Использование логической структуры курса общей биологии при профильном обучении на примере решения задач раздела "Основы генетики"

Разделы: Общепедагогические технологии


Презентация

В познавательной деятельности типологическое мышление первично. Человек мыслит образами, категориями, в которых разнообразные объекты представлены в своих наиболее важных для узнавания типических чертах. Это облегчает их упорядочение, ту или иную классификацию, которая относится к первичным формам познания.

Индивидуально-типологические особенности, характерные для учащихся определенного профиля, отражающие склонности и интересы и позволяющие им успешно осваивать предмет.

У обучающихся физико-математического профиля развито абстрактное мышление, ученики легко воспринимают материал в виде логических схем, задач, моделей. Применение строгого дедуктивного метода изложения, использование методов математического моделирования повышают авторитет предмета в глазах учеников.

У обучающихся гуманитарного профиля развито наглядно-образное мышление, ярче проявляются эмоции. Для обучающихся гуманитарного профиля изучение общей биологии необходимо связывать с изложением материала опирающимся на ранние сформированные умения и навыки, что позволяет постепенно подготовить учеников к усложнению материала.

У обучающихся естественного профиля развиты свойства восприятия предмета как целого, гибкость мыслительной деятельности, логическое и чувственное восприятие объекта. Для обучающихся естественного профиля изучение общей биологии основополагается на последовательности тем, соответствующих уровням организации живой материи.

С учетом целей обучения и индивидуально-типологических особенностей разработаны методы разделения логической структуры по профилям при решении генетических задач в курсе изучения темы “Основы генетики”.

Актуальность темы:

Модернизация образования связана с новыми целями образования, где профильное обучение становится приоритетным звеном. Новые цели вызывают изменение содержания, методов и форм обучения.

В этих условиях профильное обучение представляется наиболее целостной образовательной структурой, способной решить эти проблемы.

Что даёт профильное обучение?

Введение профильного обучения на старшей ступени общего образования способствует решению проблем, стоящих перед ребенком, усиливает индивидуальный подход в обучении и воспитании, уменьшению разрыва между школой и вузом, школой и профессиональным образованием.

Для того, чтобы каждый ребенок стал соучастником и почувствовал свою сопричастность к учебному процессу, раскрыл свои потенциальные возможности необходимо изменить методы и формы обучения.

Цели обучения по профилям при изучении темы “Основы генетики”:

Обучающие цели:

Для обучающихся физико-математического профиля:

  • Сформировать знание основных правил и законов наследственности для объяснения эволюции органического мира.
  • Добиться понимания учащимися универсального характера законов наследования.

Для обучающихся естественного профиля:

  • Сформировать знание законов наследования, умение раскрывать сущность законов для объяснения закономерностей изменчивости как доказательства материального единства живой природы.
  • Углубить, расширить, систематизировать знания общебиологических закономерностей.

Для обучающихся гуманитарного профиля:

  • Сформировать знание генетической терминологии, символики и законов наследования для объяснения эволюции органического мира.
  • Добиться понимания учащимися значения генетики для медицины, здравоохранения, селекции.

Развивающие цели:

Разностороннее развитие личности учащихся, памяти, наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, творческих способностей, теоретического мышления средствами биологии, стремление к самообразованию и применению знаний биологии на практике.

Воспитательные цели:

Научить применять знания для объяснения вредного влияния курения, алкоголя и наркотических веществ на потомство.

“Как можно познать себя?

Только путем действия, но никогда – путем созерцания”. И.-В. Гете

В познавательной деятельности типологическое мышление первично. Человек мыслит образами, категориями, в которых разнообразные объекты представлены в своих наиболее важных для узнавания типических чертах. Это облегчает их упорядочение, ту или иную классификацию, которая относится к первичным формам познания.

Индивидуально-типологические особенности, характерные для учащихся определенного профиля, отражающие склонности и интересы и позволяющие им успешно осваивать предмет.

У обучающихся физико-математического профиля развито абстрактное мышление, ученики легко воспринимают материал в виде логических схем, задач, моделей. Применение строгого дедуктивного метода изложения, использование методов математического моделирования повышают авторитет предмета в глазах учеников.

У обучающихся гуманитарного профиля развито наглядно-образное мышление, ярче проявляются эмоции. Для обучающихся гуманитарного профиля изучение общей биологии необходимо связывать с изложением материала, опирающимся на ранние сформированные умения и навыки, что позволяет постепенно подготовить учеников к усложнению материала.

У обучающихся естественного профиля развиты свойства восприятия предмета как целого, гибкость мыслительной деятельности, логическое и чувственное восприятие объекта. Для обучающихся естественного профиля изучение общей биологии основополагается на последовательности тем, соответствующих уровням организации живой материи.

С учетом целей обучения и индивидуально-типологических особенностей разработаны методы разделения логической структуры по профилям при решении генетических задач в курсе изучения темы “Основы генетики”.

Выводы: Как повлияло использование методов на конечный результат?

За 7 лет работы над данной темой достигнуты следующие результаты:

  1. Повысился интерес к данному предмету, из общего количества обучающихся класса 45 % выбирают естественный профиль.
  2. Повысилась успеваемость от 60% до 100% учащихся по профилям.
  3. Повысилась мотивация и результативность к ежегодному участию во внутригимназических и районных олимпиадах по биологии, химии, экологии всех профилей на 30%.
  4. Появилось конкретное самоопределение в выборе профессий на 100% .
  5. Повысилось участие и результативность в конкурсах и конференциях районного, республиканского, всероссийского уровней на 45% .

Приложение