Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края

Разделы: Работа с дошкольниками


Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе, и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, который часто запоминаются на всю жизнь. Приобретенные в детстве умения видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания.

Актуальность и значимость экологического воспитания детей становится жизненно необходимой, приоритетной задачей в воспитании детей дошкольного возраста.

Природа Севера – неиссякаемый источник духовного обогащения детей, знакомство с ней способствует развитию образного мышления, наблюдательности, вниманию, активизирует речь детей.

В условиях Крайнего Севера, где из-за климатических особенностей ограничены возможности общения с природой в естественных условиях, становится сложнее знакомить детей с природой родного края. Поэтому наша задача – раскрыть ее многообразие в различных видах деятельности.

Я работаю в специализированной группе для детей с нарушением речи, где проблема развития речи стоит наиболее остро, являясь предметом особо пристального внимания педагогов. У детей с общим недоразвитием речи нарушения касаются всех компонентов речи: фонетики, лексики, грамматики. Словарный запас детей недостаточен; различая звуки речи на слух дети часто делают звуковую замену (например, звуки З и С), не дифференцируют звуки, некоторым детям они кажутся одинаковыми. При описании картинок многие дети используют существительные и глаголы, мало употребляя прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы, которые должны присутствовать в словаре ребенка старшего дошкольного возраста.

Кроме того у детей с ОНР недостаточно сформированы познавательные процессы, тесно связанные с речевой деятельностью (внимание, память, мышление, воображение).

У них недостаточно знаний о природе родного края, хотя интерес к познанию есть, ведь детей этого возраста часто называют “почемучками”, у них велика потребность в познании, им интересно открывать мир природы.

Осознавая важность использования регионального компонента, я определила направление своей работы, как “Развитие речи детей в процессе ознакомления с природой родного края”.

На мой взгляд, краеведческая деятельность предоставляет детям дополнительную возможность контакта с окружающим миром природы, дает убедительные, яркие ответы на возникающие у них вопросы, сформирует образ малой Родины, помогает побудить у детей интерес, любознательность, зажечь огонек любви к родному краю. Такое направление работы обладает значительным потенциалом с точки зрения возможностей развития экологического сознания детей и эффективно в работе с детьми с ОНР. Основной целью своей работы я вижу в совершенствовании всех сторон речи в процессе ознакомления с природой родного края.

С этой целью составила перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста с учетом тематического планирования доу. Также подобрала комплексы игровых упражнений на развитие звуковой культуры речи с экологической направленностью. Для эффективности усвоения знаний, расширения представлений детей и формирования любви к родному краю активно взаимодействуем с музеем района Кайеркан. Экскурсии в музей проводятся согласно составленного тематического плана. Например: после недели на тему “Одежда”, дети закрепляют свои знания в музее, рассматривая предметы одежды, быта народов севера. Завершая неделю, посвященную животным, ребята слушают рассказы экскурсовода о животных Севера, после знакомства в группе с трудом взрослых дети рассматривают орудия труда охотников и рыбаков. В ходе экскурсий дети повторяют новые названия, стараются четко произнести слова, у них обогащается словарь. Посещая музей дети также знакомятся с традициями народов Севера, народно-прикладным искусством.

С целью проводимой мной работы использую различные методы: наглядные (наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр диафильмов о природе), словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов), практические (экологические игры, опыты, труд в природе).

Важным условием в моей работе является использование игровых приемов. Через игру ребенок качественно усвоит сложный дидактический и речевой материал. Я предлагаю использовать разные виды игр: дидактические игры и упражнения экологического характера, лексико-грамматические игры, игры на формирование звуковой культуры речи, которые способствуют развитию речи детей, усвоению грамматических основ, речевой активности и одновременно знакомят их с животными Севера (Приложение 1). Игровые упражнения: “Накормим зверей”, “Чьи детеныши?”, “Чей это голос?”, “Громко – тихо”, “Кто в тундре живет” знакомят детей с понятием “быстро – медленно”, “Громко – тихо”, “протяженно – отрывисто”. Ребенок воспроизводит голосом звучание звуков природы, голосов животных Севера в нужном темпе, ритме, контролирует силу голоса, ритм, темп, развивает координацию голоса с движением. Упражнения “Животные в зеркале”, “Отзовись”, “Куропатки, совы, утки” формируют представление о связи звука с артикуляцией, вырабатывают длительный речевой выдох. Развивать слуховое восприятие и понимание речи, формировать связь между словом и образом помогают игры “Доскажи слово”:

Моржу дам – (молока),
Мишке белому – (медка),
Рыбку дам – (тюленю),
Ягель дам – (оленю).

“Найди ошибку”:

У медведя – олененок,
У моржа – ежонок,
У оленя – львенок…

Для закрепления правильного произношения использую чистоговорки и скороговорки, насыщенные нужными звуками. Само их название указывает на то, что произносить их надо чисто, четко: “Са-са-са”, в тундре живет лиса”. Использую чистоговорки в игровых упражнениях. Например, играя в игру: “У кого лиса?”, спрашиваю: “Са-са-са, у кого лиса?”, ребенок, у которого игрушка лисы отвечает: “Са-са-са, у меня лиса”. В старшем дошкольном возрасте дети еще не всегда могут управлять своим голосовым аппаратом: менять темп, громкость речи, правильно пользоваться интонационными средствами выразительности. С этой целью предлагаю следующие упражнения: произнеси чистоговорку тихо, быстро, вполголоса, выделяя голосом звуки, cлова, меняя интонацию. Использую их для совершенствования фонематического слуха: произношу чистоговорку и прошу детей перечислить те слова, в которых есть определенный звук. Также использую стихотворения, загадки для развития выразительности речи. (Приложение 2)

Наблюдая за явлениями в природе, за животными, растениями ребенок познает не только внешние признаки и свойства, но и их связь со средой обитания на Севере. С их помощью мы с детьми, используя приметы прогнозируем погоду: собака купается в снегу – к пурге. Проговаривая приметы, у ребенка закрепляется произношение звуков, совершенствуется грамматический строй речи, формируется фразовая речь.

В конце прогулки подвожу итог: “Сегодня погода (например) солнечная, ветреная, теплая. Придем в группу и отметим в календаре значками признаки погоды”. Вернувшись с прогулки, предлагаю детям самим без вопросов рассказать о погоде, выслушиваю всех, уточняю реплики, высказывания детей, хвалю за наблюдательность, за хорошие словесные определения.

Особое место в работе занимает беседа с элементами игр, показом слайдов, фотографий, экспонатов из природного материала.

Беседуя о животных или растениях, дети лучше понимают, что в природе нет ничего случайного. Если животное не приспособится к условиям жизни в нашем суровом климате, то оно погибнет. С этим в доступной форме знакомит художественная литература, которая представляет богатый материал, отличающийся яркой экологической направленностью. Например, сказки “Айога”, “Кукушка”, “Как храбрый Вай море победил” знакомят детей с бытом народов севера, их традициями. На основе сказок, стихов, загадок, примет можно воспитывать интерес, уважение к Северному краю, понимать особенности и законы нашего сурового климата.

Соприкосновение с народным творчеством, искусством, бытом, культурой, природой северного края подталкивает детей к продуктивной деятельности, где они выражают свои чувства: дети с увлечением рисуют, делают поделки из природного материала, сочиняют свои первые рассказы, которыми потом с удовольствием делятся в группе, совершенствуя связную речь. Свои впечатления дети записывают с помощью родителей, которых мы активно привлекаем к совместным мероприятиям. Их поддержка и понимание просто необходимы в вопросах развития всех сторон речи и при ознакомлении детей с природой родного края.

Анализ отношения родителей к проблеме формирования экологических представлений, проведенный по результатам анкетирования показал, что не все родители осознают значимость работы по экологическому воспитанию. Поэтому в своем плане я отдельно выделила блок взаимодействия родителей с детьми. Родители делают фотографии, совместные рисунки с детьми, составляют рассказы о природе. На основе данного материала мы начали собирать материал для издания книги удивительных открытий. Также в планах совместные посещения в музей, прогулки на природу, создания Красной книги.

Приложение 3

В родительском уголке ведется рубрика “Край мой северный”, где мы рассказываем о названиях месяцев на языке северных народов, что они обозначают. Даем рекомендации по совершенствованию развития всех сторон речи детей.

Проводимая мною работа уже дает результат: у детей повысился интерес к своей малой родине, возникло желание узнать свои корни, традиции.

Дети с удовольствием слушают сказки народов Севера, составляют рассказы-впечатления, заучивают стихотворения, совершенствуется произношение уже поставленных логопедом звуков.

Литература:

  1. Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы. – М.: АРКТИ, 2004.
  2. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок: Пособие для воспитателей и родителей. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  3. Программа “Развитие” (для старшей группы детского сада). – М., 1992.
  4. Статьи из сайта http://www.logoburg.com/klub/.