Музыкальный урок-игра "Музыкальная шкатулка"

Разделы: Музыка


Как повысить в наш век интерес к знаниям? Как воспитать в ребятах желание знать всё больше и больше? Эти вопросы, бесспорно, волнуют каждого педагога. Отрадно, что на телевидении стали появляться интересные программы для развития ума, но их недостаточно. А потому считаю, что необходимо, используя различные формы, играть в эрудитов. Хочется видеть наших учащихся сообразительными и остроумными ребятами. Пусть они проявят свой талант и свои знания в области музыки.

“Ее величество Игра!” - уважительно говорит выдающийся российский педагог, талантливый разработчик теории игровой педагогики профессор Сталь Анатольевич Шмак, характеризуя ее как “вечный двигатель” творчества, источник самопознания, самовыражения, видел в игре своеобразное “поле чудес”, на котором должна строится методика эффективной организации детского досуга и воспитания.

Музыкальная игра проходит в нашей школе уже не первый раз. Её можно проводить во время школьной предметной декады, по завершению темы полугодия или года. В этой статье предлагаю пример музыкальной игры “Старинная шкатулка ” на тему “Музыка вокруг ” для учащихся 7-ых классов.

Цели и задачи:

  • Расширить представления о музыкальных инструментах, песнях, композиторах;
  • побудить учащихся к самостоятельному приобретению знаний в области музыки; помочь проявить собственную эрудицию и сообразительность, а так же творческие способности;
  • способствовать формированию духовной культуры школьников, воспитанию коммуникативных качеств личности;
  • формирование лидерских качеств, организаторских умений, освоение ролей ведущего, ассистента, члена жюри и др.;

План - конспект урока

Тема урока Урок-игра “Музыкальная шкатулка”.
Методическая цель

Демонстрация нетрадиционных методов обобщения материала по школьному курсу предмета “Музыка”.

Образовательные цели

Систематизировать, закрепить и проверить знания учащихся по школьному курсу музыки.

Развивающие цели

- Закрепить полученные знания, умения и навыки в познавательной игре “Музыкальная шкатулка”.

- Дать возможность учащимся проявить свои творческие способности в игре.

- Вызвать интерес к предмету и показать неразрывную связь музыки с литературой.

Воспитательные цели - Научить творчески и логически думать.

- Расширить область знаний у учащихся по предмету.

- Способствовать сплочению учащихся через честную игру, привить уважение к сопернику.

Тип урока Повторительно-обобщающий.
Методы обучения

Рассказ, самостоятельная работа, игра-викторина, “Поле чудес”, лото, “музыкальная угадай-ка”, “Брейн-ринг”.

Формы организации урока Индивидуальная, групповая.
Уровни усвоения II, III
Межпредметная связь Математика, история, география, литература.
Домашнее задание

ЗАДАНИЕ : Если б ты был композитором, какие средства музыкальные использовал для написания музыки на стихи Хлебникова .

Прочитай стихотворение Велимира Хлебникова.

Какие вопросы ты бы задал автору, что тебе непонятно? Попробуй сам себе объяснить.

Если бы ты бы композитором, то какие интонации использовал в своей музыке? Почему?

Какую символику ты угадываешь в тексте, какую музыкальную форму ты бы выбрал, почему ?

Подробнее охарактеризуй интонационное развитие твоего музыкального образа, драматургию, поясни инструментовку, и т. д.

Какие художествненные и жизненные ассоциации возникают у тебя, читая это стихотворение?

Облакини плыли и рыдали
Над высокими далями далей,
Облакини сени кидали
Над печальными далями далей.
Облакини сени роняли
Над печальными далями далей…
Облакини плыли и рыдали
Над высокими далями далей.

Позиции для оценивания

  • Анализ, Ход рассуждения, Аргументация 2 балла
  • Структурный проект (чувство целого) Композиционные навыки. Многообразие детальной разработки 2 балла
  • авторское прочтение, оригинальность, метафоричность высказывания (текст на текст) 4 балла

Каждая характеристика отмечается по двухбальной системе: 0, 1, 2

Абсолютное число баллов по этому показателю: 12.

Эталон – ОРИЕНТИР:

Когда я читаю это стихотворение, то чувствую печаль. Оно как колыбельная и немного похоже на молитву. Слова как будто светлые слезы стекают, обволакивают. Меня заинтересовало слово облакини. Я не слышал такого раньше и возник вопрос: “А почему Хлебников написал не облака, а облакини?”. Мне это напомнило; берегинии, богини, княгини, монахини. Вспомнились образы княгини Ольги, Ярославны, ее плач в опере “Князь Игорь”.

Когда всмотрелся в стихотворение, в его построение, то увидел, что оно зеркально и напоминает круг. Это словно оберег вокруг земли, вытканный из молитв великих святых, они и оплакивают нашу грешную землю и пытаются оберечь ее от гибели.

Если б я был композитором, то использовал бы колыбельные интонации, монотонную мелодию, струнную группу симфонического оркестра, женский хор, но не с этими словами, а с молитвой, а может быть – вокализ. Форму или одночастную или рондо , можно и трехчастную, но обязательно , чтоб музыка “закруглилась” и растаяла в пространстве. А если б рисовал, то в облачных силуэтах вписал бы иконы и лицо своей бабушки, потому что она была святая.

ХОД УРОКА

1. Организационный этап.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я вижу, что настроение у вас хорошее, все готовы к уроку и можно начинать наш урок. Сегодня для нас с вами он не совсем обычный. Дело в том, что у нас сегодня есть возможность помечтать и осуществить наши мечты в реальность.

Каждый из вас, наверно, мечтал стать участником какой-нибудь популярной телевизионной игры. Так вот сегодня ваши мечтания приобретают реальность. На уроке каждый из вас станет участником сразу нескольких передач. От вас требуется только одно, чтобы вы были внимательны.

Итак, добро пожаловать на игру “Музыкальная шкатулка”!

Так как эта игра проходит в рамках урока “Музыки”, то, я думаю, вы догадались, что нам с вами понадобится все то, что связано с музыкой, весь тот багаж знаний и умений, который вы приобрели на уроках “Музыки”.

2. Правила игры.

Действующие лица: ведущий, команда “знатоков”, команда “телезрителей”. Учитель выступает в роли ведущего, выбирает команду “знатоков” (5-6 человек), остальные учащиеся выступают в роли “телезрителей”, участвуют в игре и комментируют вопросы. Учащиеся, самостоятельно подготовившие вопросы, включённые в игру, также занимают места среди “телезрителей”.

Вступительное слово ведущего: Как-то один из выдающихся гитаристов прошлого века сравнил музыкальные инструменты с островами в океане музыки. Он считал своим островом гитару. Я буду счастлива, если наша сегодняшняя встреча поможет вам не только хорошо ориентироваться в этом море и островах, но и найти свой остров в океане звуков.

А теперь я попрошу команду знатоков занять свои места за игровым столом.

(Музыкальная заставка))

Ведущий: Уважаемые знатоки, напоминаю вам, что на игровом поле разложены 12 конвертов с вопросами от наших “телезрителей”. За один правильный ответ команда получает 1 балл. Счёт идёт до 6 баллов. Выберите капитана команды.

Итак, начинаем игру!

(Музыкальная заставка, который в дальнейшем будет звучать перед каждым туром. Капитан команды вращает волчок и выбирает один из конвертов).

Первый тур.

Вопрос и ответ песней. Представленные музыкальные вопросы. Главное – ответ также должен быть из песни.

  1. Куда уехал цирк?
  2. Когда весна придет?
  3. С чего начинается Родина?
  4. Когда уйдем со школьного двора?
  5. Где это было? Когда это было?

Второй тур.

Вопрос: Изготовлением какого музыкального инструмента прославилась семья итальянских мастеров по фамилии Страдивари?

Ответ: Скрипка.

Третий тур.

“Фигурки” - задание на одушевление формы.

Предлагаются 2 фигурки, имитирующие людей. Одна - с поднятой головой, вторая - с опущенной.

Фигурки поставлены “лицом” друг к другу.

Вопрос: Что с ними происходит?

  • Отсутствие объяснения –0 баллов
  • Констатация: один смотрит вверх, другой – вниз. – 1 балл
  • Минимальное прочтение поз фигурок, как человеческих взаимоотношений: обиделся один на другого, поссорились –2 балла.

Четвертый тур.

Узнай песню по описанию.

По предложенному описанию команда, заполняя свою карточку, отвечают ответы под номером 1 , 2 и т. д.

1. Песня о длительном путешествии маленькой девочки в головном уборе

2.Песня о стране, где можно встретить жар-птицу и золотого коня

3. Песня о существе, которого каждая дворняжка знает

4. Песня о городе, куда не едут поезда и е летят самолеты

5. Песня об одинокой красавице

6. Песня об одинокой пловчихе с дудкой

Ответы:

1 “Если долго-долго – долго….”

2 “Маленькая страна”.

3 “Теперь я Чебурашка…”

4 “Мальчик хочет в Тамбов…”

5 “Во поле березка стояла…”

6 “А я воду войду…”

Пятый тур.

К какому виду музыкального искусства относятся:

  1. Борис Годунов а/ симфония
  2. “Кориолан” Бетховена б/ балет
  3. “Петрушка” И.Стравинского в/ опера
  4. Чипполино А.Хачатуряна г/ инструментальные миниатюры
  5. Вальсы Ф.Шопена
  6. “Юпитер” В.А.Моцарта
 

1/в
2/а
3/б
4/б
5/г
6/а

Шестой тур.

Храбрые портные”

На материале английской песни в переводе двух авторов Чуковского и Маршака + 2 музыкальных фрагмента (маршевый и песенный, арпеджированные формы движения) + 3 графических рисунка-символа:

Задание: Ответь, какая музыка и какой рисунок соответствует каждому из стихотворений? (Один рисунок здесь лишний)

Маршак: Чуковский:
Однажды двадцать пять портных
Вступили в бой с улиткой,
В руках у каждого из них
Была иголка с ниткой
Но еле ноги унесли,
Спасаясь от врага,
Когда увидели они
Улиткины рога.
Наши-то портные
Храбрые какие:
“Не боимся мы зверей,
Ни волков, ни медведей!”
А как вышли за калитку,
Да увидели улитку-
Испугалися, разбежалися…
Вот они какие, храбрые портные

Седьмой тур.

Ведущий: Внимание! Внесите “чёрный ящик”! (Под музыку вносят “чёрный ящик”. В нём находятся следующие предметы: расчёска, папиросная бумага, жестяная баночка, несколько горошин, 2 крышки от кастрюль, 2 деревянные ложки). Уважаемые знатоки, вам необходимо в течение 1 минуты соорудить самодельные музыкальные инструменты и продемонстрировать звучание “оркестра”.

Ответ: знатоки демонстрируют звучание “оркестра” - ложек, погремушек, тарелок, губной гармошки.

Восьмой тур.

Вопрос-задание

Эталон

Назовите авторов предложенных произведений:

1/ Богатырская симфония а/ Шопен

2/ Жаворонок б/ Бородин

3/ балет “Петрушка” в/ Балакирев

4/ опера Иван Сусанин г/ Стравинский

5/ Ноктюрн

6/ опера Руслан и Людмила

1/б

2/в, г

3/д

4/г

5/а

6/г

7/б

Девятый тур.

Ведущий: За одну минуту вам нужно вписать в рамочки названия музыкальных инструментов, на которых играли герои книг и сказок.

Ответ: Орфей играл на кифаре, Лель – на свирели, Баян и Садко - на гуслях, Шерлок Холмс – на

Десятый тур.

Задание на проверку эмпатии, механизма включения эстетического восприятия, оживления формы через эмоционально-образный смысл.

1. Кубики – на одушевление абстрактной формы, придание ей характера по аналогии с человеком. Задание проводится в форме игры с замещениями:

“Идет один большой кубик, а навстречу ему маленький. Что сказал каждый из них. Поговори за них. О чем они могут говорить?

Оценка: умение учитывать особенности формы кубиков, (длинные – весла продолговатые цилиндрические – часть ворот и т.д.)

  • Умение одушевить, говорить соответствующими голосами.- 1 балл.
  • Близость замещения и одушевления к форме стимула - 1 балл.
  • Целостный набор качеств – 2 балла.

Одиннадцатый тур.

Назовите авторов предложенных произведений:

1/ Богатырская симфония а/ Шопен

2/ Жаворонок б/ Бородин

3/ балет “Петрушка” в/ Балакирев

4/ опера Иван Сусанин г/ Стравинский

5/ Ноктюрн

6/ опера Руслан и Людмила

1/б

2/в, г

3/д

4/г

5/а

6/г

7/б

Двенадцатый тур. Домашнее задание.