Тематические уроки математики в 3-м классе по теме "Решение задач на вычисление периметра фигур, Астраханский Кремль"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Развивать логическое и пространственное мышление.
  2. Расширять кругозор детей, углублять знания детей о родном городе. Прививать любовь к Родине, уважение к людям, желание сохранить красоту.
  3. Совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи на нахождение Р и S фигур, повторить римские цифры.

Оборудование:

  • фотографии и рисунки с изображением старой Астрахани и современной,
  • карточки с обозначением веков,
  • названий башен кремля,
  • схема Астраханского Кремля,
  • карта современного города,
  • изображение Успенского собора, Троицкого собора, Колокольни,
  • раздаточный материал для учеников,
  • видеофрагменты.

Ход урока

1. Организация класса.

2. Постановка целей.

- Сегодня на уроке мы повторим правила вычисления периметра и площади геометрических фигур, повторим римские цифры. А так же совершим путешествие в историю г.Астрахани.

- В каком году основан наш город? (1558г.)

- Какой это век? (XVI).

- Выберите правильный ответ. (ХVI, ХIV, ХVII).

- Сколько лет исполнится нашему городу в этом году?

В 1558 году на левом берегу Волги на Заячьем бугре была построена первая деревянная крепость. Но частые нападения турецко–татарских войск показали, что нужны более прочные укрепления, и решено вместо деревянной крепости построить каменную крепость. Не хватало лесу, камня; многие строительные материалы доставлялись с развалин бывшей столицы Золотой Орды. Строительством кремля руководили присланные из Москвы лучшие мастера – градоделы.

3. Устный счет (круговые примеры).

Решив круговые примеры, узнаем фамилию зодчего.

80 : 2 – В 40 + 5 – е 60 : 30 – ь 42 : 7 – н
45+15 – л 54 +26 – в 400 : 4 – м
100-58 – и 2·200 – я 6 · 9 – о

(Михаил Вельяминов, Дей Губастый.)

Строительство каменного Кремля продолжалось и в начале XVII века.

Представьте, что мы видим Кремль с высоты птичьего полёта <Рисунок 1>.

Какую форму имеет Кремль? (Напоминает форму прямоугольного треугольника).

Форму Кремля продиктовало его местоположение на Заячьем бугре.

Летопись тех лет гласит: “…избрание сего бугра доказывает чрезвычайную дальновидность, ибо бугор сей ограждён самой природою: со стороны к востоку окружён непроходимыми болотами, тинами, с севера – Волгою, с полудня – глубочайшим озером…”

Для защиты от врагов Кремль окружён мощными стенами.

4. Задача на нахождение периметра Кремля.

Протяженность стен вместе с башнями 511м, 707 м, 326 м.

- Что можем узнать, имея такие данные? (периметр Кремля).

Р = 511 + 707 + 326 = 1544(м)

Периметр Кремля: 1544 метра.

5. Задание на нахождение высоты и толщины стен Кремля.

В зависимости от рельефа местности стены имеют разную высоту.

- Узнаем высоту стен Кремля

Число башен умножить на 8, вычесть16, умножить на 2, вычесть 3 Ответ: 77

- Какие два числа нужно умножить, чтобы получить это число (7 и 11).

Высота стен от 7м до 11м.

Толщина стен тоже разная. Она колеблется от 28 дм до 52 дм. Пример для сравнения: толщина стен современных кирпичных зданий чуть более 5 дм.

Переведите толщину стен в метры и дециметры.

28дм = 2м 8дм

52дм = 5м 2дм

6. Логическая задача 1.

Вдоль стен расположено 7 башен.

  1. Архиерейская башня
  2. Житная башня
  3. Крымская башня
  4. Красные ворота
  5. Никольские ворота
  6. Артиллерийская башня
  7. Пречистенская башня - колокольня

(У каждого ученика на парте лежит прямоугольный треугольник и макеты 7 башен.)

- Вдоль стен расположите 7 башен так, чтобы вдоль двух сторон располагалось по 3 башни, а вдоль третьей, самой длинной стороны - 4 башни (дети выполняют работу самостоятельно).

Затем на доске появляется схема. <Рисунок 2>

Проверка (самопроверка). Назовём все эти башни.

Башни Кремля в зависимости от назначения и месторасположения разные по форме, высоте, размерам.

7. Логическая задача 2.

Высота трёх башен Кремля: 17м, 16м, 15м. Крымская башня выше Артиллерийской, а Артиллерийская выше Архиерейской. Назови высоту каждой башни.

Крымская – 17м

Артиллерийская – 16м

Архиерейская – 15м

Справка: высота башни Красные ворота с шатром – 37м, а высота современного девятиэтажного дома – 27м.

8. Беседа о Троицком соборе.

Истинным украшением Кремля являются два величественных собора Успенский и Троицкий собор. Троицкий собор находится недалеко от Никольских ворот (видеофрагмент). Каменное здание строилось с 1593 по 1603г. это очень сложное архитектурное сооружение. Он состоит из трёх церквей, расположенных на общем высоком подклете и двух трапезных палат. <Рисунок 3>

- Сколько лет продолжалось строительство? (10 лет)

- В каком веке закончилось?

Собор неоднократно перестраивался, в разное время в нём была церковь, ремесленная школа, тюрьма, кладовая денежной казны.

9. Беседа об Успенском соборе.

Замечательным памятником архитектуры является Успенский собор. Современное здание сооружалось с 1698 по 1710год.

- Сколько лет продолжалось строительство Успенского собора. (12 лет).

- Как узнали? В каком веке закончилось?

Летопись так сообщает о начале строительства: “…сего 25числа поступили 30 человек каменщиков класть соборную церковь…, строение продолжалось 12 лет подаяниями астраханских жителей и приезжих купцов…”

(Видеофрагмент) Успенский собор имеет прямоугольную форму, 5 золочёных глав с крестами. Построен из белого камня, украшен резным орнаментом, масляной живописью. Собор двухэтажный, имеет 2 церкви - ныне действующие. Собор опоясывает обходная галерея, соединенная с лобным местом. <Рисунок 4>

10. Решение задачи на нахождение периметра Успенского собора без галереи и лобного места.

Длина Успенского собора 36 м, ширина 27 м. Найдём периметр собора без галереи лобного места <Рисунок 5>

а = 36 м Р = (а + в) • 2
в = 27 м Р = (36 +27) • 2 (м)
Р = ?

11. Решение задачи на нахождение высоты Колокольни.

Самая высокая башня Кремля – Пречистенские ворота – Колокольня.

Она перестраивалась три раза в 1710 г., в 1813 г., в 1910 году.

- Напишите века римскими цифрами. (ХVIII, ХIХ, ХХ). (Видеофрагмент)

Это главные проездные ворота. Колокольня четырёхъярусная, богато украшена каменной резьбой, знаменита не только колоколами, но и часами, для того времени новинкой. <Рисунок 6>

Узнаем высоту Колокольни.

Решение задачи (самостоятельно).

Высота Успенского собора - 75 м, Крымской башни на 58 м меньше, а Колокольня на 63 м выше Крымской башни. Найди высоту Колокольни.

1) 75 – 58 = 17 (м) - высота Крымской башни.

2) 17 + 63 = 80 (м)

Ответ: 80м высота Колокольни.

Историческая справка.

Сейчас трудно представить, что раньше на территории Кремля размещались не только административные и культурные сооружения, но и жилые постройки с конюшнями, сараями, коровниками, банями. Город рос. 30–х г. ХVIIв. началось строительство “Белого города”. Здесь находились торговые ряды, дома знати и купечества. Белый город был обнесен стенами. <Рисунок 7> Позже стены были разобраны, часть башен сохранилась.

Позже построен “Земляной город”,здесь жили ремесленники, рабочие, стрельцы. В 1721г. (ХVIII века). Астраханский губернатор Волынский, готовясь к встрече в городе Петра 1, отдал приказ о вынесении из крепости жилых домов и деревянных церквей в целях пожарной безопасности “…Кремль город очистись и строение дворовое деревянное, которое в нём есть, всё без остатка вынести вон…”.

Сейчас Астрахань современный город, сочетающий в себе дух старины - Кремль и в то же время современные красивые здания, многоэтажные дома. Посмотрите, как вырос город с тех далёких времён (карта современного города). Кремль уже не имеет оборонного значения. Он является выдающимся историко-архитектурным музеем. Мы имеем все основания гордиться им.

Назовите достопримечательности города. (Дети называют).

12. Итог урока.

Сколько башен в Кремле?

Какая высота стен Кремля?

- Высота Колокольни?

13. Дом. задание.

Написать названия сторожевых башен Кремля.

Понравился вам, ребята, урок?

Что нового узнали на уроке?

Захотелось ли вам вновь побывать в Кремле и по-новому взглянуть на все сооружения?

Желаю вам приятной экскурсии.