Рейтинговая оценка научно-методической деятельности учителя

Разделы: Администрирование школы


Главные ценности научно-методической работы учителя инновационного образовательного учреждения определяются как подготовка учителя как субъекта профессиональной деятельности к самореализации, самоактуализации и самоорганизации.

Повышение качества научно-методической работы учителя это не только процесс накопления знаний, но и прежде всего, процесс углубленного проникновения в сущность новых технологий, направленных на повышение качества обучения.

По выборочным статистическим данным на стадиях зарождения идеи нового и целеполагания члены педагогического коллектива по степени мотивации к переходу в новое качество и инновациям распределяются следующим образом:

  • лидеры – 1–3 %;
  • позитивисты – 50–59 %;
  • нейтралисты – 30%;
  • негативисты – 10–20 %.

Поэтому задача современного руководителя образовательного учреждения – перевести педагогов из группы негативистов и нейтралистов в зону повышенной мотивации. Ведь если учитель осознает совою миссию, – начинается самоопределение, самовыражение, самореализация и саморазвитие.

В МОУ “Лицей № 1” было разработано Положение о рейтинговой оценке профессиональной деятельности учителей МОУ, в основе которого были использованы критерии конкурсного отбора лучших учителей в рамках Приоритетного национального проекта “Образование”.

Общие положение:

1. Кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса – одно из важнейших звеньев системы управления лицеем.

2. Процесс оценивания результатов, труда учителей – одно из направлений в работе с педагогическими кадрами.

Цель деятельности: стимулировать учителей к самостоятельному осмысливанию и решению своих профессиональных проблем.

Задачи деятельности:

  1. Мониторинг динамики изменений достижений учителей.
  2. Сравнение результатов с результатами коллег.
  3. Формирование базы данных педагогов в форме портфолио.

Содержание деятельности:

  1. Проведение диагностики деятельности учителя в течение всего года.
  2. Подсчет рейтинга по итогам первого полугодия и учебного года.

Методика расчета рейтинга научно-методической работы педагога.

Rнмр складывается из пяти критериев:

  • RI – позитивные результаты внеурочной деятельности по преподаваемым предметам;
  • RII – использование современных образовательных технологий;
  • RIII – обобщение и распространение собственного педагогического опыта;
  • RIV – повышение квалификации;
  • RV – сотрудничество с учреждениями профессионального образования;
  • RVI – участие в профессиональных конкурсах;
  • RVII – заведование предметной кафедрой.

1. Позитивные результаты внеурочной деятельности по преподаваемым предметам включает в себя:

  • Н1 – ведение факультатива или элективного курса (2б – уже по существующей программе, 5б – если программа модифицирована или разработана педагогом);
  • Н2 – ведение научно-исследовательской работы учащихся (5б);
  • Н3 – достижения учащихся в научно-практических конференциях: диплом за лучшую работу, диплом лауреата (5б – школьный уровень, 10б – городской, региональный уровень, 10б – краевой уровень, 15б – всероссийский уровень, 20б – международный уровень. Если у одного педагога есть победы на двух или более уровнях, то баллы суммируются);
  • Н4 – организация учащихся в олимпиадах различного уровня: школьная предметная олимпиада, заочные олимпиады проекта “Познание и творчество (по 1б за 1 учащегося, 10б – если организовано не менее 10 человек);
  • Н5 – привлечение учащихся на предметные конкурсы: “Русский медвежонок – языкознание для всех”, “Золотое руно”, “Кенгуру”, “Кенгуру выпускникам”, “Вини-Пух” (по 1б за 1 учащегося, 10б – если организовано не менее 10 человек);
  • Н6 – привлечение учащихся в заочные школы или курсы, реализующие физико-математический или информационно-технологический профиль: “Школа космонавтики” (г. Железногорск), заочная региональная школа “Авангард” (г. Москва), заочные школы при ВУЗах и др. (по 1б за каждого учащегося);
  • Н7 – достижения учащихся в олимпиадах различного уровня (5б – школьный уровень (1, 2, 3 места), 10б – городской уровень (1, 2 или3 места), 15б – краевой уровень, если учащейся вошел в пятерку сильнейших, 10б, если учащейся вошел в десятку лучших, 20б – всероссийский уровень если учащейся вошел в пятерку сильнейших, 15б, если учащейся вошел в десятку лучших по России, 50б – международный уровень. Если у одного педагога есть победы на двух или более уровнях, то баллы суммируются).

Методика расчета рейтинга учителей по первому критерию:

RI = Н1 + Н2 + Н3 + Н4 + Н5 + Н6 + Н7

2. Использование современных образовательных технологий состоит из следующих показателей:

  • Т1 – педагогические исследования (0 б – если педагог не проводит собственные педагогические исследования, 1б – наличие темы исследования, программы, 2б – промежуточные или конечные результаты).
  • Т2 – использование новых цифровых образовательных ресурсов, методов фиксации и оценивания учебных достижений, КИМов (рабочие тетради, проекты, исследования, результаты тестирования) (до 5 б.).
  • Т3 – Результативность использования современных образовательных технологий (наличие публикациями, обобщение опыта) (10б).
  • Т4 – Количество проводимых открытых уроков (в рамках предметных месячников или аттестации) (1 урок – 5 б).

Методика расчета рейтинга учителей по научно-методической работе по второму критерию:

RII = Т1 + Т2 + Т3 + Т4

3. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта включает в себя:

  • О1 – обобщение и распространение опыта на муниципальном уровне (5б – выступление на заседаниях городских методических объединениях учителей-предметников, ведение в течение учебного года городского мастер-класса, выступление на городских семинарах, круглых или проблемных столах, научно-методические публикация в сборниках трудов, руководство ШМУ или НОУ, 3 б – выступление на педагогическом совете или семинаре лицея, ШМУ. Если у педагога в течение учебной четверти или учебного года было несколько выступлений и он является руководителем ШМУ или НОУ, то баллы суммируются);
  • О2 – обобщение и распространение опыта на краевом уровне (10б – участие с докладами в семинарах, научно-методические публикации в сборниках трудов, краевых изданиях, банках педагогической информации);
  • О3 – обобщение и распространение опыта на федеральном уровне (20б – участие с докладами в семинарах, научно-методические публикации в сборниках трудов, федаральных изданиях, банках педагогической информации, при наличии удостоверяющего документа или издания. 5б если работа или доклад только отправлены и имеется удостоверяющий в этом документ. Учителю одновременно участвующему в нескольких педагогических конкурсах, отправившему для обобщения свой опыт в несколько изданий баллы суммируются).

Методика расчета рейтинга учителей по третьему критерию:

RIII = О1 + О2 + О3

4. Повышение квалификации, профессиональная переподготовка, обучение в аспирантуре (соискатель), докторантуре, наличие ученой степени кандидата наук:

  • К – курсы повышения квалификации или профессиональная переподготовка (5б – в течение учебного года);
  • М – посещение ММЦ (межшкольный методический центр) (семинары, консультации), городских мастер-классов, педагогических лабораторий (1 балл за каждое посещение).
  • А(D) – обучение в аспирантуре (соискатель) (5б); докторантуре (10б);
  • Y – наличие ученой степени кандидата наук (15б).

Методика расчета рейтинга учителей по третьему критерию:

RIV = К + М +А(D) + Y

5. Сотрудничество с учреждениями профессионального образования включает в себя:

  • С1 – проведение профориентации учащихся на базе учреждений среднего и высшего профессионального образования: профориентационные занятия на базе этих учреждений, экскурсии по учебным аудиториям, лабораториям (1 экскурсия или занятие 2 балла);
  • С2 – разработка программы и ведение сетевого элективного курса (5 б).

Методика расчета рейтинга учителей по четвертому критерию:

RV = С1 + С2

6. Участие в профессиональных конкурсах включает в себя:

  • Км – участие в муниципальных профессиональных конкурсах (до 20 б: 5б – подача заявки и участие в отборочном туре, 10б – выход в финал, 15 – участие в финале, но не выйдя в тройку лидеров, 20б – победитель или призер конкурса);
  • Кк – участие в краевых профессиональных конкурсах (до 50 б: 15б – подача заявки и участие в отборочном туре, 25б – выход в финал, 35 – участие в финале, но не выйдя в тройку лидеров, 50б – победитель или призер конкурса);
  • Кф – участие в муниципальных профессиональных конкурсах (до 100б: 50б – подача заявки и участие в отборочном туре, 85б – победитель краевого отборочного тура, 100б – победитель конкурса).

7. Заведование предметной кафедрой.

Учебно-методическая кафедра – это высший уровень развития методического объединения учителей, а заведование предметной кафедрой – это прежде всего организация и направление индивидуальной работы с учителем по преобразованию типовых учебных программ в конструированную авторскую программу, обеспечение целевого обучения учителей кафедры по проблемам, западающим в их повышение квалификации, анализ динамики развития инноваций по кафедре. Поэтому данный критерий выделен особо (Нзк) и ему дается 10 баллов.

Таким образом, Rнмр рассчитывается следующей формуле:

Rнмр = RI (Н1 + Н2 + Н3 + Н4 + Н5 + Н6 + Н7) + RII (Т1 + Т2 + Т3 + Т4) + RIII (О1 + О2 + О3) + RIV (К + М + А(D) + Y) + RV (С1 + С2) + RVI (Км или Кк или Кф) + RVII (Нзк).

Рейтинг научно-методической работы педагога рассчитывается каждую учебную четверть (полугодие) по результатам отчета заместителю директора по НМР. Разработана специальная форма сдачи отчета каждым педагогом лицея (приложение). Итоговый рейтинг определяется по окончании учебного года путем суммирования всех баллов за учебные четверти. Данные заносятся в сводную таблицу, строятся диаграмма и анализируются результаты для дальнейшего планирования и развития профессионализма учителей МОУ “Лицей №1”.

Таким образом, разработанная рейтинговая оценка научно-методической работы учителя дает возможность объективно подходить к профессиональному росту педагога.

Введение рейтинговой оценки позволило административной команде сделать правильный выбор учителей на участие в конкурсе лучших учителей ПНПО, которые в 2006 и 2007 годах получили заслуженные награды.

В заключении хочется отметить отличительные признаки современного учителя: гуманный, следует четким морально-этическим принципам, лично заинтересован в результатах своей деятельности, умеет образцово работать в коллективе и транслировать свой уникальный профессиональный опыт. Рейтинг научно-методической работы в образовательном учреждении стимулирует педагогов быть именно таким современным учителем.

Приложение 1

Приложение 2