Предупреждения правонарушений как особый вид социальной работы с несовершеннолетними

Разделы: Социальная педагогика


Система мер и средств, направленных на предупреждение правонарушений несовершеннолетних, базируется на мероприятиях общесоциального характера, призванных обеспечить повышение материального благосостояния, культурного уровня и сознательности трудящихся. приложение 1, приложение 2.

Как часть общей системы предупреждения правонарушений она обладает весьма существенными особенностями. Наличие этих особенностей определяется спецификой правового и фактического положения несовершеннолетних как социально-возрастной группы общества, находящейся на стадии интенсивного развития и формирования. Спецификой рассмотренных выше причин правонарушений, а также личных качеств несовершеннолетних правонарушителей.

Сложность данной системы предупреждения правонарушений, ее многоуровневый и разнонаправленный характер вызывают необходимость рассматривать профилактические меры по разным основаниям: масштабу применения, содержанию самих мер, их правовой характеристики, моменту начала профилактической деятельности. Наиболее перспективной, применительно к предупреждению правонарушений несовершеннолетних и практически значимой представляется классификация по моменту начала профилактической деятельности и связанным с этим задачам. Такая классификация позволяет выделять совокупность частных задач, решаемых во взаимодействии с общими задачами, определять последовательность их реализации, характеризовать всю систему предупреждения через взаимосвязанные и взаимоподчиненные звенья. Она делает возможным более правильно определять иерархию органов и применяемых ими профилактических средств.

С этой точки зрения в системе предупреждения правонарушений несовершеннолетних можно выделить.

1) раннюю профилактику, направленную на установление обстоятельств, отрицательно влияющих на формирование личность несовершеннолетних и предотвращение их перехода на преступный путь;
2) установление обстоятельств, уже повлекших совершение конкретных правонарушений несовершеннолетних;
3) предупреждение рецидива.

На всех этих уровнях предупреждения правонарушений осуществляется применительно к основным сферам воспитания несовершеннолетних с помощью специфических, характерных для органов, участвующих в этой деятельности, средств и методов. Речь идет главным образом о целенаправленной работе по установлению недостатков в области семейного, школьного, трудового воспитания несовершеннолетних, организации их досуга, а также по повышению эффективности органов, ведущих борьбу с правонарушениями подростков. Приложение 3

В деятельности по предупреждению правонарушений несовершеннолетних центр тяжести переносится на раннюю профилактику. Ее значение определяется тем, что при правильной организации она более эффективна и экономична по сравнению с другими уровнями профилактической деятельности, так как направлена на предотвращение или устранение относительно слабых антиобщественных изменений личности подростков, не ставших еще устойчивыми. При условии своевременного проведения она может дать значительные положительные результаты и тем самым исключить необходимость применения более строгих мер, в том числе и уголовно-правового характера. “В профилактической деятельности с конкретным человеком, - как правильно отмечает Г. А. Аванесов, - важно не упустить именно время. Как раз на ранней стадии, когда личность еще не приобрела устойчивых взглядов и привычек, может быть, легче достигнут успех”. Если же меры ранней профилактики окажутся недостаточными, то они могут быть восполнены мерами другого уровня, так как для этого остается определенный резерв времени.

Раннюю профилактику, на наш взгляд, можно определить как совокупность мер, осуществляемых государственными органами и существенными организациями, с тем чтобы:

1) оздоровить условия жизни и воспитания несовершеннолетних в случаях, когда ситуация угрожает их нормальному развитию;
2) пресечь и установить действия источников антиобщественного влияния;
3) воздействовать на несовершеннолетних, допускающих отклонения в поведении таким образом, чтобы не дать закрепиться антиобщественным взглядам и привычкам.

Основными направлениями ранней профилактики являются.

1. Выявление и установление неблагополучных условий жизни и воспитания еще до того, как они отразились на поведении, формировании взглядов конкретных подростков. Предмет профилактики здесь - окружающая подростка семейно-бытовая и трудовая (учебная), и среда досуга, а содержание составляют меры, направленные: приложение 4

-на компенсацию недостатков воспитания подростков в семье, оказание государственной и общественной помощи нуждающимся в ней (установление опеки и попечительства, направление в детский дом, школу-интернат):

- на осуществление контроля за соблюдением запретительных и ограничительных мер, призванных обеспечить интересы правильного
развития подростков (ограничение пребывания их в вечернее время в общественных местах, запрет продажи табачных изделий и спиртных напитков несовершеннолетним и т. д.); на то, чтобы предотвратить формирование контингентов с ослабленными
позитивными социальными связями;

- на устранение недостатков и нарушений в деятельности органов, занимающихся обучением, воспитанием, охраной прав и интересов несовершеннолетних;

- на организацию правовой и педагогической пропаганды среди лиц, воспитывающих детей и подростков;

2) выявление и устранение (нейтрализация) источников отрицательных влияний на подростков, могущих сформировать антиобщественную позицию личности и способствовать совершению преступлений.

Это направление предполагает:

- применение мер по оздоровлению неблагополучных условий семейного воспитания подростка с помощью различных мер воздействия к его родителям;

- изъятие подростков из отрицательно воздействующей на подростка обстановки;

- применение предусмотренных законом мер к лицам, вовлекающим подростков в пьянство, и иную антиобщественную деятельность;

3) оказание сдерживающего и корректирующего воздействия на подростков с социально отклоняющимся поведением.

Причем могут быть выделены меры: воздействия на подростков, антиобщественные взгляды которых еще не укрепились и проявляются в совершении отдельных малозначительных проступков.

Цель их применения не дать закрепиться антиобщественным взглядам и привычкам; воздействия, применяемые к подросткам с достаточно выраженной антиобщественной позицией личности, совершающим правонарушения, не носящие преступного характера. Их цель - не дать возможности реализоваться в преступление антиобщественной позиции личности;

4) здесь наряду с оказанием, в случае необходимости, помощи подростку, попавшему в неблагоприятные условия семейного воспитания, вплоть до изъятия из отрицательной среды и направления в детский дом, школу-интернат и т. д., возможно применение конкретных мер по организации контроля за его поведением и индивидуальной воспитательно-профилактической работы (постановка на учет и инспекцию по делам несовершеннолетних, назначение шефа, общественного воспитателя и т. д.). Сюда же относится и применение различных мер воздействия (общественных, административных, гражданско-правовых, принудительных мер воспитательного характера) к подросткам, допускающим правонарушения.

Меры ранней профилактики могут применяться как на индивидуальном (в отношении конкретных подростков, их родителей и т. д.), так и на общем уровне (в масштабе определенной территории, в отношении определенных контингентов несовершеннолетних и их родителей и т.д.).

При решении вопроса о необходимости применения мер ранней профилактики - используют метод прогнозирования, основанный на изменении особенностей личности несовершеннолетних правонарушителей и обстоятельств, обуславливающих совершение правонарушений. приложение 5 Анализ статистических данных, многочисленные криминологические исследования позволили выделить ряд признаков, имеющих общий характер свидетельствующих о серьезных отклонениях в формировании личности, на основании которых можно определить возможность перехода подростка на преступный путь. Однако основанием для применения тех или иных мер в отношении конкретных подростков могут быть не предпочтения о возможном | совершении или в будущем преступления, а реальные антиобщественные поступки о правонарушения. Причем характер мер определяется фактически содеянным проступком несовершеннолетнего, а не прогнозом его возможного неведения.

В отличие от ранней профилактики второй уровень предупреждения заключается в установлении обстоятельств, уже повлекших совершение правонарушений несовершеннолетними, с тем, чтобы исключить возможность совершения преступлений, как этими подростками, так и другими несовершеннолетними, находящимися под воздействием тех же отрицательных влияний.

Сюда относятся:

- своевременное пресечение противоправной деятельности и недопущение возможности ее продолжения, выбор правильных мер пресечения;

- обеспечение воспитательно-профилактического воздействия при судебном разбирательстве дел о преступлениях несовершеннолетних; приложение 6.

- применение наказания, обеспечивающего исправление и перевоспитание несовершеннолетних правонарушителей;

- принятие мер к лицам, вовлекающим несовершеннолетних в преступную деятельность, злостно не выполняющим обязанностей по воспитанию детей;

- устранение причин и условий, способствовавших совершению правонарушений путем внесения представлений, частных определений, правовой пропаганды и иных как процессуальных, так и не процессуальных средств.

Третий уровень предупреждения направлен на борьбу с повторными правонарушениями несовершеннолетних.

Он включает меры:

1) по исправлению и перевоспитанию несовершеннолетних правонарушителей;

2) по пресечению источников отрицательного влияния в семье и бытовом окружении подростков, совершавших ранее правонарушения;

На данном уровне важное место принадлежит организации и проведению правовой пропаганды.

В организационном отношении системы предупреждения правонарушений несовершеннолетних является специализация органов ее осуществляющих.

Говоря о специализации, мы имеем в виду функционирование органов, служб, отдельных должностных лиц, на которые возложена организация борьбы с безнадзорностью, правонарушениями несовершеннолетних.

Они наделены определенными правомочиями, в своей деятельности используют специфические формы и методы, учитывающие особенности психологии, правового и фактического положения этой социально правовой группы, обладают достаточно широким комплексом мер воздействия не только на самих несовершеннолетних, но и лиц, обязанных заниматься воспитанием.

Специализация осуществляется применительно ко всем уровням предупреждения правонарушений несовершеннолетних, однако степень ее может быть различной.

Среди субъектов, осуществляющих предупреждение правонарушения несовершеннолетних, можно выделить:

1) органы, для которых борьба с правонарушениями несовершеннолетних является основной функцией их деятельности (комиссии и инспекции по делам несовершеннолетних, специальные учебно-воспитательные учреждения, приемники- распределители, воспитательно-трудовые колонии);

2) правоохранительные органы (прокуратура, министерства внутренних дел, суды), решающие профилактические задачи в ходе осуществления более широкой в целом деятельности по борьбе с преступность. Для них характерно выделение специализированных служб, отдельных должностных лиц, занимающихся проблемами борьбы с преступлениями несовершеннолетних;

3) органы, которые выполняют профилактические функции наряду с основной своей деятельностью по обучению, воспитанию и охране прав несовершеннолетних (школы, профтехучилища, предприятия, органы опеки и попечительства, общественные организации).

В зависимости от стоящих перед ними задач и объема полномочий названные субъекты в разной степени и применительно к различным уровням участвуют в предупреждении правонарушений несовершеннолетних. Органы прокуратуры, милиция, суды участвуют практически на всех уровнях борьбы с правонарушениями среди детей и подростков. Комиссии по делам несовершеннолетних, являясь основным звеном, осуществляющим раннюю профилактику, одновременно участвуют и в предупреждении повторных правонарушений, оказывая, например, необходимую помощь в устройстве и контролируя поведение несовершеннолетних, отбывающих наказание. Рассмотрение этими комиссиями в соответствии с действующими положениями дел о преступлениях несовершеннолетних, не представляющей большой общественной опасности, наряду с решением ряда задач ранней профилактики одновременно направлено на устранение обстоятельств, уже повлекших совершение преступлений подростками.

Деятельность инспекции по делам несовершеннолетних также носит многоуровневый характер: наряду с ранней профилактикой они контролируют поведение подростков, осужденных к мерам наказания, не связанных с лишением свободы (условно досрочно освобожденных и вернувшихся из воспитательно-трудовых колоний после отбытия наказаний и т. д.)

Среди субъектов, осуществляющих предупреждение правонарушений несовершеннолетних, особое место принадлежит органам, выполняющим профилактические функции наряду с основной деятельностью по обучению, воспитанию и охране прав несовершеннолетних. Круг этих органов широк: школы, профтехучилища, предприятия, органы опеки и попечительства, в этой связи необходимо как четкое разграничение функций каждой государственной или общественной организации, так и координация их деятельности, с тем, чтобы не допустить параллелизма и дублирования, смешивания функций и подмену одних органов другими, направить их деятельность на решение наиболее важных в данный момент задач. Все это возможно лишь при четкой организации деятельности всех субъектов, осуществляющих предупреждение правонарушений несовершеннолетних. Особенно важно представляется организация координации в области ранней профилактики. Это вызвано тем, что ее осуществляет широкий круг органов, большинство из которых не находится в подчинении друг у друга, а лишь связано функционально — как субъекты ранней профилактической деятельности.

Кроме того, практически все органы ранней профилактики, даже специализированные, как инспекции и комиссии по делам несовершеннолетних, занимаются комплексов вопросов, далеко выходящих за пределы ранней профилактики. Это в свою очередь требует строгого определения границ координации, четкой работы единого координирующего центра. Такими центрами в области ранней профилактики являются комиссии по делам несовершеннолетних, организующая роль которых в этой области закреплена нормативно. Задачи, стоящие перед комиссиями, широта их полномочий, межведомственный характер, представительность состава, положение в системе.

Основной формой координационной деятельности в целом на всех уровнях предупреждения правонарушений несовершеннолетних является разработка комплексных реагированных планов профилактики, контроля за их претворение в жизнь. Именно в ходе такого планирования объединяются и координируются в борьбе с правонарушениями “усилия партийных, государственных, общественных организаций, трудовых коллективов, семьи и школы” определяются основные направления профилактической деятельности; формируются конечные и промежуточные задачи, определяются органы и средства, используемые для их решения, формы взаимодействия и контроля за исполнением планируемых мероприятий, предполагаемые результаты.

Таким образом, предупреждение и искоренение детской безнадзорности и преступности несовершеннолетних — важная задача, успешное решение которой требует совместных усилий правоохранительных органов, общественных организаций, школы и семьи.

Меры предупреждения детской преступности и безнадзорности, несовершеннолетних должны быть направлены не на то, чтобы выждать, когда дети и подростки, оступившись или попав под дурное влияние, совершат проступки, которые могут перерасти в преступления, а на то чтобы уберечь их от действий начальной стадии, предупредив тем самым совершение преступления. Вопросом предупреждения правонарушений несовершеннолетних, ранней профилактики в настоящее время должно уделяться большое внимание.

Рекомендации по социальной работе с несовершеннолетними правонарушителями

Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями должна опираться на следующие принципы:

  1. Принцип комплексного подхода к диагностике и реализации потенциальных возможностей детей в обучении и воспитании.
  2. Принцип индивидуализации и, вместе с тем, дифференциации подходов к обучению и воспитанию детей с проблемами в обучении.
  3. Принцип вариантности в выборе форм организации обучения и воспитания детей данной категории.
  4. Принцип ранней медико-психолого-педагогической диагностики и коррекции нарушенных психофизиологических функций детей и проявлений социальной дезадаптации, являющихся основными причинами затруднений в обучении.
  5. Принцип коррекционной направленности обучения и воспитания.
  6. Принцип направленности системы обучения и воспитания на сохранение и развитие здоровья детей приложение 7.
  7. Принцип соблюдения прав детей и подростков, социального патронирования нуждающихся в особом внимании.

В этой связи социальный работник:

  1. Должен осуществлять практическую психолого-педагогическую реабилитации детей группы риска; приложение 8;
  2. Способствовать преодолению явлений школьной и социальной дезадаптации, развитие познавательного интереса;
  3. Разрабатывать, апробировать и внедрять новые подходы к учебно-воспитательному процессу;
  4. Содействовать становлению индивидуальности и творческого отношения к жизни на всех этапах дошкольного и школьного детства, развитие способностей детей, изучение особенностей психического развития, определение психосоциальных причин и профилактика личностных нарушений;
  5. Обеспечивать социально-правовую защиту детей и подростков;
  6. Обобщать опыт практической психолого-педагогической реабилитации детей группы риска в условиях специализированного общеобразовательного учреждения.

Исходя из вышеизложенного социальная работа с несовершеннолетними, склонными к правонарушениям должна решать следующие задачи:

  • осуществление комплексной медико-психолого-педагогической диагностики с целью определения причин возникновения проблем в обучении, общении и других;
  • выбор оптимального способа обучения для каждого ребенка и выбор мер психокоррекционного воздействия на его личность;
  • оказание индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной, правовой и медицинской помощи детям и подросткам
    группы риска;
  • консультативная помощь родителям или лицам, их заменяющим; приложение 9.
  • методическая и практическая помощь специалистам, занимающимся вопросами реабилитационно-коррекционной деятельности.

Следовательно можно выделить следующие направления

  • диагностическое;
  • психокоррекционное;
  • оздоровительное;
  • учебно-воспитательное;
  • социально-правовое;
  • консультационное;
  • научно-методическое;
  • социально-аналитическое и просветительское.

Особый упор, на наш взгляд, необходимо сделать на учебно-воспитательное и социально-правовое направление в деятельности школ.

Учебно-воспитательное направление деятельности - это осуществление образования детей, имеющих трудности в усвоении образовательных программ в связи с особенностями психофизического развития и неблагополучными социальными условиями жизни, в пределах государственного образовательного стандарта. Создание условий для личностно-ориентированного обучения, обеспечивающего вариативный характер образования с постановкой коррекционно - развивающих задач; для восстановления обучаемости и повышения уровня воспитанности.

Социально-правовое направление предусматривает оказание помощи несовершеннолетним в социальной и трудовой адаптации, профориентации, получении профессии и трудоустройстве, в защите их прав и охраняемых законом интересов; консультирование несовершеннолетних и их родителей по правовым вопросам; профилактика асоциального поведения, бродяжничества, беспризорности, попыток суицида несовершеннолетних.