Урок ознакомления с окружающим миром в 3-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить детей с новыми терминами: бюджет, расходы, доходы, налоги;
  • развивать познавательный интерес, речь детей, логическое мышление, формирование навыков сотрудничества, воспитание учебной активности;
  • воспитание патриотических чувств по отношению к родным краям.

Оборудование:

  1. Плакат-сумка с надписью “государственный бюджет”.
  2. Газета, где опубликованы денежные доходы и расходы района.
  3. Карточки со словами.
  4. Эскизы строящихся объектов.
  5. Карточки с заданиями для групповой работы.

I. Создание ситуации психологического комфорта.

Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.
Вот книжки на столе,
А вот – тетрадки.

Не хочется играть
Сегодня в прятки.
И не досуг дуть на корабль бумажный -
Сегодня в классе у ребят
Урок уж больно важный.

II. Создание ситуации успеха.

Я - способный!
Я со всем справлюсь!
Мне нравится учиться!
Я - хороший ученик!
Я хочу много знать!
Я буду много знать!

III. Создание ситуации интеллектуального конфликта.

Вы знаете, что в Башкортостане каждый наступающий год объявляется каким-то особенным, например: год здорового образа жизни, год семьи, год профилактики наркомании.

- А каким объявлен нынешний 2006 год? (годом благоустройства).

- Как вы думаете, почему именно нынешний год объявлен годом благоустройства?

(объяснение значения слова).

- Какое событие будет праздновать наша республика в следующем году?

(В 2007 г - 450 лет добровольного присоединения Башкирии к русскому государству).

- А как готовятся к празднику?

- Вот и республика готовится к этой дате. Очень много новых объектов построят в г. Уфе. Это новый Дом дружбы народов, обновят ж/д вокзал, аэропорт, новые дороги и многое другое.

- А какие работы по благоустройству могут вестись в нашем районе?

(посадка деревьев, ремонт ограждений, дорог, памятников, стелл и т.д.)

- А еще откроют новую школу. На строительство и оборудование которой потребовалось 85 млн.рублей (вывешиваются эскизы и карточки), построят пруд, чтобы жителям с. Мишкино было, где искупаться и отдохнуть. На это уйдет 5 млн.рублей. Еще запланировано строительство нового хирургического корпуса, чтобы людям было, где хорошо и качественно лечиться, стоимостью 100 млн.рублей, построят асфальтированную дорогу до деревни Кигазытамаково и в самой деревне. Это еще 36 млн.рублей. Начнут строить водовод из деревни Старонакаряково до села Мишкино, чтобы у жителей райцентра была чистая и вкусная вода, длиной 18 км и стоимостью 15 млн. рублей. Начнут строить полигон твердых бытовых отходов, чтобы не загрязнялась окружающая среда. На это потребуется 5 млн. рублей.

- А где на это все взять деньги?

(Предложения учащихся)

IV. Формирование учебной задачи в словесной форме.

- Сегодня на уроке постараемся ответить на этот вопрос; узнаем, откуда у государства деньги, и на что оно их тратит.

V. Работа над новым материалом.

1. Беседа. Очень часто по телевидению и по радио можно услышать сообщение: “ Разрабатывается бюджет страны на следующий год”.

- Что же такое бюджет?

Вот такое определение нашла Диана в толковом словаре:

Бюджет- таблица, в которой учитываются и сравниваются денежные доходы и расходы за определенный период времени.

(учитель показывает таблицу из газеты).

- А если сказать попроще, то это денежный план. Как известно, “ денежки счет любят”. Потому те, кто имеет дело с деньгами, еще до того, как они получены и истрачены, должны подсчитать, сколько денег поступит в кошелек из разных источников и сколько будет истрачено на разные нужды. Приход должен соответствовать расходу: слишком большие расходы приводят к недостаточности денег, называемой дефицитом бюджета. Когда остаются лишние деньги, это - профицит.

Бюджет, или денежный план, составляют: государство, города, территории, организации и даже семьи.

Само слово в переводе с английского языка означает “денежная сумка”.

(На доске появляется плакат: сумка с надписью “государственный бюджет”).

Деньги, которые попадают в бюджет – это доходы.

Деньги, которые тратятся из бюджета – расходы. (Вывешиваются карточки)

Доходы исчисляются или за год, или за месяц и т.д.

Дал вам кто-нибудь деньги, вещи – это ваш доход.

Расходов существует множество, и их никак не избежать.

2. Физкультминутка.

Буратино потянулся,
Руки в стороны развел
Раз нагнулся, два нагнулся.
Монетки, видно, не нашел
Чтоб монетки нам достать
Надо на носочки встать.
С кустика достать монетки,
Закопать их в поле редко,
Чтобы выросли они.

3. Работа по учебнику.

1) Чтение “По цепочке” (абзацами) текста на стр.73-75 (цель чтения: узнать, из чего складывается бюджет).

2) Беседа по прочитанному.

- Из чего складывается государственный бюджет? (из налогов).

- Что такое налоги? (платежи, выплачиваемые гражданами и организациями в бюджет государства). Подоходный, и т.д.

- Куда я помещу карточку со словом “налоги”? (доходы).

- Как называют тех, кто платит налоги? (налогоплательщик).

За правильностью начисления и уплаты налогов следит специальный государственный орган – налоговая инспекция, куда граждане и организации сдают отчеты о полученных доходах.

- Назовите основные статьи расхода государственного бюджета и поместите карточки на схеме. (Выходят к доске ученики и помещают карточки под словом “расходы”: образование, здравоохранение, армия, милиция, наука, культура, охрана природы, пенсионное обеспечение, пособия).

- Что же такое бюджет?

3) Вывод: государственный бюджет – это план доходов и расходов государства, доходы государство получает в основном от сбора налогов. Расходы бюджета – это затраты на образование, здравоохранение, содержания армии и милиции, науку и культуру, охрану природы и другие цели.

VI. Работа с краеведческим материалом.

- Есть ли бюджет у нашего района?

- У вас на партах лежит страница из районной газеты “Дружба”, где опубликован бюджет Мишкинского района на 2006 год.

- Найдите таблицу, где опубликованы доходы.

- Сколько всего доходов? (36 млн.руб.)

- Из чего они складываются? (из разных налогов).

- Найдите таблицу, где опубликованы расходы на нужды района.

Прочитайте статьи расходов.

Итого: 186852000 руб.

- А теперь выполните такое задание.

Задание: Посчитайте во сколько рублей обойдется нашему району строительство новых объектов? (236 млн.руб.). Где взять недостающие деньги?

- Кто дает деньги на строительство?

(Республиканский бюджет)

- У РБ есть свой бюджет и оттуда идут в районы деньги на различные необходимые расходы.

- Кто знает, почему бюджет нашего района небольшой?

(Мало предприятий и организаций, которые что-то производят и платят налоги)

- Что надо сделать, чтобы было больше налогов? (открывать новые предприятия)

- Какие предприятия можно открыть в нашем районе?

Чего у нас много? (лесов, свободных земель, глины).

- Значит, есть дешевое сырье для кирпичного завода, лес- для строительства и производства мебели, можно сеять на землях корма животных (животноводчество) и для птиц (птицеводство), можно будет построить перерабатывающие предприятия и тогда будут больше поступать нологов в районный бюджет.

VII. Работа в группах.

Задания:

1 группа. Представь, что ты инспектор, который следит за правильным сбором налогов. Что бы ты сказал человеку, который не хочет платить налоги?

2 группа. Какой бюджет ты считаешь лучшим и почему?

а) в котором доходы больше расходов.
б) в котором доходы равны расходам.
в) в котором доходы меньше расходов.

3 группа. Приведи пример профессий людей, которые получают зарплату из бюджета.

Расходы бюджета Профессии людей
На образование
На здравоохранение
На содержание армии и милиции
На науку и культуру
На охрану природы

VIII. Итог урока. Рефлексия.

Что узнали на этом уроке?

- я научился…

- мне было интересно…

- мне было трудно…

- мне понравилось…

XI. Д.З.

I вариант (облегченный) стр.73-76., ответить на вопросы. II вариант (усложненный) стр.73-76, тетрадь стр. 40 № 3, 4.