Урок физической культуры по теме "Гимнастика — как один из основных элементов гармоничного развития здорового ребенка"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Цель: Развивать основные жизненно-важных двигательных качеств силы, гибкости, ловкости, прыгучести, выносливости и координации движений, путём применения метода круговой тренировки.

Задачи:

  1. Совершенствовать лазания по канату в три приёма.
  2. Обучать и закреплять кувырки вперёд из упора присев до упора присев.
  3. Совершенствовать подтягивания на высокой перекладине (мальчики), на низкой перекладине (девочки).
  4. Совершенствовать прыжки через короткую скакалку.
  5. Воспитывать привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
Части урока Содержание урока Дозировка Организационно-методические указания
1. Подготовительная часть

9-10 мин.

1. Построение, рапорт, приветствие, сообщение цели и задач урока, измерение ЧСС.

(Напоминаю детям о важности занятий физическими упражнениями и их самоконтроля).

Слово “гимнастика” родилось в Элладе. Произошло от древне-греческого слова “гимнос” - обнажённый, потому что гимнастикой эллины занимались без одежды. Более точная трактовка слова “гимнастика” связывается с греческим “гимназо” - упражняю, тренирую т. е. отражает гаму сущность и назначение гимнастики, одного из основных средств системы физического воспитания, направленной на упражнение, тренировку всего организма человека.

1 мин 30 сек Дежурный строит класс по диагонали зала (лицом к жюри), подаёт команды: “Становись!” “Смирно!” “Равняйсь!”

“По порядку расчитайсь!”

Сдаёт рапорт.

  2. Строевые упражнения (повороты: “Напра-во!” “Нале-во!” “Кру-гом!”

3. Ходьба и ходьба по заданию

(Подаю команду: “В обход налево шагом марш!”).

а) на носках, руки за голову;

б) на пятках, руки в стороны;

в) на внешней стороне стопы, руки на пояс;

г) спортивная ходьба руки согнуты в локтях (работают вперёд и назад), ноги ставить с пятки на одной линии.

4. Перестроение из колонны по одному в колонну по два

(Подаю команду: “через середину в колонну по два марш!”) и разведение колонны в разные стороны.

(Подаю команду: “Налево и направо в колонну по одному марш!”)

5. Бег и бег по заданию

(выполняются упражнения в парах)

Подаю команды: “Взяться за руки!”

а) “Приставными шагами бегом марш!”

б) “Повернуться спиной друг к другу, взяться за руки, приставными шагами марш!”

в) Руки на плечи друг к другу, противоположные на пояс, бег с прямыми ногами.

г) Руки на плечи друг к другу, противоположные на пояс, высоким подниманием бедра.

Подаю команды: “Через середину в колонну по два шагом марш!” “Направляющие на месте, стой, раз – два!”

Даю распоряжение: Повернуться лицом друг к другу раз – два!”

30 сек.

1 мин.

1/2 круга

1/4 круга

1/4 круга

1/4 круга

1/4 круга

30 сек.

2 мин.

8-10 шагов

10-15 раз

10-15 раз

20 сек.

10 сек.

Добиваюсь чёткости в выполнении поворотов и команд.

Добиваюсь ходьбы в ногу.

Упражнения для формирования правильной осанки и укрепления голеностопного сустава.

Дистанция два шага, интервал два метра.

В конце зала партнёры разбегаются в стороны (равномерный бег).

Добиваюсь частоты, а не быстроты выполнения.

Дистанция два шага, интервал один метр.

2. Основная часть

25-28 мин.

6. Упражнения в парах:

а) И. п. – стоя лицом друг к другу, левая нога впереди, упираясь ладонями в ладони. По очереди, сгибая и выпрямляя руки с преодолением сопротивления, оказываемого друг другу.

б) И. п. – ноги врозь, лицом друг к другу, руки на плечи партнёра 1-3-наклоны вперёд, давя на плечи друг другу (выдох). 4-И. п. (вдох).

в) И. п. – стоя, ноги врозь, спиной друг к другу, взяться руками вверху.

1-наклон в одну сторону (нижнюю сторону зала) (выдох)

2 – И. п. (выдох)

3 – наклон в противоположную сторону (выдох)

4 – И. п. (вдох)

г) Взявшись за руки приседание пистолетом на правой ноге, левую ногу вперёд. То же самое на другой ноге, затем поменяться.

д) И. п. – основная стойка

1 – упор присев

2 – упор лёжа

3 – упор присев

4 – И. п.

е) И. п. – стоя лицом друг к другу, взявшись за руки 1-3 – прыжки на двух ногах на месте

4 – прыжок с поворотом на 180 градусов, измеряю ЧСС.

ж) Ходьба на месте (на восстановление ЧСС)

4 мин.

10 сек.

4 повтора

3 раза (девочки)

5 раз (мальчики)

5-6 повторов

3-4 повтора

1 мин.

Темп средний дыхание не задерживать.

Ноги в коленях не сгибать.

Голову держать прямо, наклон делать глубже.

Приседать на всей ступне, стоящий оказывает помощь.

Темп быстрый в упоре лёжа слегка прогнуться.

Добиваюсь ходьбы в ногу.

3. Заключи-тельная часть

2-3 мин

1. Делю на отделения класс, назначаю старших, объясняю порядок смены снарядов и выполнение команд (пользование карточками).

2. Подаю команды: “В порядке отделений к указанным снарядам шагом марш!” Отделение на месте стой 1-2!” нале-во! Приготовить снаряды (учащиеся готовят снаряды).

Подаю команду: “Приступить к выполнению упражнений, пользуясь наглядными карточками (Учащиеся выполняют упражнения, а я обхожу и показываю)”.

1 Снаряд: Лазание по канату в три приёма.

И. п. – вис на прямых руках.

Первый приём – согнуть ноги, подтянуть их как можно выше, захватить канат коленями подъёмами ног руки слегка согнуть.

Второй приём – сжимая канат ногами, выпрямить ноги одновременно, сгибая руки и подтягивая тело вверх (руками не перехватывать).

Третий приём – сохраняя захват каната ногами, поочерёдно перехватить руки вверх и захватить канат как можно выше.

2 Снаряд: Кувырок вперёд из упора присев до упора присев.

Кувырок – упражнение, в котором происходит переворачивание через голову вокруг поперечной оси с последовательным касанием пола отдельными частями тела.

И. п. – принять упор присев, поставить руки несколько вперёд. Передавая центр тяжести на руки и сгибая их, оттолкнуться и, плотно сгруппировавшись, перевернуться через голову до положения упора присев.

3 Снаряд: Подтягивание на высокой перекладине (мал.), на низкой перекладине (дев., вися лёжа).

И. п. – основная стойка (руки на ширине плеч, правильный хват - большой палец обхватывает перекладину снизу; попытка считается засчитанной, если подбородок оказывается выше перекладины).

При подтягивании на низкой перекладине – спина прямая (стопы опираются о пол так, чтобы туловище образовало с опорной плоскостью угол менее 45 градусов).

4 Снаряд: Прыжки через короткую скакалку.

Прыжки со скакалкой вырабатывают выносливость, развивают координацию движений, прыгучесть, укрепляют суставы, связки и мышцы ног и рук.

По истечении времени 5 мин. На каждом снаряде подают команду: “Последний на снаряде!” По этой команде последний заканчивает упражнение, и отделение строится лицом к снаряду.

Подаю команды: “напра-во!” “отделения изменить снаряды!” “Бегом марш! Стой! Раз-два!” “налево!” “Приступить к выполнению упражнений, пользуясь наглядными карточками”. (Учащиеся выполняют упражнения, а я обхожу и показываю).

После выполнения упражнений на втором снаряде измерил ЧСС.

1. После выполнения упражнений на последнем снаряде, подаю команды: “Убрать снаряды!”

“В одну шеренгу становись!”

2. Игра на восстановление ЧСС “Светофор”

Красный свет – на месте

Жёлтый свет – ходьба на месте

Зелёный свет – движение вперёд.

3. Измерение ЧСС.

4. Подведение итогов урока.

5. Задание на дом.

6. Организованно увожу в класс.

2 мин.

5 мин.

5 мин.

5 мин.

5 мин.

20 сек.

40 сек.

20 сек

1 мин.

20 сек.

30 сек.

10 сек.

Учащиеся кладут маты на места и протирают их влажной тряпкой; берут скакалки; ставят перекладины на нужную высоту.

Подстраховывают и держат канат, чтобы он не раскачивался. При спуске по канату не скользить.

Ошибки:

1. Недостаточная группировка при переворачивании.

2. Неправильное положение рук в упоре присев (близко к ногам).

3. Отсутствие толчка ногами.

4. Опора головой о пол.

5. Потеря направления.

При подтягивании мальчиков старший отделения держит руку не давая раскачиваться подтягивающемуся

Подтягивание производится без рывков. После подтягивания руки выпрямляются полностью.

Для определения длины скакалки, ученик берёт её за ручки и, расставив ноги на ширину плеч, становится на её середину. Локти прижимает к бокам и сгибает руки под прямым углом. В этом положении скакалка должна быть натянута.

Слежу за правильной переноской снарядов.

Проверяю знания ПДД.

Подвожу итоги игры и урока, отмечаю лучших.

Продолжить прыжки со скакалкой.