Тема урока: "Движение тела, брошенного под углом к горизонту"

Разделы: Физика


Тема урока: Движение тела, брошенного под углом к горизонту. (10 класс, профильный уровень)

Цели урока:

  • получить учащихся усвоивших систему знаний об изменении с течением времени проекций скорости и координат тела, брошенного под углом к горизонту;
  • получить учащихся умеющих решать задачи на расчет кинематических характеристик тела, брошенного под углом к горизонту.

Дидактические средства: карточки с рисунками и текстами заданий, компьютерная программа «Открытая физика 1.1»  

План урока:

I. Организационный момент (1 мин.)

– Сегодня на уроке мы продолжим решать задачи на расчет скорости и координаты движущихся тел.

II. Актуализация знаний (5 мин.)

Задание: Напишите уравнения скорости и координаты движущегося тела. Определите скорость и координату через 2с после начала наблюдения.

Учащимся предлагается заполнить пропуски в таблице:


рисунка

Уравнение
скорости

Уравнение
координаты

Время, с

Скорость, м/с

Координата, м

1

   

2

   

2

   

2

   

3

   

2

   

4

   

2

   

III. Постановка проблемы (5 мин.)

– Почему вы не заполнили последнюю строчку?
– Встречается ли на практике такой вид движения?
– Как, по вашему мнению, движется тело брошенное под углом к горизонту?
– Какой будет цель нашего урока?
– Как вы сформулируете тему урока?

 

Тема урока записывается на доске и в тетрадях учащихся.

IV. «Открытие» нового знания (10 мин.)

– Какой алгоритм решения задачи вы предлагаете?

1. Выбрать систему отсчета.
2. Определить проекции векторов начальной скорости и ускорения на выбранные оси координат.
3. Написать уравнения проекций скоростей и координат.

Учащиеся выполняют действия по предложенному алгоритму и результат записывают на доске и в тетради.

Вид доски:

V. Первичное закрепление (5 мин.)

Учащиеся выполняют необходимые вычисления и заполняют последнюю строчку таблицы, комментируя каждое действие.

VI. Самостоятельная работа (12 мин.)

Задача: Спортсмен, толкающий ядро, сообщает ему начальную скорость 25 м/с, направленную под углом а) 30o.; б) 45o; в) 60o к горизонту

  • Найдите проекции начальной скорости на горизонтальное и вертикальное направление.
  • Вычислите, через сколько секунд ядро упадет на землю.
  • Вычислите дальность полета ядра.
  • Вычислите максимальную высоту подъема ядра над землей.

Учащиеся проверяют правильность своих расчетов, моделируя процесс при помощи компьютерной программы «Открытая физика 1.1»

VII. Повторение (5 мин.)

– Как изменяется со временем горизонтальная координата тела, брошенного под углом горизонту?
– По какому закону изменяется  его вертикальная координата?
– Почему дальность полета ядра в разных вариантах различная?
– Как спортсмен может улучшить свой результат?
– Под каким углом к горизонту нужно бросить тело, чтобы дальность полета была максимальной?

VIII. Итог урока (2 мин.)

– Что вы узнали сегодня на уроке?
– Чему вы научились?

IX. Домашнее задание

– Напишите уравнение координаты y(x) для тела, брошенного под углом к горизонту.
– Докажите, что максимальная дальность полета достигается, если начальная скорость тела направлена под углом 45о к горизонту