Лапта

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа


§ 1. Участники соревнований

I. Возраст участников.

В соревнованиях участвуют три возрастные группы: подростковая – мальчики и девочки 13-14 лет; старшая подростковая – мальчики и девочки 15-16 лет; юношеская – юноши и девушки 17-18 лет; взрослая – мужчины и женщины 19-20 лет и старше.

Примечание. В отдельных случаях к участию в играх командах взрослых по разрешению врача, тренера и соответствующих компетентных организаций могут допускаться юноши и девушки 17-18 лет.

§ 2 Права и обязанность участников.

  1. Два участия в соревнованиях каждый игрок должен иметь разрешение врача.
  2. Участники соревнований обязаны знать и соблюдать все правила игры.
  3. Участник не имеет права покидать площадку без разрешения судьи.
  4. Игрокам воспрещается выкриками, обращениями с советами к играющим и судьям мешать проведению игры.
  5. При нарушении правил и некорректном поведении участнику делается предупреждение, при повторном нарушении правил игрок может быть снят с соревнований.
  6. Участник имеет право, подняв руку, обратиться к судье по ходу игры только в момент, когда мяч не находится в игре.

§ 3. Костюмы и номера участников

  1. Костюм участника соревнований состоит из спортивных трусов, майки или тенниски, спортивной обуви без металлических шипов и каблуков.
  2. Участники соревнований должны выступать в единой для каждой команды спортивной форме, каждый игрок должен иметь свой номере, отличающихся цветов от его майки или тенниски и ясно видимый на спине и груди (размеры номера на груди – LOX5 см, ширина линии – 1 см, на спине – 25XL см, ширина линии – 2см). Нумерация должна быть от 1 в возрастающем порядке до номера, соответствующего количеству игроков в команде.
  3. Капитан команды обязан иметь отличительный знак – повязку не левой руке.

§ 4. Состав команды и замена игроков.

  1. Команда состоит из 12 человек: 8 полевых и 4 запасных игрока.
  2. Начать игру команда обязана, а полном составе. Если во время игры команда на поле остается в количестве 6 человек игра прекращается и этой команде засчитывается поражение.
  3. Во время игры команде разрешается заменять не более 4-х игроков в момент, когда мяч находится вне игры. Замена в “бьющем” команде возможно только при нахождении заменяемых игроков на линии “города” и наличии у них права на удар.
  4. Замена производится неограниченное число раз по требованию тренера или капитана команды.
  5. Игрок, выходящий из игры или входящий в игру, должен получить на это разрешение судьи.
  6. Игрок, покинувший поле без разрешения судьи, удаленный с поле судьей или капитаном своей команды, не может быть снова допущен к игре или заменен запасным игроком.
  7. Фамилии всех игроков каждой команды должны быть внесены в протокол игры. Игроки, не включенные в протокол, и соревнованием не допускаются.

 II. Обязанности и право судей

§ 5. Состав судейской коллегии и обязанности судей

  1. Для проведения каждой игры назначается судья на поле, главный судья матча, судьи на линиях и секретарь.
  2. Судья на поле следит за выполнением правил игры и принимает окончательное решение при всех их нарушениях.
  3. Судья на поле обязан перед началом игры проверить состояние инвентаря и поля, разметки площадки, костюм и обувь участников и.т.д.
  4. Судья на поле имеет право отстранить от судейства (в том числе и во время встречи) судей, не справляющихся со своими обязанностями, или удалять игроков, грубо нарушающих правила, отменить или отложить соревнование, если для этого есть объективные причины.
  5. Судья на поле утверждает результаты и итоги соревнований, которые представляются в виде отчета.
  6. Судьи на линиях располагаются у линии кона и города и передвигаются вдоль боковых линий, сигнализируя подъемом флага судье на поле о нарушениях и моментах осаливания.
  7. Секретарь оформляет расписание встреч, видеть протоколы встреч, следит за очередью бьющих игроков, принимает заявления и протесты, по свистку и указаниям судьи на поле выключает и останавливает часы, объявляет счет очков и время.

III. Правила игры.

§ 6. Партии и продолжительность игры

  1. В игре одна команда занимает линию “города”(бьющая), а другая(водящая) располагается в поле(полевая).
  2. Игра состоит из двух партий. В юношеской и взрослой возрастной группе продолжительность партии составляет 20 минут, перерыв между партиями 10 минут. В подростковой и старшей подростковой продолжительность партии, соответственно, 10 и 15 минут, продолжительность отдыха 5 минут.
  3. После перерыва между партиями право начать игру получает команда, которая в первой половине была “водящей” (полевой).
  4. Смена команд происходит в следующих случаях;
    Свободная- если у “бьющей” команды не остается игрока с правом на удар
    - если игроки поля(водящая) поймали мяч с лета.

§ 7. Начало игры

  1. Каждая встреча начинается с приветствия команд в центре поля,*
  2. Партия начинается 2 раза ударом по мячу игрока “бьющей” команды “метальщика” на зоны подачи. И становится в конце очереди, является “пароходом”.
  3. Дальнейшие удары производятся на зоны подачи согласно очереди.

Примечание: удар считается правильным, если мяч вышел за пределы штрафной площадки и не пересек боковых линий по воздуху.

§ 8. Правила игры

Правила для игры коновой команды:

  1. Каждый игрок имеет право на один удар, капитан на два.
  2. Чтобы снова иметь право на удар, надо сбегать через все поле и вернуться обратно, за это ему засчитывается одно очко.
  3. Бежать можно после своего удара или удара товарищей. Когда мяч в игре летит, катится или его уже подобрали полевики.
  4. Если во время перебежки полевики сумели “осалить” противника мячом, в этом случае команды меняются местами.
  5. Убежать от “салки” можно в любую сторону поля. Только из за боковую линию.
  6. Если все игроки использовали свое право на удар, и никто не сумел сделать перебежку, напитан (пароход) должен 3 раза ударять по мячу за это время остальные игроки должен вернуться назад, если не успеют капитан, сам должен пробежать. Если капитана сумели “осалить” то половинами присваивается одно очко. Меняются местами.

 Правила игры для полевой команды

  1. Выделяет одного игрока для подачи (подкидывания) мяча под удар.
  2. Удар считается состоявшимся, если игрок махнул битой на подкинутый ему мяч.
  3. Подающий следит (молча) за пробившимся игроками и готовящимися пробежке-может, кто заступит или зайдет в поле. В этом случае подающий имеет право “осалить” противника получает одно очко “Команды меняются” местами.
  4. Если полевики поймали мяч сразу после удара (мяч еще не касался земли), это называется “свечка” (дроб) тот, кто поймал мяч, ему присваивается 2 очка. И происходит смена мест.
  5. Полевикам разрешается, поймав мяч перекидывается (пасовать) его друг другу.

§ 9 Результаты игры.

  1. За каждую полную перебежку команда города получает одно очко.
  2. Команда, набравшая после двух партий наибольшее количество очков, является победителем.
  3. По протоколу выявляется “лучший игрок” набравший наибольшее количество очков.
  4. В протокол вносится все 10 игроков команды.

§ 10 Размеры и разметка поля

  1. Поле для игры в лапту представляет собой прямоугольник с ровной травяной или другой поверхностью. Для старшей подростковой, юношеской и взрослой группы поле для игры в лапту имеет длину 60 м и ширину 35 (рис 1) для подростковой группы длина поля 40 м и ширина – 25м.
  2. Поля должно быть размечено линиями шириной 4 см, ширина которых входит в размер поля. Линии наносятся белой или другой ясно видимой краской.

§ 11 Лапта (бита)

  1. Лапта должна быть из специальных сплавов легких металлов или цельнодеревянных из твердых пород дерева, длина для взрослых и юношеской группы около 1м., диаметр в широкой части 4,6 см, все около 1 кг. Толщина ручки 3 см, ее длина 22 см, для старшей подростковой группы длина биты около 80 см, все примерно 800г., а остальные параметры аналогичны бите для взрослых. Игрокам в возрасте 13-14 лет разрешается пользоваться также плоской битой длиной 70 см и шириной 8 см, толщина биты 2 см.

Примечание:

а) длина биты определяется индивидуально в соответствии антропометрических данных игроков.
б) разрешается пользоваться бейсбольными битами.

Рис 1. Площадка для игры лапта

А – Зона перебежки Б – площадка подающего (метальщика).
В – зона очередности, а – фанерный круг диаметром 50 см.

Содержание

Введение
§ 1. Участники соревнований
§ 2 Право и обязанность участников
§ 3 Костюмы и номера участников
§ 4 Состав команды и замена игроков
§ 5 Состав судейской коллегии и обязанности судей
§ 6 Партии и продолжительность игры
§ 7 Начало игры
§ 8 Правила игры
§ 9 Результаты игры
§ 10 Размеры и разметка поля
§ 11 Лапта (бита)