Тема: "Модели и моделирование"

Разделы: Начальная школа


Тема: «Модели и моделирование».
Цели:

  • познакомить с различными видами моделей и моделированием;
  • развивать умения выполнять различного вида задания в графическом редакторе «Гну пеинт», используя специальную сетку:
  • воспитывать бережное отношение к сложным аппаратным средствам.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент. Постановка цели урока

– Ребята, сегодня на уроке мы с вами поговорим о моделях и моделировании. Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока: «Модели и моделирование».

2. Работа над новым материалом

Модель – это упрощённое подобие предмета или процесса. Она повторяет какие-то свойства оригинала и заменяет его в некоторых случаях.

 

Например, кукла – модель человека. Девочка может заботиться о ней, укладывать спать, одевать её. Кукла-модель выполняет в игре роль человека.
У одного предмета могут быть разные модели.

Например, модель-рыбы – блесна в форме рыбки или бумажная рыбка – оригами. Это материальная модель.
Итак, что же такое модель? Модель – это упрощённое подобие предмета или процесса. Записываем это определение в своих тетрадях.

Модели бывают материальными и информационными. Именно информационные модели представляют наибольший интерес для информатики. Информационная модель объекта – это его описание.  Описание может быть словесным, математическим или графическим.

Итак, модели бывают материальными и информационными. Информационные модели делятся на словесные, графические и математические.
Запишите эту схему в свои тетрадочки.

 

Например, чертёж автомобиля – это его графическая модель. Самая простая информационная модель человека – это его имя.

Пример словесных моделей – загадки, отражающие характерные признаки предмета.

1.

(Козёл)

(Козёл)

2. Чёрный Ивашка,
Деревянная рубашка,
Где носом пройдёт –
Там заметку кладёт. (Карандаш)

3. Семь ребят по лесенке
Заиграли песенки. (Ноты)

– Молодцы, назовите характерные признаки следующих предметов:

  • автомобиль (4 колеса, кузов, мотор);
  • часы (циферблат, стрелки);
  • цветок (стебель, листочки);

– Математические модели ты строишь на уроках математики.

– Что же такое моделирование?

Моделирование – процесс создания модели предмета. Запишем это определение.

– Давайте закрепим нами полученные знания и посмотрим видеоролик о моделях и моделировании.
– Что такое модель?
– Какие бывают модели?
– Что такое моделирование?

– Сегодня на уроке мы попробуем создать модель – ковра, с узором характерным для башкирских ковров. Башкирский орнамент почти всегда симметричен. Центральное место в композициях порой занимает символический ромб. Ромб (символ земли – пашни).

– Сегодня на уроке вы по предложенному мной эскизу создадите компьютерную модель ковра. Вы  знаете, что сначала художник воплощает все свои задумки на бумаге, далее он создаёт информационную модель с помощью компьютера, есть специальные станки, которым эту информационную модель можно передать. Эти станки называются – станки с ЧПУ(числовым программным управлением). Давайте создадим модель для такого станка. Для этого мы используем программу «Гну Пеинт» со специальной разметкой.

Во время выполнения работы делается перерыв, на котором выполняется  комплекс упражнений для глаз:

1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1–4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.
2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1–4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.
3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1–4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1–6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3–4 раза.
4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдоль на счет 1–6; затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.

3. Проверка выполнения работы. Оценивание

4. Подведение итога

– Вот и созданы наши модели. Давайте посмотрим у всех ли они получились.
– Спасибо за урок!

Литература.

Программно-методический комплекс "МИР ИНФОРМАТИКИ"  3-4 год обучения. (Разработан издательством "Учебная книга" (г. Екатеринбург) по заказу министерства образования Свердловской области).

Приложение