Проект "Мой родной дом — Иркутская область"

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛЬ: Расширить знания детей о родном крае.

ЗАДАЧИ:

  1. Познакомить с географическим положением и природными ресурсами, с историей становления Иркутской губернии, коренным населением, с экологическим портретом области.
  2. Развивать познавательный интерес, навык делового общения, умение выделять главное в процессе с литературой, географическими картами.
  3. Воспитывать чувство товарищества, умение слушать друг друга.

Организация работы над проектом

  1. Тема проекта определяется за неделю до проведения урока, чтобы дети могли начать сбор материала.
  2. Учитель создает необходимые условия для работы над проектом: делит учеников на 3 группы, формирует тему работы для каждой группы, готовит список энциклопедической литературы, оказывает помощь в подборе иллюстративного материала.
  3. Ученики самостоятельно готовят индивидуальный материал по теме работы своей группы.
  4. Операционный этап: учитель проводит консультации в группах и контролирует их работу; ученики выступают в роли создателей проекта и защищают его после выполнения.
  5. На создание проекта отводится 2 урока (на втором уроке можно провести защиту проекта)

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

(Парты сдвигаются, образуя три рабочих места для каждой группы).

2. О чем вы могли сказать на страницах проекта?

В ходе совместного обсуждения определяются подтемы страниц:

1 страница – географическое положение и природные ресурсы Иркутской области.

2 страница – начало Иркутской губернии, коренное население области.

3 страница – экологический портрет Иркутской области.

3. Работа над проектом

  • Самостоятельное обсуждение темы страниц проекта.

Учитель: Используя подготовленный материал, вы начинаете работать над своей темой вместе. Подумайте, как организовать свою работу, как вы будете распределять материал на странице, какие иллюстрации, карты, таблицы можно поместить к вашим сообщениям, кто будет оформлять и выполнять записи. Если у вас возникнут вопросы, то можно обратиться ко мне за консультацией.

  • Совместная консультация с учителем

Консультация в 1 группе.

Тема вашей страницы очень интересна “Географическое положение и природные ресурсы Иркутской области”.

О чем вы хотели рассказать на своей странице?

Мы решили рассказать о географическом положении, показать на карте России, сравнить площадь с другими областями и странами. Лиза С. сделает табличку, в которой покажет численность населения и данные переписи за 1989г., где мы сообщим, сколько наций и народностей проживают в Иркутской области?

Учитель: Кто сделает сообщение о природных ресурсах области? В какой форме?

Дети: О природных ресурсах сообщит Женя З. Он расскажет о лесных ресурсах, о разнообразии животного мира области, а затем о гидроэнергетических ресурсах области.

Яна С. с помощью магнитных знаков разместит полезные ископаемые на карте Иркутской области. На страничке мы поместим табличку “Полезные ископаемые области”

Учитель: Из каких источников взят материал?

Дети: Мы пользовались атласом “Иркутская область”, книгой “60 минут о Байкале”.

Консультация во 2 группе.

Учитель: какая тема вашей страницы? О ком и о чем вы хотите рассказать на своей странице? Как построите свою работу?

Дети: Тема нашей страницы “Начало Иркутской губернии, коренное население” Мы посмотрели весь материал, который подготовили к проекту, разделили его на части, определили последовательность частей, пронумеровать их. Сначала начнем с материала Ксении П., далее используем материал Насти Б., закончим материалом Юли С., в своем проекте будем использовать иллюстрации, фотографии: “Илимский острог”, народные костюмы эвенков, бурятов, тофаларов.

Кто будет работать с картой?

Дети: С картой у доски будет работать Настя Б. Она покажет расселение народов на территории Иркутской области к началу XX века.

Учитель: Предлагаю вам использовать фотографии, иллюстрации, слайды, отразить современный и старинный Иркутск, не забыть показать Герб города Иркутска, флаг и историю создания. Этот материал можно найти в “Историческом атласе”. Я думаю, что это сделает вашу работу интересней.

Консультация в 3 группе.

Учитель: О чем можно рассказать на вашей странице проекта?

Дети: У нас тема экологический портрет Иркутской области”, нам необходимо рассказать, как промышленность современных городов влияет на окружающую среду, здоровье человека, угроза загрязнения о. Байкала, Байкальского водохранилища, Ангары.

Учитель: Предлагаю использовать знаки, плакаты, которые выражают ваше отношение к этой проблеме. Какие общественные организации, мероприятия решают проблему экологии Иркутской области.

Дети: Этот вывод в конце проекта сделает Артур Д.

  • Самостоятельная работа в группах.

4. Защита проекта

По окончании работы над страницами проекта, каждая группа представляет свою работу. Попутно можно задавать вопросы: “Что интересного вы узнали в процессе работы над проектом? О чем вы хотите рассказать? С какими трудностями вам пришлось столкнуться?

5. Итог проекта

Учитель: Чему вы научились, работая над проектом? (все странички вывешиваются на доске под общим названием “Мой родной край – Иркутская область”)

Завершив работу над совместным проектом, дети с интересом изучали материал, который был помещен в проект участниками других групп. В целом данный проект нашел эмоционально-познавательный отклик у учащихся, а работа над ним способствовала успешному решению целостного ряда образовательных и развивающих задач.