываете глаза, но чувство уюта лесной природы остается с вами.
– Попробуйте описать, каким деревом вы представили себя. Почему?
(Например, . я считаю, что я похожа на «лиственницу», т.к. у меня постоянно меняется настроение, также как лиственница постоянно меняется – то есть хвоя, то «нет»; . я представила себя березой, так как я стройная и высокая как это дерево, мои волосы белые, цвет их похож на ствол белоснежной березы).

 Целеполагание.

– Как Вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
Сегодня на уроке мы поговорим о характере деревьев и изобразим древо: доброе или злое – на ваш выбор. А рисовать мы будем краской из сгущенного молока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №1, см. Приложение 1

 

Ценностно-ориентировочный этап

– Какие легенды угорских народов Вы знаете о деревьях?

 (Например, легенда о березе.
Было время... Люди забыли о доброте. Обманывают друг друга, черные мысли в их головах рождаются. Земля стонет, великий стон дошел до неба. Содрогнулась небесная девушка от ужаса, боль пронзила ее сердце, и не выдержало, рассыпалось. Кусочки его по земле разлетелись. Если в человека попадут, то он болеет, в дерево попадут – белеет. Так появилась на северной земле береза.)
– Когда-то, очень давно, в первые века нашей эры, в Древней Галлии, Ирландии, Британии в лесах жили многочисленные племена, и в этих племенах особую роль играла каста жрецов – друидов. К деревьям, также как и северяне, они относились как к живым существам,  и наделяли чертами живых людей. А потом они заметили, что и люди чем-то похожи на деревья.

Как вы думаете, чем деревья и человек похожи?  (У человека руки – это ветки деревьев, тело – ствол, ноги – корни, сердце у человека – сердцевина у дерева; человек и дерево растут, питаются, чувствуют боль).

Согласно европейским языческим представлениям, человек сотворен из деревьев. Жизнь людей таинственна и сокровенна, нежели принято думать, что у них есть душа.

Давайте поразмыслим: если бы дуб был человеком, то это какой бы был человек? (Твердый характером мужчина, сильный, мужественный, полон здоровья и оптимизма, любит одиночество).

Если бы рябина была человеком, то это какой бы был человек?

Общительная девушка, т.к. любит светло и растет в содружестве с другими деревьями;

любит менять наряды и привлекать к себе, т.к. весной  - красивые цветы, осенью – разного цвета ягоды;

добрая, не жадная, т.к. делится со всеми и своей красотой и плодами: с птицами, с людьми;

красивая, светолюбивая, среднего роста.

 

 

 

 

Слайд № 2, см. Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточки с предполагаемыми «характеристиками деревьев» располагаются после ответов детей к репродукциям картин:
«Дуб» И. Шишкин,
«Рябинка»
И. Грабарь
см. Приложение 2

Конструктивный этап

Поисковая  деятельность в  творческих микрогруппах

Класс делится  на пять  микрогрупп; в каждой группе присутствуют учащиеся с сильным, средним и низким уровнем обучаемости.

1 микрогруппа: определить цветовую гамму доброго и злого сказочного дерева (предлагаются цвета: краплак красный, лимонный, черный, серый, изумрудный, бирюзовый, желто-зеленый, сепия).
2 микрогруппа: определить символы – украшения доброго и злого сказочного дерева (предлагаются символы-украшения: цветок, растение, птица, плод, цепь, колючая проволока, стрелы, копья).
3 микрогруппа: определить костюм какого дерева изображен на рисунке
(предлагается стилизованный национальный костюм дерева «Рябинка», на нем присутствует мансийский орнамент рябины, узор саамов – птицы, обувь похожа на корни, волосы – на ветки, внешнее украшение – отражает внешний вид рябины).
4 микрогруппа: определить, какие по характеру деревья изображены на предложенных фотографиях (присутствуют добрые и злые деревья).
5 микрогруппа: определить, с чем ассоциировались деревья у угорских народов.

см. Приложение 3. Раздаточный наглядный  материал для творческих микрогрупп.

Слайд № 3, см. Приложение 1

На конструктивном этапе при защите творческих заданий представители каждой микрогруппы располагают карточки-ответы в соответствующую графу на доске:
  • «цветовая гамма, символы, фотографии древа добра»;
  • «цветовая гамма, символы,  фотографии древа зла»

см. Приложение 7

Практическая деятельность в  творческих микрогруппах

– Сейчас, Вы должны вспомнить, что мы говорили о характере деревьев, и каждый из Вас должен будет при помощи техники «поддувание» нарисовать «Свое» сказочное древо, то есть древо с таким характером, особенностями как у Вас. Затем, когда древо будет готово, Вы вырезаете контур своего дерева и помещаете его на лист ватмана А-2. В каждой микрогруппе получиться свой сказочный лес.

Объяснение техники поддувания:

– На кисть наберите краску того цвета, похожего на ваше сегодняшнее настроение – краски меньше, воды – больше. В основании альбомного листа поставьте кляксу. Возьмите лист руками и наклоните его. Раздувайте кляксу до тех пор, пока она не «превратиться» в ствол дерева.

Объяснение декора веток деревьев:

– Ветки декорируются при помощи рассмотренных ранее нами символов- украшений, либо вы придумываете свои: кольца, круги, капли, точки и т.д. Не забывайте, что ваш декор веток должен отражать характер дерева – доброе или злое.
Ветки декорируете при помощи краски из сгущенного молока. При высыхании такая краска приобретает блестящий глянцевый эффект.

см. Приложение 5. Технология приготовления краски из сгущенного молока.

При выполнении творческих работ  индивидуальная помощь учителем оказывается учащимся на местах.

Слайд № 4, см. Приложение 1

 

 

 

Слайд № 5, см. Приложение 1

 

 

 

 

 

см. Приложение 4

Оценочно-рефлексивный этап

Самооценка своей деятельности. Заполнение презентативных таблиц.    

Презентативный этап

Защита проекта получившегося сказочного леса каждой микрогруппой  проводится по презентативной таблице:
см. Приложение 6.  Презентативная таблица.
  Готовые проекты сказочного леса помещаются на рабочую доску.

Итоговый этап

Рефлексия

– Какое вы открытие для себя сегодня сделали?
– Что общего между человеком и деревом?

Шкала настроения

Согласно легендам у ханты и манси священным деревом считалась береза, на которой  в течение трех лет вела свое гнездо священная птица.  К этому дереву, отправляясь на охоту, угорские народы приносили дары для бога верхнего (небесного) мира Номи-Торума. Также на этом дереве ханты и манси, могли завязать лоскуток ткани и загадать желание, которое Номи-Торум обязательно выполнит.
Что в конце урока я и предлагаю сделать. В шкатулке находятся ленты разной цветовой гаммы (желтые, зеленые, синие, красные, черные). Выберите ленту того цвета, который отражает ваше настроение на данный момент времени и завяжите на это древо  и загадайте желание – оно у вас обязательно сбудется!

 

 

В качестве священного дерева на итоговом этапе используется  березовая ветка  с молодыми, едва распустившимися листьями. При анализе и самоанализе урока необходимо интерпретировать  выбранные цвета лент, помещенных на данное древо учащимися, по цветовому тесту Люшера.