Подготовка учащихся к выполнению заданий по русскому языку в тестовой форме, 10–11-й классы

Разделы: Русский язык

Классы: 10, 11

Ключевые слова: русский язык


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Программа элективного курса составлена на основании следующих нормативно-правовых актов:
  2. “Об утверждении обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования по предмету” (приказ МО РФ от 30.06.1999 № 56);
  3. “Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования” (приказ МОиН РФ от 05.03.2004 №1089);
  4. Примерные программы по русскому языку среднего (полного) образования (М.: Дрофа, 1999);
  5. “Об утверждении Положения о проведении единого государственного экзамена” (приказ МО от 09.04.2002 № 1306) и др.

Тестовый контроль в настоящее время становится наиболее актуальным в связи с тем, что выпускные экзамены в школе и вступительные испытания в большинстве вузов проводятся в форме ЕГЭ, а учащиеся средних школ еще недостаточно владеют навыками выполнения заданий в данной форме.

Предлагаемая программа элективного курса предназначена для учащихся общеобразовательных классов и классов негуманитарного профиля, поддерживает содержание базового курса русского языка, изучение которого осуществляется на общеобразовательном уровне, соотнесена с уроками русского языка по программе Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина “Русский язык. 10-11-е классы”, позволяет интересующимся школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку (например, для сдачи ЕГЭ, централизованного тестирования и т.д.) по русскому языку. Она ориентирована на формирование языковой и коммуникативной компетенций (в частности, умений и навыков работы с тестами); в отдельных разделах позволяет расширить содержание Федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку, направленного в первую очередь на формирование языковой и культуроведческой компетенций школьников, на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Программа позволяет последовательно использовать сознательно-коммуникативный принцип обучения родному языку; в связи с установкой на коммуникативно-деятельностный подход к обучению русскому языку усиливает функционально-стилистический аспект в его изучении. Содержание курса углубляет знания учащихся об особенностях функционирования языковых единиц и средств в речи, расширяет представление о стилистических ресурсах и изобразительно-выразительных средствах языка, формирует умение оценивать языковые явления и факты с прагматической, нормативной и эстетической точек зрения, помогает отличать немотивированное отклонение от речевой нормы, квалифицированное как ошибочное, от коммуникативно целесообразного нарушения языкового стандарта в условиях текста, избегать речевых, грамматических, стилистических ошибок в собственной речи.

Цель данного курса состоит в том, чтобы помочь ученику освоить систему родного языка, его грамматику и лексику; глубже проникнуть в значение форм и категорий в процессе их функционирования в условиях текста, то есть в речевом процессе; овладеть нормами литературного языка через совершенствование умений работы с различными видами тестов.

Программа направлена на достижение следующих задач:

1) анализ и классификация языковых фактов с целью обеспечения различных видов речевой деятельности;

2) оценка языковых фактов с точки зрения нормативности;

3) анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

4) использование основных приемов информационной переработки текста;

5) оценивание письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; проведение лингвистического анализа текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

6) создание собственного речевого высказывания в соответствии с поставленными задачами; осуществление речевого самоконтроля;

7) использование нормативных словарей и справочной литературы.

Изучение элективного курса рассчитано на 68 часов (34 часа в 10 классе, 34 часа в 11 классе).

Основные организационные формы проведения занятий – лекционно-практические занятия, семинары-практикумы, лабораторные занятия (исследовательско-экспериментальные), творческие практикумы, редакторско-аналитические практикумы и т.д.

Основными видами деятельности на занятиях элективного курса являются:

  • выполнение заданий тестов закрытого и открытого типа;
  • классификация речевых и грамматических ошибок с точки зрения их источников и способов устранения;
  • лингвостилистический анализ (эксперимент);
  • авторедактирование и редактирование текстов;
  • продуцирование текстов разной стилистической направленности.

Критерии оценки знаний, умений и навыков учащегося определяются критериями оценивания ЕГЭ по русскому языку.

Требования к уровню подготовки учеников:

В результате изучения курса учащиеся должны знать:

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, стилистические и др. нормы современного русского литературного языка;
  • основные приемы информационной переработки текста;
  • алгоритм лингвистического анализа текстов различных стилей и типов речи;
  • основные виды лингвистических словарей и справочников.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

  • анализировать и классифицировать языковые фактов для обеспечения различных видов речевой деятельности;
  • оценивать языковые факты с точки зрения нормативности;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • использовать основные приемы информационной переработки текста;
  • оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • производить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
  • создавать собственное речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • осуществлять речевой самоконтроль;
  • использовать нормативные словари и справочную литературу и др.

Приложение 1

Приложение 2

Список рекомендуемой литературы:

  1. Вакурова О.Ф., Львова С.И., Цыбулько И.П. Готовимся к единому государственному экзамену: Русский язык. – М.: Дрофа, 2004.
  2. Единый государственный экзамен 2003 – 2004 (2004 –2005): Русский язык: Контрольно-измерительные материалы. М-во образования РФ. - М.: Просвещение, 2004, 2005.
  3. Капинос В.И., Пучкова Л.И., Цыбулько И.П., Гостева Ю.Н. Методические рекомендации по оцениванию заданий с развёрнутым ответом: Русский язык. – М.: “Уникум-Центр”, 2004.
  4. Меркин Б.Г., Смирнова Л.Г. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ: Дидактические и справочные материалы. Тесты. – М.: Русское слово, 20042005.
  5. Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку: 9-11-е класс. – М.: Вербум-М, 2005.
  6. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. Русский язык / Капинос В.И., Пучкова Л.И. - М.: Интеллект-Центр, 2004, 2005.