Урок музыки, 1-й класс. Природа и музыка

Разделы: Музыка

Класс: 1


Цель:

  • содействие развитию эмоциональной культуры школьников.

Задачи:

  • научить учащихся выражать свои впечатления от музыки;
  • объединить различные виды искусства; музыку, поэзию, рисование;
  • накапливать положительный эмоциональный опыт от восприятия музыки и творческой деятельности;
  • формировать ценностное отношение к русской музыке;
  • дать учащимся представление о том, что композиторы, поэты и художники могут изображать разное состояние природы и передавать определенные настроения и чувства человека, созвучны этим картинам природы;
  • дать понятие о звукоизобразительности в музыке.

Оргформа: развлечение.

Оборудование:

  • картины с изображением осенних пейзажей;
  • выставка работ учащихся на тему “ Золотая осень”;
  • портрет Чайковского;
  • выставка работ после каждого развлечения “Что мы услышали в музыке”;
  • решение кроссвордов по каждой из четырех тем (“Осень”, “Зима”, “Весна”, “Лето”);
  • запись произведений Чайковского из цикла “Времена года” в исполнении ансамбля скрипачей Сибири под руководством Михаила Порхоновского.

Ход занятия

Педагог: У каждого человека в жизни бывают разные переживания: радостные и печальные, тревожные и светлые. Композиторы, художники, поэты выражают свои переживания в звуках музыке, картинах, стихах.

Русский композитор Петр Ильич Чайковский и скрипка… Величайший мелодист и самый певучий, согревающий душу инструмент. Встреча с ним ждёт нас во “Временах года”. Это 12 картин, двенадцать разных настроений. У каждого из этих пьес есть своё название (например; сентябрь называется “Охота”).

У великого русского писателя Александра Сергеевича Пушкина есть стихи, созвучные настроению этой музыки:

Пора, пора! Рога трубят!
Псари в охотничьих уборах,
Чем свет уж на конях сидят,
Борзые прыгают на сворах.

(Учащиеся слушают 59 из цикла “Времена года”, “ Охота”)

  • О каком настроении, о каких чувствах нам рассказала музыка? (бодрость, веселье)
  • А какое настроение выражено в этих поэтических строках?

Осень, осыпает весь наш бедный сад,
Листья пожелтели, по ветру летят.
(А. Толстой)

Дети: Грустное, печальное.

Педагог: В этих строках Алексея Толстого выражено чувство любования красотой природы, восхищения ею, но оно окрашено грустью. Строки этих стихов созвучны с настроением следующего произведения П.И. Чайковского из цикла “Времена года”- “Осенняя песнь” (октябрь).

(Ребята слушают)

Педагог: Да, душевные переживания человека, чувства печали, созвучные грустной картине природы, выражены в звуках этого произведения.

Ребята, рисуя в музыке картины природы, композиторы часто пользуются звукоизобразительными приёмами, т. е. музыка может подражать звукам природы: пение птиц, журчание ручейка, шум морского прибоя, шелест леса, раскаты грома.

В альбоме “Времена года” ноябрь назван “На тройке” . Основная тема пьесы – широкая песенная мелодия русского склада. В средней части плавному и спокойному движению средней темы противопоставлена весёлая, задорная тема плясового склада. Пётр Ильич Чайковский применяет звукоизобразительный приём. Тема сопровождается как бы лёгким позваниванием бубенчиков.

(Учащиеся слушают произведение и услышав позванивание бубенчиков, делятся мнениями)

- Что возникло в нашем воображении?

Педагог: Возникает картина заснеженной зимней дороги и мчащейся по ней тройки – образ, излюбленный в русской поэзии и песенном творчестве. К концу пьесы музыка постепенно затихает и перемещается в нижний регистр. Замерли последние звуки тройки, скрылись вдали. Нарисуйте дома то, что вы услышали в музыке.

Решите кроссворд

По вертикали:

1. Название второго осеннего месяца.
2. Название ноября в цикле “ Времена года”.
5. Название третьего осеннего месяца.

По горизонтали:

1. Название пьесы сентябрь.
3.Название первого осеннего месяца.
4.Название пьесы октябрь.